Найти тему

Как выбрать карьерного консультанта и не ошибиться? Забирайте чек-лист

Да просто почитайте несколько советов ниже и забирайте чек-лист. С ним проще, правда.

Но прежде всего определите свои потребности:

  • Что вам нужно? Какая конечная цель?
  • Потренироваться перед собеседованием?
  • Подумать о кого-то?
  • Красиво упаковаться?
  • Послушать, как вашу задачу уже решали/решили другие люди?
  • Развивать и прокачивать свои кандидатские навыки?
  • Поменять карьерный трек?
  • Найти работу?
  • Построить свой бренд?
  • Поменять свою сферу деятельности?

Должен ли быть у консультанта опыт? А какой? Вы бы пошли к тому, кто эйчарит 20 лет, но не понимает современных трендов, или к молодому, который в теме всех карьерных онлайн-платформ? К Директору по персоналу или резюмерайтеру? К бывшему рекрутеру или практикующему специалисту по развитию? Смотрите, сколько вариантов - поэтому ваш выбор будет сильно зависеть от задачи, которую вы определили выше.

Пример вопроса: Какой у вас опыт работы в сфере карьерного консультирования?

Изучите опыт и достижения консультанта Посмотрите, сколько лет он работает в карьерном консультировании (на мой субъективный взгляд - важно не сколько, а как - результативность, например, можно оценить по рейтингу или количеству отзывов - определитесь, что для вас важнее).

Пример вопроса: Где вы обучались карьерному консультированию? Какие у вас есть сертификаты и лицензии?

Прочитайте отзывы клиентов (что они пишут? на чем фокусируются, что выделяют особенно? это совпадает с вашими ожиданиями?)

Пример вопроса: Как вы помогаете клиентам найти работу? Чем вы можете мне помочь?

Специализация - это важно? О, да. Ищите консультантов с опытом именно в вашей сфере, чтобы они могли дать вам реальные и прикладные советы. Согласитесь, вам не нужен консультант по карьере в сфере финансов, если вы хотите перейти в IT. Но! Если нужно подтянуть общую эффективность поиска, разобраться с причинами неудач на собеседовании или найти проблемы с презентационными материалами - то специализация исполнителя на определенной сфере - не первый приоритет, нужно смотреть на другие параметры.

Как проверить уровень специализации карьерного консультанта? Делюсь примерами вопросов, которые можно задать:

1. Расскажите о своем опыте работы с [конкретный инструмент/технология/ситуация]? (Пример: "Расскажите о своем опыте джобхантинга. Какова статистика трудоустройства у вас по этой услуге? Каких специалистов вы "продаете" лучше ?")
2. В вашем профиле написано, что вы специализируетесь на фармацевтическом рынке. Поясните, пжста, что вас с ним связывает? Каков ваш бэкграунд?
3. Обладаете ли вы знаниями в логистической сфере? Назовите, пжста, основных игроков, уровень зарплат, источники поиска вакансий для логистов (не общие), соотношение вакансий/кандидатов и тд
4. Приведите примеры успешных кейсов трудоустройства маркетинговых специалистов. Какова ваша роль здесь, что считаете своей заслугой?
5. Моя проблема в ... [конкретная задача, типичная для специализации]. Как бы вы подошли к решению?
6. Поделитесь, пожалуйста - что сейчас происходит в нашей сфере? Как последние тренды влияют на сроки трудоустройства?
7. Расскажите о неудачных клиентских кейсах. Почему они случились? Чтобы вы сделали сейчас иначе?

Обратите внимание на коммуникативные навыки. Консультант должен быть хорошим слушателем и интересным собеседником. Он должен уверенно и просто объяснять сложные вещи. Он должен быть отзывчивым и доступным. Еще особо я бы наблюдала за тональностью в устной речи (анализируем видео, выступления на мероприятиях) и в переписке (почта, сообщения в мессенджерах): изучаем и анализируем отношение к клиентам в них. Иногда отчетливо "просвечивается" враждебность, неприязнь или позиция сверху.

Пример вопроса: Есть ли у вас примеры успешных кейсов? Расскажите о них

Что с ценой? Согласитесь, цена – это не всегда показатель качества. У меня были клиенты, которые с недоумением возвращались от медийных консультантов, не понимая - за что они заплатили максимальную стоимость 🤷‍♂️. С другой стороны, недовольным можно остаться от любого представителя сферы услуг...

Не стоит гнаться и за самым дешевым вариантом. Дешево - не значит хорошо, но на бесплатных мероприятиях бывают бесплатно работают карьерные консультанты высокого уровня. Зачем, спросите вы? У кого-то потребность делиться, у кого-то цель - увеличить аудиторию своих соцсетей, кто-то планирует бесплатного клиента перевести в платное сотрудничество. Ваша цель - получить выгоду для себя.

Сравните цены и условия нескольких специалистов, задавайте много вопросов, слушайте свою интуицию.

Пример вопроса: Какие факторы влияют на успех трудоустройства клиента?

**Важно!** Не бойтесь задавать неудобные вопросы. Это позволит вам оценить компетентность консультанта и принять взвешенное решение. Следите за реакцией - что получаете - агрессию, обиду или спокойную аргументацию?

Не бойтесь спросить у консультанта о его личном опыте поиска работы. Это поможет вам понять его отношение к процессу, ведь однозначно он будет транслировать свое отношение и на ситуацию клиента.

Помните, что карьерный консультант – это ваша опора в достижении целей. Выбирайте того, кому вы доверяете, и с кем вам комфортно работать.