Пересматриваю фильм «На войне, как на войне» (1968). Какие же прекрасные актеры – Михаил Кононов, Олег Борисов, Виктор Павлов, Федор Одиноков.
А фразы какие: каждая - афоризм.
"Вот у нас тоже хороший командир был. Бывало, выстроит нас и давай всякими нехорошими словами... А потом добавит: «Вот брошу пить, займусь вами...»
И все тут рядом: смешные моменты соседствуют с трагическими. Все, как в жизни.
Смотрю и думаю: как же хорошо, когда нет пафоса в военных фильмах. Вот почему «не мои» фильмы – «Освобождение», «Офицеры» и прочие в том же духе.
Автор статьи – журналист Алексей Хотяновский. Статья специально написана для публикации на дзен-канале «В ЖИЗНИ И В КИНО».
Понимаю, что навлеку на себя гнев поклонников этих картин. И даже слышу их аргументы в нашем заочном споре: «Да как ты посмел, на этих лентах не одно поколение выросло!» или «Ведь гениальные актеры сыграли – Лановой, Юматов!».
Все так, все так. И ничего против этих аргументов я не имею. Только вот в итоге получился лубок. Хотя это, конечно же, чисто мое, субъективное мнение. И вы, уважаемый читатель, вольны с ним не соглашаться.
Но я сейчас говорю конкретно о своих пристрастиях.
А я люблю фильмы о Великой Отечественной войне негромкие, камерные…
Люблю «Военно-полевой роман» (1983) Петра Тодоровского. Там вроде бы война уже закончилась, но она остро ощущается во всех словах и поступках главных героев. И бывший солдат Нетужилин помогает бывшей медсестре Антиповой, в которую был тайно влюблен на фронте. И любит по сей день. Какое же тут прекрасное трио главных актеров: Бурляев, Андрейченко, Чурикова.
Еще «Был месяц май» (1970) Марлена Хуциева. Действие тут разворачивается в первые послевоенные дни в маленькой немецкой деревне, где на постое остановились советские солдаты. Событий мало, но драма разворачивается – Шекспир позавидует. Кстати, бывший фронтовик Петр Ефимович Тодоровский сыграл здесь в своей собственной военной форме, со всеми наградами.
Станислав Ростоцкий, фронтовик, снял фильм «На семи ветрах» (1962) по сценарию Александра Галича. Почти все действие происходит в одном доме «на семи ветрах», где встречаются люди, где скрываются раненые, когда в городок приходят немцы. И опять же – замечательный актерский состав: Лариса Лужина, Вячеслав Тихонов, Леонид Быков.
Люблю фильмы Алексея Германа «Проверка на дорогах» (1971) и «Двадцать дней без войны» (1976), где соответствие времени доведено режиссером до совершенства.
Конечно же, люблю «Торпедоносцы» (1983), «Хронику пикирующего бомбардировщика» (1967) и «Женю, Женечку и Катюшу» (1967).
И классику: «Летят журавли» (1957) и «Отец солдата» (1964), «Поезд милосердия» (1964) и «Балладу о солдате» (1959).
«Подранки» (1976) Николая Губенко - об искореженном войной детстве.
«Белорусский вокзал» (1970) Андрея Смирнова, о том, как четверо однополчан собираются на похороны своего боевого товарища и рассуждают о том, что на войне все было проще, по крайней мере, все они знали, где враг. А в мирной жизни все не так, все сложнее. И врагов распознать не так-то просто. И здесь тоже вроде бы войны нет, но она есть.
«Иваново детство» (1962), который Андрей Тарковский снял по повести одного из самых честных писателей-фронтовиков Владимира Богомолова «Иван»
Люблю фильм «Восхождение» (1976) Ларисы Шепитько, где видна прямая параллель с великой библейской историей. Тут есть Иуда – Рыбак, Понтий Пилат – следователь Портнов и Иисус – Сотников.
Еще «Иди и смотри» (1985) Элема Климова - самый страшный и очень тяжелый для восприятия. Но смотреть его надо обязательно.
Наверняка, не все вспомнил, но, в любом случае, все это еще советские картины. Не российские.
Конечно, нет правил без исключений. Приятно порадовал, например, фильм Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь» (2015) с Юлией Пересильд и Евгением Цыгановым. Это история легендарного снайпера Людмилы Павличенко, о ее подвиге, дружбе с первой леди США Элеонорой Рузвельт и о любви, которую у нее отняла война.
Еще вспоминаю недавний фильм «Праведник» (2023) Сергея Урсуляка. Это основанный на реальных событиях рассказ о том, как в 1942 году офицер Красной армии (его сыграл Александр Яценко) выводит с оккупированной территории более двухсот евреев. История, которой невозможно не сопереживать. Да и фильм сделан по-настоящему мастерски.
В остальном, новое кино, мягко говоря, уступает лучшим образцам советского кинематографа.
И порой кажется, что люди, которые его снимали, слабо представляют, о какой Отечественной войне идет речь...
И вот только один из примеров.
В фильме «28 панфиловцев» (2016) есть такой эпизод: идут бойцы Красной Армии осенью 1941 года в строю и один пересказывает другому "Семь самураев" Акиры Куросавы. Все бы ничего, да вот только снят был японский фильм аж в 1954 году. А второй боец ему отвечает, что "ковбойцы" лучше стреляли. То есть он уже и голливудский римейк - «Великолепную семерку» 1960 года успел посмотреть...
Кто-то скажет: «Да ну, ерунда какая. Подумаешь, небольшая нестыковка, такие исторические допущения сегодня сплошь и рядом встречаются»…
Может быть. Только вот когда я смотрю финал фильма «Проверка на дорогах», где бывший командир отряда Иван Локотков (его великолепно сыграл Ролан Быков) в освобожденном Берлине помогает солдатам толкать грузовик и приговаривает: «А ну, давай, други-товарищи, раз-два, взяли! Еще раз! Еще взяли!» и улыбается при этом… Каждый раз, когда это смотрю, у меня комок в горле.
А вот нынешние фильмы о войне, коих снимают неимоверное количество, эмпатии не вызывают. И мурашки ведут себя совершенно спокойно.
Так почему же все-таки лучшие «военные» фильмы были сняты еще во времена СССР?
Вопрос можно считать риторическим. Наверняка каждый может назвать свои причины. Кто-то скажет, что в те времена картины зачастую снимали режиссеры-фронтовики, и они знали о войне не понаслышке.
А может быть виной всему то, что это сегодня выигрышная тема: молодые режиссеры знают, что им без проблем дадут на съемки денег, и пресса будет положительной.
Еще можно сослаться на недостатки образования: режиссеров сегодня пруд пруди, а вот настоящих – раз-два, да обчелся.
Наверное, все эти причины в той или иной степени могут быть правомерны. А пока что факт остается фактом: сегодня мы имеем не фильмы о войне, а кинушки про войнушку.
И это прискорбно…