Сергей Балакин
Одной из главных целей моего недавнего визита в Санкт-Петербург было посещение Музея Военно-морской славы (МВМС) в Кронштадте. Дело в том, что я принимал некоторое участие в его создании, и мне очень хотелось увидеть, что же в итоге получилось. Правда, участие это было очень скромным – я написал текст к экспонатам двух залов музея (из 14-ти), а также высказал ряд критических соображений насчёт концепции экспозиции. Последнее, наверное, руководству не понравилось, и наше сотрудничество быстро завершилось.
Надо сказать, что МВМС – это лишь часть масштабного проекта «Остров фортов». Так называется новый «культурный кластер» Кронштадта. Это территория площадью более 100 га, на которой помимо музея расположен тематический парк, зона отдыха и развлечений, а также много чего ещё, не буду утомлять перечислением. В перспективе сюда войдут в качестве туристических объектов форты Кроншлот, Пётр I и Император Александр I, но пока они находятся в стадии реставрации.
Прежде чем войти в музей, нужно пройти через территорию тематического парка. Вот с него и начнём.
Пожалуй, самым удачным и эстетичным объектом парка является памятник Фёдору Литке – адмиралу, кругосветному мореплавателю, исследователю Арктики, основателю Русского географического общества, президенту Петербургской академии наук. Литке стоит на высоком постаменте, напоминающем ледяной торос, а его основание похоже на льдины и одновременно на горизонтали топографической карты:
У основания постамента находятся якорь и чайка, а на отдельных «льдинах» - арктические обитатели: белый медведь и тюлень.
Главный «проспект» Острова фортов - Аллея героев Российского флота. Она вымощена стилизованной под палубу плиткой, окружена фортификационными валами и украшена мачтами с символическими парусами:
По обе стороны аллеи располагаются мемориальные ниши, внешне напоминающие артиллерийские капониры и посвящённые выдающимся русским морякам и флотоводцам. Эти мемориалы лишены строгости официальных памятников и больше похожи на игровые зоны:
Ледяная глыба и пингвин символизируют открытие русскими мореплавателями Антарктиды:
А абстрактное наполнение миделя парусного судна означает, что перед нами брандер (это я прочитал, сам бы не догадался). Именно брандеры принесли успех в сражении при Чесме:
В каждом «капонире» фоном для скульптурного объекта выступают разного рода и качества изображения, выполненные на латунных листах методом фототравления.
Креативный памятник героям обороны Севастополя в Крымской войне – орден Святого Георгия, выполненный из пушечных ядер:
Символика морских сражений Русско-японской войны – снаряды, пробивающие металлические переборки:
На заднем плане – схема минно-артиллерийской позиции в Финском заливе и русские корабли периода Первой мировой войны:
Мемориал, посвящённый Н.Г.Кузнецову и Советскому ВМФ Великой Отечественной:
А вот и сюрприз: на этом мемориале вижу свой собственный чертёж эсминца «Гремящий»! Как водится, позаимствовали его без моего ведома (к этому давно привык):
Ха-ха, авторы памятника «отлили в металле» даже подпись «Размагничивающая обмотка ЛФТИ», здесь абсолютно лишнюю! Эту подпись я в докомпьютерную эпоху выклеивал на чертеже, выполненном на ватмане тушью. Опубликован мой «Гремящий» был в журнале «Морская коллекция» №2 за 1996 г.
Там же увидел и крейсер «Максим Горький». Чертёж не мой, но тоже заимствованный из журнала «Моделист-конструктор». Забавно, что авторы фототравлёнки даже не удосужились сшить отсканированное кусками изображение, оставив пробелы. (Очень спешили или просто пофиг?)
С экспозицией Аллеи героев перекликается расположенная на берегу площадка «От парохода до атомохода». Она посвящена знаменитым кораблям отечественного флота. На ней установлен декоративный компас и ряд вертикальных цилиндров, символизирующих, надо полагать, дымовые трубы:
Первый этаж объекта занимает ресторан, а его крыша стилизована под палубу корабля. На этой палубе – жёлтая труба и два вентиляционных дефлектора, больше похожие на загнутые гвозди:
На вращающихся трубах-цилиндрах с забавными надписями «Не крутиться, Не висеть» тоже помещены травлёные изображения, взятые откуда попало. На правом снимке внизу – ещё одна моя работа: чертёж крейсера «Адмирал Корнилов», когда-то опубликованный в журнале «Морская кампания».
