Найти тему
КруиЗеро

Кронштадт. Музей Военно-морской славы (часть 2): такие ошибки недопустимы!

Сергей Балакин

Парусник «Нельзя трогать»:) Нет, это не «Не тронь меня», как можно подумать. Эта модель (пожалуй, уместнее будет слово «макет») в экспозиции МВМС выдаётся за легендарный бриг «Меркурий»... Здесь и далее – все фото автора
Парусник «Нельзя трогать»:) Нет, это не «Не тронь меня», как можно подумать. Эта модель (пожалуй, уместнее будет слово «макет») в экспозиции МВМС выдаётся за легендарный бриг «Меркурий»... Здесь и далее – все фото автора

Начало рассказа о музее здесь.

Итак, продолжу рассказ о новом туристическом объекте в Кронштадте - Музее Военно-морской славы России (МВМС). О его главном (и самостоятельном) экспонате - атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол» - речь шла в предыдущей публикации. А теперь – об основной части самого музея.

Экспозиция МВМС находится на двух этажах. На первом этаже 14 залов – бывших помещений артиллерийского арсенала. Они посвящены истории отечественного флота с эпохи Древней Руси до 1945 года. Второй этаж рассказывает о послевоенном периоде вплоть до наших дней. Здесь экспозиция размещена в одном большом зале, разделённом на секции. Довольно большую площадь занимают экспонаты, в том числе интерактивные, посвящённые атомной энергии и освоению Арктики.

Всё бы хорошо, но количество грубых ошибок и нелепостей, на которые натыкаешься на каждом шагу, меня просто шокировало.

Уже в первых залах, посвящённых парусному флоту, бросилось в глаза обилие ужасных по качеству моделей кораблей и судов. Пожалуй, единственный парусник, который не стыдно показать посетителям, - вот этот «Ингерманланд»:

-2

А все остальные модели… Вот, например, знаменитый бриг «Меркурий», уже засветившийся на заставочной фотографии и который «нельзя трогать». Его не только трогать, но и показывать нельзя! Для наглядности поместил рядом чертёж парусности настоящего «Меркурия». Сравните пропорции чертежа и этого уродца:

-3

А якорь? Лапы якоря и шток находятся в одной плоскости! Интересно, как такой якорь будет держаться за грунт?

-4

Вот якобы «Евстафий» - флагманский корабль адмирала Спиридова в Хиосском сражении. Но эта кабацкая модель (есть такой термин для обозначения сувенирной продукции) изображает корабль из другой эпохи – примерно на полвека-век раньше:

-5

Фрагмент модели «Евстафия»:

-6

Оцените изящество решения: якорь в вертикальном положении привязан к балюстраде ленточкой! Столь же изумительна якорь-цепь и способ её проводки. Ну и носовая фигура – лев в камилавке – тоже хорош:)

Ещё модели кораблей времён Архипелагской экспедиции:

-7
-8

Не покидает ощущение, что все эти кабацкие модели, изготовленные где-нибудь на Маврикии, куплены в ближайшей сувенирной лавке. Затем к ним просто присобачили Андреевские флаги и решили выдать за исторические корабли нашего флота.

А это фрагмент модели 120-пушечного корабля «Двенадцать апостолов». О качестве изделия можно судить по балкам, поддерживающим кормовые балконы:

-9

Носовая часть модели столь же ужасна. Взгляните на регели, на проводку якорной цепи и двуглавого орла, который почему-то смотрит вниз, на форштевень:

-10

Говоря об этих моделях, хотелось бы избегать слова «позорные». Но увы, оно выглядит самым уместным. И, к сожалению, относится не только к парусникам. Вот, к примеру, госпитальное судно «Ангара», бывший лайнер Доброфлота «Москва»:

-11

Боже, за что его так? Почему у него так расположены трубы?!

Другое госпитальное судно вообще не подписано. Наверное, имеется в виду «Кострома»:

-12

Подозреваю, что это новые технологии - 3D печать. Посмотрим крупнее:

-13

Как вам дефлекторные трубы, трапы, переходные мостики с леерами толщиной с бревно? А что за турник перед ходовой рубкой, пожалуй, не скажет никто. Как и «кольцо Сатурна», надетое на трубу…

Крейсер «Громобой» издали даже похож на себя. Но вблизи на него лучше не смотреть:

-14

Стволы 3-, 6- и 8-дюймовых орудий сделаны одинаковыми. Все мелкие детали утрированы и переразмерены, а некоторые вообще отсутствуют. И главная загадка: что за вмятины на кожухах дымовых труб?

Похожие вмятины есть и на трубах минного заградителя «Амур»:

-15

Что это: какой-то дефект программы 3D печати?

А вот следующая ошибка мне представляется просто чудовищной. В общем-то, в разных изданиях и интернет-ресурсах нередко путают корабли, носившие одни и те же названия. Но обычно это всё же корабли одной (или почти) одной эпохи. Но тут во время рассказа о знаменитых кораблях отечественного флота я вижу на большом экране вот такую картинку:

-16

Ещё можно было бы как-то понять, если бы дредноут спутали с одноимённым броненосцем. Но с деревянным парусно-паровым фрегатом?!

