Употребление слова «парадная» многие объясняют наличием традиционного петербургского диалекта (отсюда же «поребрик» и «шаверма»), а также следствием трепетного отношения коренных жителей культурной столицы к исторической архитектуре. «Вы только взгляните на эту красоту, разве повернется язык назвать роскошную дореволюционную парадную подъездом?», – резонно вопрошают петербуржцы. Что ж, надо признать, город, сравнимый с Санкт-Петербургом по красоте своих парадных, и впрямь надо еще поискать. Вот только искать, разумеется, нужно в правильном месте. И совсем не факт, что такие поиски увенчаются успехом, если вести их в Париже, Вене или Брюсселе. Не исключено, что парадные там будут чище, благоустроеннее и опрятнее, но красивее – едва ли. И тем невероятнее, что город, не уступающий, а, быть может, и превосходящий Петербург по красоте парадных, был обнаружен мной ... в Африке. И речь в данном случае об Алжире, а точнее, об одноименной столице страны – городе Алжир. Туда мы и отправимся в рамках сегодняшней виртуальной экскурсии, чтобы полюбоваться невероятно красивыми парадными.
Алжир, несмотря на то, что является одной из наиболее пострадавших от европейского (в данном случае французского) колониализма стран мира, получил в наследство от данного периода как минимум одно явное преимущество, отличающее его от многих других бывших колоний. Речь о французской колониальной архитектуре, которая здесь совершенно великолепна. И даже сегодня, спустя многие десятилетия после обретения Алжиром независимости, столица страны выглядит ничуть не менее нарядно, нежели Париж, Марсель или Ницца. Регулярная планировка, широкие проспекты и бульвары, застроенные белоснежными зданиями европейского типа, сочетание классики и ар-деко, мавританской и османской архитектуры – Алжир, вне всякого сомнения, является одним из красивейших городов Африки, если не сказать большего.
Вот только красота в Алжире увядающая: многие прекрасные исторические здания конца XIX – начала XX веков постепенно ветшают и разрушаются. Реставрируются и поддерживаются в достойном виде лишь единицы, тогда как десятки и сотни шедевров архитектурной мысли погружаются в безвременье, даже несмотря на то, что по сей день остаются обитаемыми. Богатая лепнина, скульптуры и барельефы, кованые решетки и узорчатые ставни – почти каждое здание в центральной части Алжира представляет собой яркий памятник архитектуры. Но все это, увы, нужно еще разглядеть за потрескавшейся штукатуркой, рекламными вывесками, граффити, спутниковыми тарелками и вывешенным сушиться бельем.
Отдельного упоминания достойны и парадные входы, ведущие внутрь жилых зданий, каждый словно настоящий портал, перемещающий на сто с лишним лет тому назад. Скульптурный и архитектурный декор здесь какого-то совершенно недостижимого уровня. Сегодня, увы, так делать не умеют.
Причем в Алжире все это сохранено в своем первозданном виде. Да, многое уже давно сломано, разрушено и погребено под пылью прошедших десятилетий. Но все же в большинство исторический зданий здесь по-прежнему ведут оригинальные двери и входные группы. Пусть грязные, потертые и неопрятные, но все же. Если в какой-то момент Алжир накроет волна интереса к собственному архитектурному наследию, здесь почти не придется ничего воссоздавать. Нужно будет лишь как следует отреставрировать, вернув парадным сооружениям их первоначальный лоск.
Пока же отношение к исторической застройке здесь в лучшем случае нейтрально-безразличное. Быть может, отчасти из-за негативного отношения ко всему французскому, отчасти сказывается недостаток средств, да и к тому же традиционный для многих арабских стран бардак, грязь и некоторую безалаберность тоже никто не отменял.
Возможно, по этой же причине почти все входные двери исторических зданий в Алжире настежь открыты. Ни кодовых замков, ни домофонов, но бдительных консьержек. А ведь как это всегда и бывает, все самое интересное здесь скрывается внутри.
