Получение взятки (статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации) — одно из наиболее часто встречающихся коррупционных преступлений.
Взяткой люди пытаются повлиять на действия и решения должностных лиц в свою пользу, незаконно предоставляя им материальное вознаграждение в различных формах.
Что же такое взятка?
Чаще всего взяткой являются деньги, в том числе в иностранной валюте. Однако взяткой также могут быть и другие выгоды, такие как ценные бумаги, имущество (драгоценности, автомобили, квартиры, загородные дома и прочее), услуги имущественного характера (лечение, строительство, ремонт, оплата развлечений и так далее), имущественные права и другие ценности.
Взяткой может быть и имущество, которое ограничено в обороте или изъято из него (наркотические средства и психотропные вещества, оружие и прочее). Иногда взятка даётся в завуалированной форме: например, это может быть заключение фиктивного договора с выплатой зарплаты взяточнику или его родственникам, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, книги, статьи или «случайный» выигрыш в казино.
Стоимость взятки
В уголовном деле любая взятка должна быть оценена в денежном эквиваленте. Всё, что было предложено в качестве взятки, имеет свою стоимость, которая должна быть определена.
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что оценка предмета взятки производится на основе доказательств от каждой из сторон: действительной стоимости, цен, расценок или тарифов за услуги в том месте, где было совершено преступление, или на момент его совершения. При необходимости также учитывается заключение специалиста или эксперта.
Услуги материального характера не могут быть взяткой, если их нельзя оценить в денежном выражении. Установленная денежная оценка определяет размер взятки и влияет на квалификацию преступления.
Размер взятки имеет большое значение, поскольку он влияет на итоговое наказание по делу. Поэтому защитник должен сделать всё возможное для снижения размера взятки, которую вменяют его доверителю.
Однако не всегда размер взятки можно определить однозначно, особенно если в качестве взятки были предложены не денежные средства, а имущество или услуги имущественного характера. В таких случаях стоимость взятки определяется исходя из рыночной стоимости этих предметов или услуг на момент совершения преступления.
Защита может использовать эту информацию, например, путём оспаривания стоимости имущества, которую следователь положил в основу своего обвинения. Как говорится, размер имеет значение, и за него стоит побороться.
Размер взятки
Размер взятки может быть разным: значительным, крупным и особо крупным.
Значительный размер взятки — это сумма денег, стоимость ценных бумаг или иного имущества, а также цена услуг, которая превышает 25 000 рублей.
Крупный размер взятки — это уже сумма, которая составляет более 150 000 рублей.
Особо крупный размер взятки — это сумма, превышающая 1 000 000 рублей.
Если размер взятки меньше 25 000 рублей, но больше 10 000 рублей, то это уже не значительный размер, но всё равно квалифицируется по этой статье.
Таким образом, уголовная ответственность за получение взятки, согласно статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации, начинается со взятки в размере, превышающем 10 000 рублей. А вот если размер взятки меньше 10 000 рублей, то это уже относится к мелкому взяточничеству (статья 291.1 Уголовного кодекса РФ).
Кто может получить взятку?
Закон ясно говорит, что взятку может получить только должностное лицо. Это могут быть как представители власти, так и люди, которые выполняют функции, связанные с управлением, распоряжением и хозяйственными вопросами в государственных органах или организациях, которые имеют отношение к государству.
Представителем власти считается должностное лицо из правоохранительных или контролирующих органов, а также другие должностные лица, которые наделены правом распоряжаться в отношении людей, не находящихся в их подчинении. К ним также относятся лица, которые имеют право и обязанность осуществлять функции законодательной, исполнительной или судебной власти.
Организационно-распорядительные функции включают полномочия по управлению трудовым коллективом государственного органа, учреждения или структурного подразделения, а также по формированию кадрового состава и определению обязанностей работников. К этим функциям также относятся полномочия по принятию решений, которые имеют юридическое значение и влекут за собой определённые последствия.
Таким образом, не только ректор университета обладает организационно-распорядительными полномочиями, но и преподаватель, принимающий государственный экзамен, а также врач, имеющий право выдавать больничный лист.
Например, вопросы начисления заработной платы, премий, контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учёта и контроля за расходованием и так далее.
Всё это указано в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
Таким образом, взятку может получить только лицо, обладающее хотя бы одним из вышеперечисленных признаков.
Определение статуса должностного лица является ключевым моментом в расследовании получения взятки. Без этого невозможно доказать факт взятки. Поэтому следователь обязательно будет пытаться установить должностные обязанности привлекаемого лица: получить приказ о его назначении на должность, запросить должностную инструкцию и так далее. Если привлекаемое лицо является руководителем, это значительно облегчает задачу. Если нет, следователь будет исходить из наличия в его должностных обязанностях организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций.
Соответственно, одно из направлений работы защитника по делам о получении взятки — поставить под сомнение вывод следователя о том, что доверитель является должностным лицом.
Даже если он является должностным лицом, совершённые им действия (бездействие) должны входить в его служебные полномочия. В противном случае взятки также не будет.
Более того, даже если совершённые им действия входят в его служебные полномочия, они обязательно должны относиться к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям. Иначе состав взятки снова не будет.
Или, например, должностное лицо получило вознаграждение за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением отношений. Такое деяние тоже не может квалифицироваться как получение взятки.
Как видите, нюансов защиты очень много, и все их просто невозможно осветить в одной статье.