Очевидно, среди организаторов музея не нашлось ни одного человека, обладающего элементарной военно-морской эрудицией. Который бы засомневался в том, что у линкора «Марат» могли быть три мачты с парусами…

А вот другой пример некомпетентности. В период моего недолгого сотрудничества с командой создателей музея я предложил сделать макеты, иллюстрирующие разные типы корабельной брони (компаунд, сэндвич и т.п.) и в качестве возможного прототипа отправил вот этот рисунок:

-17

Лучше бы я этого не делал! Видимо, кто-то решил, что этого изображения достаточно, чтобы сделать экспонаты без каких-либо консультаций со специалистами. И вот что получилось:

-18
-19

Табличку под первым экспонатом привожу дословно: «Фрагмент броневого пояса броненосного корабля «Enrico Dandolo» («Энрико Дандоло»). Первый броненосец, оснащённый гигантскими орудиями, но неспособными нести запасы для дальнего плавания. Служил плавучей батареей во время Первой мировой войны и был списан в 1920 г. Толщина: 970 мм. Масштаб 1:1».

Столь же невероятные цифры приведены и для толщины броневого пояса у двух других кораблей - 1172 мм у «Петра Великого» и 1140 мм у «Инфлексибла»! Это нечто новое: вместо собственно брони указывать толщину пояса вместе с деревянной подкладкой, металлической рубашкой да ещё и с наружной деревянной обшивкой, если таковая была (кстати, на «Петре» её в реальности не было). Не знаю, о чём вообще могут говорить эти цифры…

Кстати, подлинный фрагмент броневой плиты с деревянной подкладкой находится в экспозиции ЦВММ:

-20

А до переезда ЦВММ на новое место, в старом здании биржи, этот экспонат дополняла табличка с его подробным описанием:

-21

Авторам новых макетов вместо того, чтобы вводить посетителей в заблуждение, следовало бы ознакомиться с экспозицией находящегося рядом родственного музея. Или хотя бы проконсультироваться со специалистами, найти которых тоже не составило бы труда.

Конечно, я не буду утверждать, что в МВМС абсолютно всё из рук вон плохо. Нет, здесь много креатива и интерактива, бесспорно интересного для юных посетителей. Да и не только юных.

Хорошо, что в одном из залов сохранилось оригинальные механизмы, оставшиеся от артиллерийского арсенала:

-22
-23

Понравился удачно сделанный (с применением ИИ?) диалог морского министра И.К.Григоровича со своим заместителем (по тогдашней терминологии товарищем) М.В.Бубновым:

-24

Оригинальный интерактивный тренажёр, обучающий флажному семафору. Изображение на стене реагирует на движения человека в определённых точках зала:

-25

Эффектно выглядит интерьер 14-го зала, где на огромном экране в режиме нон-стоп демонстрируется история эволюции подводных лодок Российского флота:

-26
-27

На втором снимке в конце зала виден полноразмерный макет подводной лодки Шильдера (1834 г.). Её иллюминаторы светятся – наверное, экипаж внутри зажёг все свечи:)

Но и тут ложкой дёгтя снова стали модели, представляющие основные типы отечественных субмарин до 1945 года. Они опять сильно портят общее впечатление. Всё-таки 3D печать в руках дилетанта – это страшное зло.

Вот фрагмент модели подводной лодки «Барс»:

-28

Посмотрите на карикатурный якорь, якорный клюз, шпигаты… Тонкие детали, по-видимому, не получаются вообще, поэтому пушка без ствола. Но зато с противоосколочным щитом (вы когда-нибудь видели такие на подводных лодках?).

А подлодку Д-2 на этой модели вообще не узнать:

-29

Поскольку МВМС создавался вокруг АПЛ «Ленинский комсомол», то подводной теме здесь уделено особое внимание. Поэтому модели подводных лодок в экспозиции самые многочисленные. И среди них много очень достойных работ. Вот, к примеру АПЛ проекта 971:

-30
-31

Но при этом огорчает неразборчивость в выборе моделей. Ведь хорошие работы соседствуют вот с такими:

-32
-33

А вот ещё пример из области «не верь глазам своим». Подпись внизу гласит, что это макет АПЛ проекта 885 «Ясень»:

-34

Это «Ясень»? Проект 885?! Невольно вспоминается неприличный стишок про листья дуба, которые падают с ясеня…

Я привёл только часть замеченных ляпов и несуразностей, на деле их гораздо больше. Модель линкора «Марат» выдаётся за «Октябрьскую революцию», послевоенный большой охотник проекта 122-бис - за «чистый» проект 122. В одном из залов установлен более чем странный макет проводки штуртроса. А вот ещё одна нелепая инсталляция: неотёсанный столб изображает мачту, а четыре столбика с верёвочками – вероятно, нагельные битенги (фото слева):

-35

А справа – «изображение из свободных источников». На самом деле это репродукция обложки журнала «Моделист-конструктор». Узнать имя автора работы (а это художник Владимир Сергеевич Емышев) не составляло большой проблемы.

Повторюсь: в МВМС есть удачные решения, находки, присутствует креативный подход к подаче информации. А факт музеефикации АПЛ «Ленинский комсомол» сам по себе заслуживает бурных и продолжительных аплодисментов. И тем обиднее, что эти плюсы перечёркивает некомпетентность, которая лезет из всех щелей. Ошибки, среди которых встречаются просто чудовищные, в музее такого ранга недопустимы. Конечно, их надо исправлять, причём как можно скорее.

Первая часть статьи здесь.

А полный перечень публикаций канала тут.