И главное, уже с ходу буквально потрясает сохранность многих примечательных деталей интерьера и внешнего декора. Умели ведь делать красиво...
В том же Петербурге (позволю себе бросить камень в огород Северной столицы) почти все исторические двери с резными и кованными элементами в наше время поменяли на бездушные глухи металлические двери. А вот в Алжире почти в каждом историческом здании сохранилась оригинальная входная дверь. Да, состояние многих из них далеко от идеала, и это мягко говоря. Но сам факт их сохранности, конечно, впечатляет.
Для любителей исторических деталей и всевозможных артефактов городской среды в Алжире настоящее раздолье.
Но, конечно же, самое интересное скрывается за выходными дверями здешних парадных, а красоты и великолепия внутри ничуть не меньше, нежели снаружи.
В Алжире, как и в Петербурге, нередко можно встретить дворы-колодцы.
Но намного чаще встречаются так называемые фонари, открытые или застекленные конструкции, служащие для дополнительного освещения или вентиляции пространства между квартирами. Выглядит, как какой-нибудь итальянский палаццо. Кстати, в одном из самых примечательных и в то же время таинственных петербуржских фонарей мы побывали совсем недавно.
Но если Петербург на весь мир славится своими двориками, парадными и всевозможными «архитектурными излишествами», то увидеть такое в Африке было по-настоящему неожиданно.
При входе в одну из алжирских парадных я увидел надпись SALVE, выложенную мозаикой на полу. По-латински это обозначает приветствие. Ранее я уже встречал такие надписи в бакинских и тбилисских парадных (в Петербурге они, кстати, тоже есть и в довольно большом количестве).
Но есть ли в Петербурге, Баку или Тбилиси мозаики с собаками? А вот в Алжире есть. Удивительно даже. Пес здесь словно изображен радующимся вернувшемуся вечером с работы хозяину.
Но и это еще не все. В другой алжирской парадной я к огромному удивлению обнаружил мозаику ... с жирафом! Там, правда, шли ремонтные работы, так что мозаика частично была закрыта мешка со строительными смесями.
Нередко мозаики в алжирских парадных перекидываются с пола на стены...
Но и потолки не отстают! Стоит поднять глаза, как перед тобой открываются шикарная лепнина, барельефы, старинные люстры и прочие элементы декоративного оформления. От такой красоты голова идет кругом, а ведь это парадные в обычных жилых домах. Причем в Алжире, насколько я смог понять, куда выше ценится современное жилье, а не старинные здания, доставшиеся в наследство от эпохи французского колониализма. Так что живут здесь в большинстве своем обычные люди, совсем не богатые.
Наследие же это постепенно приходит в негодность и увядает. Отлично отремонтированная парадная на фото выше – не более чем исключение. Тогда как подавляющее большинство исторических парадных в алжирской столице выглядят предельно запущенными и обветшалыми. Они все равно буквально потрясают своей красотой, хотя и порядком поредевшей, дополненной ободранной штукатуркой и разломанными почтовыми ящиками, скрытой за слоем пыли и мусора.
Порой здесь так и вовсе встречаются настоящие шедевры, вроде панно и картин, выполненных в технике масляных красок по штукатурке. Чем не полноценный музейный объект?
Есть, впрочем, и обычные картины, правда, находящиеся в целях безопасности под видеонаблюдением.
И даже почтовые ящики в алжирских парадных – полноценные шедевры прикладного искусства.
Можно ли сегодня найти нечто подобное не только в Петербурге, а хотя бы в любом другом городе России? Допускаю, что в единичных экземплярах где-нибудь возможно, но сам я, если честно, ничего подобного ранее не встречал.
По алжирским парадным ходишь словно по музеям, где в качестве экспонатов выступают старинная плитка, лестничные перила, почтовые ящики, лепные и резные элементы декора...
Но главное, практически все такие «музеи» открыты для широкой публики. Заходи и смотри. Закрытой на кодовый замок оказалась лишь самая роскошная алжирская парадная. Но мне повезло: стоило подойти ко входу, как из дверей вышла местная жительница, гостеприимно придержавшая дверь и предложившая зайти внутри, полюбоваться интерьерами.
