В один далеко не прекрасный момент сферы космических цивилизаций начали соприкасаться. Можете сколько угодно фантазировать, какие грандиозные выгоды несет сотрудничество, но ставка в Галактике одна — возможность жить. Теория игр называет это «дилеммой заключенного». Риск быть уничтоженным перевешивает любые доводы.
Лю Цысинь использует термин «цепочка подозрений», но городить долгие рассуждения незачем, подозрение-то одно. Просто, когда рядом с тобой в космосе живут разумные конкуренты, ты до последнего не знаешь, летит ли уже в твою сторону смертоносный удар, от которого не может быть защиты.
Две цивилизации еще могли бы договориться, нацелить друг на друга орудия по системе «мертвой руки» и жить в мире. Но если их больше — выхода нет. Дальше работает закон «должен остаться только один».
Наверно, войне должен был все-таки предшествовать период хрупкого сосуществования. Тот, кто начинает агрессию, должен иметь план победы, и сначала как минимум разведать все миры всех противников. Однако, спустя шесть миллиардов лет это невозможно проверить. Если и остались цивилизации, помнящие те времена, они вам ничего рассказать не захотят.
Война не могла не начаться.
А начавшись, она уже не могла остановиться.
Это побоище было непохоже на те, что происходили раньше. Средства уничтожения были доступны сразу, не было никаких запретов и ноль ограничений. Все участники могли незаметно следить друг за другом и каждый имел на руках смертоносное, безопасное, абсолютно надежное оружие. Его можно было применить так, что противник не имел шанса определить, кто напал — только направление «выстрела», которое тоже можно было подделать. Необязательно же запускать дроны-убийцы по кратчайшему пути от родной системы к вражеской. Можно сделать промежуточную точку у другой звезды.
Войны происходят и с меньшего повода. При таких дьявольских раскладах даже у того, кто еще не подвергся агрессии, оставался единственный выход — сразу напасть на всех поблизости. Всем доступным оружием, пытаясь добиться полного разгрома. Первая же атака не могла не вызвать цепную реакцию контрударов во все стороны.
И вот еще что. Даже в редких случаях, когда одна раса опережающим ударом сразу уничтожала соседей, это помогало ненадолго. Помните, я говорил, что каждый может шпионить за каждым?
Представьте: вы Мегафараон своей планеты. Разведка докладывает:
Фиксируем множество боестолкновений в секторе THX-1138 рядом с нашими границами. Все звездные системы, кроме единственной, растерты в мелкую пыль. А одна цветет и здравствует.
Ваши действия, о повелитель: отправим туда ракеты класса «Кровь-кишки-гондурас» или кассетные бомбы «Черный экстерминатус»?
Впрочем, конфронтация не могла быть долгой. Кроме того, не была она и фатальной для большинства участников.