Найти тему
В ЖИЗНИ И В КИНО

Кино про войну и «кинушка про войнушку»: почему лучшие фильмы о Великой Отечественной сняты еще в Советском Союзе

Пересматриваю фильм «На войне, как на войне» (1968). Какие же прекрасные актеры – Михаил Кононов, Олег Борисов, Виктор Павлов, Федор Одиноков.

А фразы какие: каждая - афоризм.

"Вот у нас тоже хороший командир был. Бывало, выстроит нас и давай всякими нехорошими словами... А потом добавит: «Вот брошу пить, займусь вами...»

И все тут рядом: смешные моменты соседствуют с трагическими. Все, как в жизни.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Смотрю и думаю: как же хорошо, когда нет пафоса в военных фильмах. Вот почему «не мои» фильмы – «Освобождение», «Офицеры» и прочие в том же духе.

Автор статьи – журналист Алексей Хотяновский. Статья специально написана для публикации на дзен-канале «В ЖИЗНИ И В КИНО».

Понимаю, что навлеку на себя гнев поклонников этих картин. И даже слышу их аргументы в нашем заочном споре: «Да как ты посмел, на этих лентах не одно поколение выросло!» или «Ведь гениальные актеры сыграли – Лановой, Юматов!».

Все так, все так. И ничего против этих аргументов я не имею. Только вот в итоге получился лубок. Хотя это, конечно же, чисто мое, субъективное мнение. И вы, уважаемый читатель, вольны с ним не соглашаться.

Но я сейчас говорю конкретно о своих пристрастиях.

А я люблю фильмы о Великой Отечественной войне негромкие, камерные…

Кадр из фильма «Офицеры»
Кадр из фильма «Офицеры»

Люблю «Военно-полевой роман» (1983) Петра Тодоровского. Там вроде бы война уже закончилась, но она остро ощущается во всех словах и поступках главных героев. И бывший солдат Нетужилин помогает бывшей медсестре Антиповой, в которую был тайно влюблен на фронте. И любит по сей день. Какое же тут прекрасное трио главных актеров: Бурляев, Андрейченко, Чурикова.

Еще «Был месяц май» (1970) Марлена Хуциева. Действие тут разворачивается в первые послевоенные дни в маленькой немецкой деревне, где на постое остановились советские солдаты. Событий мало, но драма разворачивается – Шекспир позавидует. Кстати, бывший фронтовик Петр Ефимович Тодоровский сыграл здесь в своей собственной военной форме, со всеми наградами.

Станислав Ростоцкий, фронтовик, снял фильм «На семи ветрах» (1962) по сценарию Александра Галича. Почти все действие происходит в одном доме «на семи ветрах», где встречаются люди, где скрываются раненые, когда в городок приходят немцы. И опять же – замечательный актерский состав: Лариса Лужина, Вячеслав Тихонов, Леонид Быков.

Кадр из фильма «Военно-полевой роман»
Кадр из фильма «Военно-полевой роман»

Люблю фильмы Алексея Германа «Проверка на дорогах» (1971) и «Двадцать дней без войны» (1976), где соответствие времени доведено режиссером до совершенства.

Конечно же, люблю «Торпедоносцы» (1983), «Хронику пикирующего бомбардировщика» (1967) и «Женю, Женечку и Катюшу» (1967).

И классику: «Летят журавли» (1957) и «Отец солдата» (1964), «Поезд милосердия» (1964) и «Балладу о солдате» (1959).

«Подранки» (1976) Николая Губенко - об искореженном войной детстве.

«Белорусский вокзал» (1970) Андрея Смирнова, о том, как четверо однополчан собираются на похороны своего боевого товарища и рассуждают о том, что на войне все было проще, по крайней мере, все они знали, где враг. А в мирной жизни все не так, все сложнее. И врагов распознать не так-то просто. И здесь тоже вроде бы войны нет, но она есть.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Иваново детство» (1962), который Андрей Тарковский снял по повести одного из самых честных писателей-фронтовиков Владимира Богомолова «Иван»

Люблю фильм «Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько, где видна прямая параллель с великой библейской историей. Тут есть Иуда – Рыбак, Понтий Пилат – следователь Портнов и Иисус – Сотников.

Еще «Иди и смотри» (1985) Элема Климова - самый страшный и очень тяжелый для восприятия. Но смотреть его надо обязательно.

Наверняка, не все вспомнил, но, в любом случае, все это еще советские картины. Не российские.

Кадр из фильма «Восхождение»
Кадр из фильма «Восхождение»

Конечно, нет правил без исключений. Приятно порадовал, например, фильм Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь» (2015) с Юлией Пересильд и Евгением Цыгановым. Это история легендарного снайпера Людмилы Павличенко, о ее подвиге, дружбе с первой леди США Элеонорой Рузвельт и о любви, которую у нее отняла война.

Еще вспоминаю недавний фильм «Праведник» (2023) Сергея Урсуляка. Это основанный на реальных событиях рассказ о том, как в 1942 году офицер Красной армии (его сыграл Александр Яценко) выводит с оккупированной территории более двухсот евреев. История, которой невозможно не сопереживать. Да и фильм сделан по-настоящему мастерски.

В остальном, новое кино, мягко говоря, уступает лучшим образцам советского кинематографа.

И порой кажется, что люди, которые его снимали, слабо представляют, о какой Отечественной войне идет речь...

Кадр из фильма «Битва за Севастополь»
Кадр из фильма «Битва за Севастополь»

И вот только один из примеров.

В фильме «28 панфиловцев» (2016) есть такой эпизод: идут бойцы Красной Армии осенью 1941 года в строю и один пересказывает другому "Семь самураев" Акиры Куросавы. Все бы ничего, да вот только снят был японский фильм аж в 1954 году. А второй боец ему отвечает, что "ковбойцы" лучше стреляли. То есть он уже и голливудский римейк - «Великолепную семерку» 1960 года успел посмотреть...

Кто-то скажет: «Да ну, ерунда какая. Подумаешь, небольшая нестыковка, такие исторические допущения сегодня сплошь и рядом встречаются»…

Может быть. Только вот когда я смотрю финал фильма «Проверка на дорогах», где бывший командир отряда Иван Локотков (его великолепно сыграл Ролан Быков) в освобожденном Берлине помогает солдатам толкать грузовик и приговаривает: «А ну, давай, други-товарищи, раз-два, взяли! Еще раз! Еще взяли!» и улыбается при этом… Каждый раз, когда это смотрю, у меня комок в горле.

А вот нынешние фильмы о войне, коих снимают неимоверное количество, эмпатии не вызывают. И мурашки ведут себя совершенно спокойно.

Так почему же все-таки лучшие «военные» фильмы были сняты еще во времена СССР?

Вопрос можно считать риторическим. Наверняка каждый может назвать свои причины. Кто-то скажет, что в те времена картины зачастую снимали режиссеры-фронтовики, и они знали о войне не понаслышке.

Кадр из фильма «Проверка на дорогах»
Кадр из фильма «Проверка на дорогах»

А может быть виной всему то, что это сегодня выигрышная тема: молодые режиссеры знают, что им без проблем дадут на съемки денег, и пресса будет положительной.

Еще можно сослаться на недостатки образования: режиссеров сегодня пруд пруди, а вот настоящих – раз-два, да обчелся.

Наверное, все эти причины в той или иной степени могут быть правомерны. А пока что факт остается фактом: сегодня мы имеем не фильмы о войне, а кинушки про войнушку.

И это прискорбно…