Более того, в нескольких парадных даже удалось увидеть старинные лифты. И не только увидеть, но и прокатиться, хотя вдвоем в таком не так-то просто поместиться. Лифты, кстати, с ручным открытием дверей: сначала открываешь внешнюю зарешеченную дверцу, а затем внутренние двери.
Среди, наверное, сотни посещенных алжирских парадных удалось найти всего два до сих пор работающих лифта, и оба открывались электронным ключом, видимо, чтобы «кто попало» не ездил. Но, если подняться пешком на несколько этажей, то оттуда можно вызвать лифт и зайти в него совершенно спокойно.
Очень сомневаюсь, что они сохранились еще с XIX века, все-таки в те времена электрические лифты были еще не слишком распространены. Но 1910-е в качестве времени установки выглядят вполне реалистично, то есть возраст их в этом случае превышает целое столетие! К слову, в Петербурге, вроде бы, тоже сохранилось совсем небольшое количество старинных лифтов, но, вероятно, уже не для общего пользования. В Алжире же в подавляющем большинстве парадных, где ранее работали лифты, двери и шахты сегодня заварены. Часто даже разобраны и, скорее всего, сданы на металлолом.
Надпись на французском: «Лифт предназначен исключительно для жильцов». Жаль только, никакого лифта тут уже давно нет.
В гостинице, где мы останавливались с женой, тоже раньше был лифт. На уровне последнего этажа даже остались старинные шкивы для стальных тросов.
Вот только жили мы на пятом этаже из семи, так что подниматься было не так уж и просто. Несколько дней, конечно, можно потерпеть, тем более что отличные виды из окна служили своего рода компенсацией.
Впрочем, лифты, очевидно, и изначально были предусмотрены далеко не во всех жилых зданиях, а только в наиболее престижных.
Но как бы там ни было в дополнение ко всем красотам алжирских парадных лестничные пролеты также создают совершенно удивительную геометрию.
В завершение остается разве что лишний раз вздохнуть от того, в каком неутешительном состоянии находится большинство алжирских парадных. Да, с одной стороны, хорошо, что здесь не нашлось достаточно денег для того, чтобы вместо этой удивительной красоты сделать безвкусный евроремонт. С другой – пройдет еще несколько лет, и все это окончательно подряхлеет, развалится и придет в окончательную негодность. Как говорится, спешите видеть.
И, кстати, можно было бы предположить, что алжирцы не реставрируют здания колониальной эпохи из-за негативного отношения к строившим их французам. Но нет, жилые здания, выполненные в исламском стиле и внутри, и снаружи сегодня тоже выглядят далеко не лучшим образом.
Но даже эта увядающая красота до сих пор производит огромное впечатление. В отсутствие лоска, чистоты и элементарного ремонта парадные в Алжире по-прежнему смотрятся величественно и в то же время изящно. Как какой-нибудь обедневший дворянин из знатного рода, сохранивший аристократические манеры и гордую выправку.
И пусть лучшие времена этих мест давно остались позади, жизнь здесь по сей день бьет ключом. А среди обитателей здешний парадных не только сами алжирцы, но и очень милые котики.
Некоторые из них тоже настоящие дворяне, но при этом вполне милые и общительные. Всегда рады подставить голову, чтобы их погладили.
На этом наша виртуальная экскурсия по алжирским парадным подошла к завершению. Их интерьеры по сей день впечатляют своим великолепием и богатым убранством, пусть сегодня они и пребывают в далеко не самом лучшем состоянии. Перемещаясь между здешними парадными, чувствуешь себя словно посетителем музея, переходящим из одного зала в другой. А главное, побывать в этом музее проще простого, нужно всего-то лишь добраться до Алжира. В этом месте я бы хотел поблагодарить представителей турфирмы IZELWAN TRAVEL за возможность увидеть всю эту красоту, помощь с оформлением визы и организацией экскурсий.
И на этом об алжирских парадных на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Читайте также:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.