Кстати, про одну городскую скульптуру – модель галеры в Казани, сделанную явно с использованием моих чертежей, я уже рассказывал здесь.
Ещё один арт-объект музейно-исторического парка - Маяк памяти. Его ажурная рубашка состоит из имён 200 русских моряков, оставивших свой след в истории нашего флота:
Но Маяк памяти почему-то окружён кольцом качелей. Выглядит это несколько странно. Всё-таки мотивы детских площадок в Острове фортов явно доминируют…
На полянке перед музеем скучает одинокая модель парусного корабля «Ингерманланд»:
Модель эта древняя, происхождение её мне неведомо. Когда-то она стояла заброшенной на берегу Петровской гавани. Вот такой я её видел в последний раз в 2018 году:
Модель перевезли на новое место, покрасили и, с позволения сказать, отреставрировали. Тот, кто хотя бы чуть-чуть в теме, может вот на этом снимке оценить качество восстановления стоячего такелажа (таки лажа)):
Наконец, ещё один экспонат парка – полноразмерный макет АПЛ К-3 «Ленинский комсомол». Он появился совсем недавно; на Гугл- и Яндекс-картах его ещё нет. Глядя на его расположение на лужайке, невольно вспоминаешь древнюю шутку про «подводную лодку в степях Украины»:
Надо признать, что макет субмарины, несмотря на отсутствие какой-либо деталировки, выполнен неплохо и очень похож на оригинал. Его появление объясняется просто: он был построен для съёмок художественного фильма (рабочее название «Северный полюс», фильм ещё не вышел). И не пропадать же добру! Хотя установка макета-реплики без какого-либо функционала и всего лишь в трёх сотнях метров от оригинала выглядит опять-таки странно…
Но вот мы добрались наконец до самого Музея Военно-морской славы. Так он выглядит с набережной:
А если встать к нему спиной, то откроется вид на форт Александр I и стоящий на якоре учебный парусник «Мир»:
Под современным фасадом скрываются два артиллерийских арсенала, построенные в 1911-1914 годах. Толщина их бетонных стен достигает 3 метров. В одном из залов музея сохранился фрагмент оборудования для перегрузки 12-дюймовых снарядов, но об этом позже.
Здание музея как бы накрыло оба старых сооружения, а между ними под крышей образовался застеклённый атриум, в котором и установлен главный экспонат – атомная подводная лодка — К-3 «Ленинский комсомол». Внутри помещения она выглядит очень внушительно:
АПЛ К-3 (проект 627, шифр «Кит») – этапный для нашего флота корабль, ознаменовавший собой начало атомной эры. Его спуск на воду состоялся 9 августа 1957 г. Это третья атомная лодка в мире и первая в СССР. В 1962 году, после прохода подо льдом через географическую точку Северного полюса, К-3 получила имя «Ленинский комсомол».
Освоение принципиально новой и во многом ещё несовершенной техники проходило с немалыми трудностями. Из-за химического (пожароопасного) способа поглощения углекислого газа лодки первого поколения нередко горели. В сентябре 1967 года произошёл пожар и на «Ленинском комсомоле», жертвами которого стали 39 подводников. Тем не менее, важный шаг к созданию океанского флота был сделан. И отрадно, что первенца отечественного атомного подводного кораблестроения удалось сохранить для истории.
Интересный момент: в атриум, где стоит подводная лодка, вход бесплатный, и увидеть её может каждый. Но попасть внутрь корабля, увы, непросто. В кассе я с удивлением узнал, что посетить отсеки можно только с экскурсией, билеты распроданы на месяц вперёд и их нужно покупать сильно заранее через интернет. Вот такие сложности, даже несмотря на немалую стоимость самих билетов (1000 р. в будний день и 1500 р. в выходные).
У входа в кормовой отсек установлен скульптурный портрет академика Анатолия Александрова, держащего в руке модель ледокола «Ленин». Именно он считается основателем советского атомного флота:
С посещением субмарины ничего не вышло, но меня не меньше интересовала и экспозиция самого музея. Купил билет, пошёл смотреть и… испытал настоящий шок! Но об этом – в следующей статье.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить.