Найти тему
Школа «Летово»

В помощь учителю. Анализ песенного текста на уроках

Песня – особая форма поэтического творчества, тесно связанная с языковой картиной мира автора и культурного сообщества, которое он представляет. Функционирование в аутентичном песенном тексте вербальных номинаций культурных концептов позволяет аудитории ознакомиться с реалиями, ценностями и взглядами, близкими носителям данного иностранного языка. О том, как грамотно декодировать такие номинации, рассказывает учитель английского языка «Летово» Максим Кириллович Смирнов.

В различных типах дискурса функционируют лингвокультуремы – вербальные репрезентанты специфических культурных реалий. Анализ таких единиц в том или ином контексте позволяет изучить культурный код представителей определённого сообщества.

Аутентичные песенные тексты зачастую:

  • тесно связаны с народным творчеством;
  • отражают воззрения и ценности сообщества;
  • обладают эмоциональной окрашенностью;
  • легко воспринимаются и воспроизводятся;
  • вызывают у обучающегося живой интерес;
  • помогают развивать рецептивные навыки.

    Примеры лингвокультурем в англоязычных песнях

1. Культура

2. География

3. История

«I'll sing you a song of a row in the town
When the green flag [1] went up and the crown flag [1] came down
'Twas the neatest and sweetest thing ever you saw
And they played that great game they call Erin Go Bragh [1]»

«God bless gallant Pearse [3] and his comrades who died
Tom Clarke [3], MacDonagh [3], MacDermott [3], MacBride [3]
And here's to James Connolly [3] who gave one hurrah
And faced the machine guns for Erin Go Bragh»

«Now one of our leaders was down in Ringsend [2]»

«Playing sweet Mauser [3] music for Erin Go Bragh»

«Old Ceannt and his comrades like lions that day
From the South Dublin Union [2] poured death and dismay»

Алгоритм анализа

Шаг 1.

1.1. Определите жанр песни и выделите его основные характеристики.

1.2. Укажите, чему посвящена песня.

1.3. Подумайте, какое место и время упомянуты в тексте песни (при наличии).

1.4. Проанализируйте социально-политическую обстановку того места и времени и подумайте, как она связана с содержанием песни (при наличии п. 3).

1.5. Проанализируйте культурную принадлежность автора, либо народа.

1.6. Подумайте, какую цель ставит перед собой автор (народ) и прагматические способы достижения данной цели.

Шаг 2.

2.1. Выделите лингвокультурему в тексте.

2.2. Найдите её значение в аутентичном словаре.

2.3. Найдите дополнительную информацию о реалии, которую она обозначает.

2.4. Изучите контекст песни и укажите, как линвокультурема используется в тексте (как отсылка или аллюзия; в прямом смысле или метафорически; с положительным или отрицательным значением и т.д.).

2.5. Подумайте, какую роль данная лингвокультурема играет в тексте (способствует развитию сюжета, иллюстрирует события, добавляет юмора, апеллирует к эмоциям слушателя и т.д.).

Возможные трудности и пути их преодоления

  • Слова песен не всегда различимы на слух.

В качестве опоры можно выдать текст.

  • Не во всех песнях отражены реалии, представленные, например, в олимпиадах.

Данный инструмент направлен на развитие общей межкультурной компетенции.

  • Сюжетов, как и самих песен, очень много.

Песни можно квалифицировать по тематике, жанру, темам.

  • В учебниках представлено множество аутентичных и адаптированных текстов.

Не все тексты, особенно адаптированные, обладают эмоциональной окрашенностью.

  • Множество песен принадлежат «маргинальным» жанрам.

Подбор материала находится в ведении преподавателя, который должен владеть основной фоновой информацией.

На каких уроках использовать?

Лингвокультурологический анализ песенных текстов может проводиться в рамках таких предметов, как иностранный язык, история (изучение исторических событий и персоналий), обществознание (изучение различных типов культур), литература (многоуровневый анализ поэзии), МХК (изучение зарубежного искусства), музыка (исполнение композиций) и география (изучение топонимов).

Пример лингвокультурологического анализа песенных текстов – в статье «Особенности функционирования лингвокультурных единиц в ирландском песенном дискурсе (на материале песен жанра Irish Rebel Songs)».

Больше полезных материалов для учителей читайте в нашем Telegram-канале для профессионального сообщества «Летово.Профиль».