Найти тему
ЦВЕТОК ЛОТОСА

История молодой Екатерины II. Глава 12.

Предыдущая глава https://dzen.ru/a/ZruYDm2I_yveUAHV

В день крестин Павла императрица после обряда пришла в комнату к Екатерине и принесла ей на золотом блюде указ своему Кабинету выдать ей сто тысяч рублей. К этому она прибавила небольшой ларчик, который Екатерина открыла только тогда, когда императрица ушла. Эти деньги пришлись ей очень кстати, потому что у нее не было ни гроша, и она была вся в долгах. Ларчик же не произвел на нее большого впечатления: там было очень бедное маленькое ожерелье с серьгами и двумя жалкими перстнями. Во всем этом ларчике не было ни одного камня, который стоил бы сто рублей; ни работой, ни вкусом эти вещи тоже не блистали. Видимо Елизавета Петровна чувствовала явную ничтожность этого подарка, потому что граф Александр Шувалов пришел к Екатерине узнать, как ей понравился ларчик. Она ему ответила, что все, что она получает из рук Ее Императорского Величества, она считает бесценным для себя.

Павел Петрович
Павел Петрович

Четыре или пять дней спустя после того, как Екатерине принесли деньги, которые императрица ей пожаловала, барон Черкасов, кабинет-секретарь, велел попросить Екатерину, чтобы она одолжила эти деньги Кабинету императрицы, потому что та требовала денег, а их не было ни гроша. Екатерина отослала ему деньги, и он возвратил их ей в январе месяце.

Великий князь, узнав о подарке, сделанном Екатерине императрицей, пришел в страшную ярость от того, что ему она ничего не дала. Он с запальчивостью сказал об этом графу Александру Шувалову. Этот последний пошел доложить об этом императрице, которая тотчас же послала великому князю такую же сумму, какую дала и Екатерине. Именно для этого у нее и взяли в долг деньги, чтоб передать их Петру.

После крестин Павла были празднества, балы, иллюминация и фейерверк при дворе. Что касается Екатерины, то она все еще была в постели, больная и страдающая от сильной скуки. Наконец, выбрали семнадцатый день после родов, чтобы объявить Екатерине сразу две очень неприятные новости. Первая, что Сергей Салтыков был назначен отвезти известие о рождении ее сына в Швецию. Вторая, что княжна Гагарина выходит замуж на следующей неделе. Это значило, что Екатерина будет немедленно разлучена сразу с двумя лицами, которых она любила больше всех из тех, кто ее окружал. Она зарылась больше, чем когда-либо в свою постель, где только и делала, что горевала. Чтобы не вставать с постели, она отговорилась усилением боли в ноге, но на самом деле она не могла и не хотела никого видеть, потому что была в горе.

Сергей Салтыков уехал, состоялась свадьба княжны Гагариной. Когда прошло 40 дней со времени родов, императрица, когда давали молитву, пришла в комнату к Екатерине. Та встала с постели, чтобы ее принять, но Елизавета Петровна, видя ее такой слабой и исхудавшей, велела ей сидеть, пока ее духовник читал молитву. В комнату принесли сына. Екатерина впервые с момента родов увидела своего ребенка. Она нашла его очень красивым, и его вид развеселил ее немного. Но в ту самую минуту, как молитвы были кончены, императрица велела унести мальчика и ушла сама.

1 ноября было назначено Ее Императорским Величеством для того, чтобы Екатерина принимала обычные поздравления после шести недель, прошедших со времени родов. Для этого случая в комнату рядом с ее комнатой поставили очень богатую мебель, и она там сидела на бархатной розовой постели, вышитой серебром, и все подходили целовать ей руку.

Позднее Императрица переехала в Зимний дворец, куда Петр с Екатериной получили приказание последовать за ней дня два или три спустя. Екатерина переехала из Летнего дворца в Зимний с твердым намерением не выходить из своей комнаты до тех пор, пока не будет чувствовать себя в силах победить свою ипохондрию. Она все время читала. За эту зиму она прочла столько русских книг, сколько смогла достать.

Екатерина собралась с силами, чтобы выйти на Рождество. Она присутствовала при богослужении, но в самой церкви ее охватила дрожь, и она почувствовала боль во всем теле, так что, вернувшись к себе, она легла, ее лихорадило. На второй день Рождества жар от лихорадки был так велик, что она начала бредить.

Так начался 1755 год. С Рождества до поста были только празднества при дворе и в городе: это было все еще по случаю рождения Павла. Все друг перед другом спешили давать лучшие пиршества, балы, маскарады, иллюминации и фейерверки. Екатерина ни на одном не присутствовала под предлогом болезни. К концу масленой недели Сергей Салтыков вернулся из Швеции. Еще до его приезда Екатерина узнала, что как только Салтыков вернется, решено послать его в Гамбург в качестве русского посланника на место князя Александра Голицына. Это новое распоряжение еще больше увеличило горе Екатерины. Когда Сергей Салтыков вернулся, он попросил Екатерину организовать им свидание. Она ждала его до трех часов утра, но он не пришел. Екатерина написала ему письмо, в котором горько жаловалась на его поступок. Он ей ответил, и их встреча после долгой разлуки состоялась. Салтыкову не трудно было ее успокоить, потому что она была к нему очень расположена. Он убедил ее показаться в обществе.

Следующая глава https://dzen.ru/a/ZryM6BO2HHDP_BF4