Найти в Дзене
КИРИН59 говорит

“Смотрители”: когда перестают пугать хорроры

Оглавление

Предисловие

Голливуд, конечно, фабрика грёз, но работают в ней обычные люди. Пока одни отчаянно стараются продвинуться вверх по карьерной лестнице, другие вовсю пользуются своим служебным положением, третьи своим авторитетом, а иные подключают родственные связи. Понятно, что не все случаи – это плохо, но хорошо из такого тоже получается редко.

Фильм, о котором я сегодня хочу поговорить, поставила 24-летняя Ишана Шьямалан. Это её дебют в полном метре, до которого она в качестве сценариста и режиссёра была занята лишь на сериале “Дом с прислугой”, который продюсировал отец Ишаны, многим известный М. Найт Шьямалан. Он же в продюсерах сегодняшних “Смотрителей” (The Watchers), которые Ишана ставила по заветам отца по собственному сценарию, но взяв за основу литературную основу.

О том, как фамилия Шьямалан отразилась на фильме, и почему он провалился в прокате, расскажет Кирин59.

Осторожно, будут спойлеры!

Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Локализованная афиша фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

О сюжете

Литературная основа фильма, если кому интересно – это одноимённый роман ирландца А. М. Шайна с довольно ирландским мифом в основе. Но так как автор этой статьи с первоисточником не знаком, поэтому о его схожестях и различиях с экранизацией судить не будет. Посмотрим на картину отвлечённо.

В центре сюжета окажется молодая американка Мина (Дакота Фаннинг), работающая в зоомагазине одного ирландского городка. Однажды она отправляется в Белфаст, чтобы перевезти попугая в тамошний зоопарк. Посреди дремучего леса машина вдруг глохнет. А потом и вовсе исчезнет, когда Мина с попугаем отойдёт чуть подальше.

С наступлением ночи девушка почувствует приближение чего-то жуткого. Но вскоре найдёт в лесу необычный дом с большой зеркальной стеной, в котором живут три незнакомца. Они-то и введут Мину в курс дела: каждую ночь лес наводняют чудовища, которые наблюдают за людьми (со стороны леса стена прозрачная), и чтобы выжить нужно соблюдать несколько простых правил.

Такая вот интригующая сюжетная завязка, которую любитель всякой киношной нечисти в моём лице пропустить не смог.

Мина (Дакота Фаннинг), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Мина (Дакота Фаннинг), кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

О шьямалановскости

Как правильно заметил обозреватель с Кинопоиска, если бы “Смотрители” выходили в российский прокат, то наши креативные локализаторы непременно добавили бы ему заголовок “Таинственный лес”. Не столько из-за места действия, сколько для заманивания зрителя картиной Шьямалана-отца 2004 года.

Выросшая на его творчестве Ишанна, как часто бывает, прониклась именно этим жанром, поэтому совсем не удивительно, что девушка решила дебютировать с такой картиной – мрачной, с интригующим сюжетом и тайнами, пропитанной промозглой атмосферой безнадёжного страха.

Но совсем другое дело то, какой она получилась по факту. И вот тут-то, даже при некоторой схожести с фильмографией отца, “Смотрители” начинают терять и интригу, и мрачность, и атмосферу. Потому что сценарий в какой-то момент начинает рассыпаться, и фильм перестаёт быть хоррором, да даже триллером.

Впрочем, у Шьямалана-отца тоже есть неудачные картины, и Ишанна почему-то решила начать свою карьеру именно на их примере. До кринжовости “Девушки из воды” (2006) “Смотрителям”, конечно, далеко. Но и рядом с тем же “Таинственным лесом” они близко не стоят.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

О впечатлениях

В фильме много событий, но динамика удивительным образом топчется на месте (вокруг хижины в лесу, если Вы понимаете о чём я). Пару неплохих напряжённых сцен разбавляет множество скучных, где герои беседуют, ходят по лесу и снова беседуют.

Но в беседах всё равно мало смысла. Вот, например, почему Дэниэл (Оливер Финнеган) в какой-то момент сорвался на Мэделин (Олуэн Фуэре) я так и не уяснил. А “сорвался” он так, что оставил на ночь в лесу не только Мэделин, но и Мину, из-за чего девушке, как водится, пришлось раскрыть перед ним душу. Выглядит всё это довольно надуманно и избито, как сама душевная травма Мины.

И если Дэниэл кое-что про себя рассказывал (без веского повода, кстати), то про Киару (Джорджина Кэмпбелл) вообще ничего не известно, кроме того, что у неё был муж, который погиб во вступлении. А потом и профессор Килмартин (Джон Линч), как рояль, “выскакивает” из бункера и губит всю интригу финала, не забыв “отправить” Мину в непонятный “квест” по уничтожению своих документов.

Пусть происхождение смотрителей хоть сколько-нибудь может показаться оригинальным, но после раскрытия их сущности у меня интерес к фильму отпал напрочь. И последняя треть из-за предсказуемости заставляла задаваться совсем ненужными и глупыми вопросами.

Мина просто представилась родственницей Килмартина, и её запросто пустили в закрытый кабинет в университете? Почему этот кабинет вообще не освободили? Мина вообще уничтожила документы? И да, что они вчетвером пили в хижине? Как построили там бункер? И прочее, и прочее.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Итог

Критики закидали “Смотрителей” тухлыми помидорами, да и зрители приняли прохладно. В прокате фильм провалился без единого шанса: сборы составили 32,9 млн.$ (19 в США и 13,9 в мире) при бюджете в 30.

Для дебюта, “Смотрители”, вероятно, не самое плохое кино. Но как фолк-хоррор он очень уж слабый. Потому что когда хорроры перестают пугать, магия кино рассеивается и зрители превращаются в буквально смотрителей. А ими мы быть не хотим, уж точно не в кинотеатре.

Сбежал из леса Кирин59.

Смотрите только Хорошее Кино.

Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/
Кадр из фильма. Источник: https://www.kinopoisk.ru/

Оценки фильма на момент написания настоящей статьи:

Кинопоиск: 5.8 (9,5 тыс. оценок)

IMDb: 5.7 (25 тыс. оценок)

Роттен Томатос, зрители: 52 % (250+ оценок)

Роттен Томатос, критики: 32 % (175 рецензий)