За что именно дается взятка?
Взятка может быть дана:
* за совершение должностным лицом действий (или бездействие), которые входят в его служебные полномочия и приносят выгоду взяткодателю или тем, кого он представляет;
* за способствование должностным лицом, благодаря его положению, совершению таких действий или бездействию;
* за общее покровительство или попустительство по службе.
Действия (или бездействие) должностного лица могут быть как законными, так и незаконными. Законными они признаются тогда, когда взяткополучатель должен был их совершить в соответствии со своими обязанностями и без взятки. Например, ускоренное рассмотрение обращения взяткодателя в пределах установленных законом сроков или, наоборот, затягивание вынесения негативного решения в отношении взяткодателя в пределах тех же сроков.
Незаконными считаются действия (или бездействие):
* которые совершаются должностным лицом с использованием служебных полномочий, но без законных оснований или условий для их реализации;
* которые относятся к полномочиям другого должностного лица;
* которые осуществляются единолично, хотя должны быть осуществлены коллегиально или по согласованию с другим должностным лицом;
* которые состоят в неисполнении должностных обязанностей.
К таким действиям, например, относятся принятие незаконного решения на основании подложных документов или внесение в документы недостоверных сведений.
Защита должна уделять особое внимание наличию в уголовном деле доказательств совершения подзащитным незаконных действий или бездействия, поскольку они могут быть квалифицирующим признаком получения взятки (часть 3 статьи 290 УК РФ) или качественно изменять объём обвинения, когда речь идёт о взятке в крупном или особо крупном размере. В целом такие действия наказываются строже.
Способствование должностным лицом является взяткой, если взяткополучатель не наделён полномочиями по совершению желаемых для взяткодателя действий (или бездействия), но обладает достаточными возможностями для воздействия на другое лицо, которые обладают такими полномочиями, благодаря своему положению.
Способствование в получении взятки выражается в том, что взяткополучатель использует свой авторитет и другие возможности, связанные с его должностью, чтобы повлиять на других должностных лиц и заставить их совершить определённые действия или бездействие. Это может происходить, например, через просьбы, уговоры, обещания, принуждение и другие способы.
Авторитет должности взяткополучателя означает его значимость и полномочия, которыми он обладает благодаря своей должности. Благодаря этому он может оказывать влияние на подчинённых, подконтрольных или поднадзорных лиц, чтобы они выполнили действия или бездействие, желаемые для взяткодателя. Лицо, на которое оказывается влияние, должно понимать, что отказ от выполнения просьбы взяткополучателя может привести к негативным последствиям для него.
Общее покровительство или попустительство по службе означает, что взяткополучатель соглашается лоббировать интересы взяткодателя в целом. Взятка даётся не за конкретные действия или бездействие должностного лица, а за его готовность использовать свои полномочия или должностное положение в интересах взяткодателя, если это станет возможным или необходимым.
Общее покровительство по службе может проявляться, например, в необоснованном назначении подчинённого на более высокую должность, даже если это нарушает установленный порядок, или в включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.
Попустительство по службе включает в себя, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять меры ответственности, входящие в его полномочия, если оно обнаружит нарушение, совершённое взяткодателем (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09 июля 2013 г. №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).
Получение взятки — формальный состав преступления
Это означает, что для квалификации преступления как совершённого не важно, смогли ли взяточники воспользоваться полученными средствами или нет. Если деньги были перечислены на счёт, то преступление считается оконченным с момента зачисления средств. Если же взятка была в форме услуги или выгоды, то преступление считается оконченным с момента получения и использования этих услуг или выгод.
Что такое вымогательство взятки?
Вымогательство взятки является квалифицирующим признаком преступления, предусмотренного пунктом «б» части 5 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации. Это означает, что при доказательстве факта вымогательства наказание за получение взятки будет более строгим.
Вымогательством взятки считается:
* требование должностного лица дать взятку, сопряжённое с угрозой совершить действия (или бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица;
* создание должностным лицом таких условий, при которых лицо вынуждено передать предметы взятки с целью предотвращения вредных последствий для своих законных интересов (например, умышленное нарушение установленных сроков рассмотрения обращений граждан).
Важно отметить, что угроза должна быть направлена именно на законные интересы лица, ставшего объектом вымогательства, то есть это угроза совершения в его отношении незаконных действий.
В данной статье мы рассмотрели основные аспекты такого коррупционного преступления, как получение взятки. Как видно из дел о получении взятки, в них много различных нюансов, разобраться в которых и грамотно защитить своего доверителя может только адвокат с большим опытом в этой области.
Адвокатское бюро «Правовая Гарантия» предоставляет защиту по уголовным делам по всем составам преступлений, но одним из главных приоритетов нашей работы является защита доверителей по экономическим делам и коррупционным преступлениям. В этой сфере всегда есть за что побороться. Например, за получение взятки в особо крупном размере осужденный может получить наказание в виде штрафа в размере до 3 миллионов рублей или лишения свободы на срок до 15 лет. Разница в наказании очень значительная.
Также стоит учитывать возможность переквалификации получения взятки на менее тяжкие преступления, такие как злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ) или мошенничество (статья 159 УК РФ). Прекращение уголовного дела на стадии расследования также может быть настоящей победой.
Остались вопросы? Обращайтесь к нам, мы поможем разобраться в вашей ситуации.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!