Найти тему

Альбер Камю — «Чума»

Оглавление
Обложка издания "АСТ", 2014 г. (январь)
Обложка издания "АСТ", 2014 г. (январь)

«Чума» (фр. La Peste) — роман-притча французского писателя, философа и прозаика Альбера Камю, написанный и опубликованный в 1947 году издательством «Gallimard» в Париже. В романе рассказывается история с точки зрения главного героя, доктора Риэ, о чуме, охватившей французский алжирский город Оран. «Чума» представляет собой «моментальный снимок» жизни в Оране, увиденный с характерной абсурдистской точки зрения автора.

Камю использовал в качестве исходного материала эпидемию холеры, унесшей жизни большей части населения Орана в 1849 году; в то же время многие литературные критики «прочитывают» в романе события во Франции в период фашистской оккупации. Вследствие этого «Чума» часто описывался как европейский роман послевоенного периода.

«Чума» считается классикой экзистенциализма, несмотря на возражения самого автора против этого ярлыка. Роман подчёркивает бессилие отдельных персонажей повлиять на их судьбы, саму суть абсурда. Повествовательный тон схож с «Процессом» Франца Кафки, отдельные предложения которого потенциально имеют несколько значений; материал часто подчеркнуто резонирует как яркая аллегория феноменального сознания и человеческого состояния.

Во время пандемии COVID-19, 26 июля 2020 года состоялась премьера адаптации романа в виде радио-пьесы на радиостанции BBC Radio 4. Под руководством Нила Бартлетта, пьеса была записана дома актерами во время карантина: с Сарой Пауэлл в роли доктора Риэ, Билли Постлетуэйтом в роли Раймонда Рамбера, Джо Алесси в роли месье Коттара, Джудом Адувудике в роли Жана Тарру и Колином Херли в роли месье Гранда.

История создания

Обложка оригинального издания романа
Обложка оригинального издания романа

В январе месяце 1941 года 28-летний французский писатель Альбер Камю начинает работу над романом о вирусе, неконтролируемо распространяющийся от животных к людям и уничтожает половину населения типичного современного города.

Чтобы написать книгу, Камю погрузился в историю чумы. Он читал книги о Чёрной смерти — вторая в истории пандемия чумы (1346-1353 гг.), которая убила 50 миллионов людей в Европе; о эпидемии чумы в Италии (1629-1631 гг.), которая убила 280 тысяч человек на равнинах Ломбардии и Винета; о массовой вспышке бубонной чумы в Англии (1665-1666 гг.), а также о чуме разорившей города на восточном побережье Китая в течение XVIII и XIX вв.

Уже в апреле 1941 года Камю работал над романом, о чем свидетельствуют его дневники, в которых он записал несколько идей о «спасительной чуме». 13 марта 1942 года он сообщил Андре Мальро, что пишет «роман о чуме», в которой он хочет понять, что чума значит для человечества, добавив следующее:

сказал так, что это может показаться странным, <…> но эта тема кажется мне такой естественной.

Франция находилась в оккупации нацистской армии с 1940 по 1944 годы. Чтобы как-то бороться с оккупантами, в Париже действовала подпольная организация «Движение французского сопротивления», членом которой был и сам автор: в её рядах Камю активно распространял листовки, писал прокламации и думал как свергнуть нацистов. А также, чуть позже став редактором подпольной газеты «Combat», писал свои произведения: среди прочего роман «Посторонний» был написан в 1940 году, а «Миф о Сизифе» — в 1941-ом.

С конца 1943 года Камю начал работать в издательстве «Gallimard» в Париже, с которой сотрудничал до конца своей жизни. В 1944 году писатель закончил роман, и только в 1947 году он был опубликован. «Чума» обрёл успех как только был выпущен во Франции и за рубежом. Переведенный на десять языков, роман является третьим по величине успехом издательством «Gallimard» после «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери и «Постороннего» того же Альбера Камю.

Сопротивляющиеся заключенные во Франции, 1940 г.
Сопротивляющиеся заключенные во Франции, 1940 г.

В России роман был впервые опубликован (в переводе Жарковой Надежды Михайловны) московским издательством «Прогресс» в 1969 году в виде авторского сборника, в котором, помимо самого романа, также входили другие крупные произведения Камю («Посторонний» и «Падение»), а также рассказы и очерки («Неверная жена», «Молчание», «Иона, или Художник за работой», «Бракосочетание в Типасе», «Ветер в Джемила» и «Возвращение в Типаса»). С тех пор, снискав огромную славу у русских читателей, произведение будет не раз перевыпускаться разными издательствами: «Азбука», «АСТ», «Кристалл», «ОЛМА-ПРЕСС» и др.

А в 2020 году продажи романа увеличились во время пандемии COVID-19, о чём писали в швейцарской газете «Le Temps»:

В любом случае, если по большей части это прочтение относится к подростковым годам, стоит вернуться к нему сегодня, поскольку мы находим там отголоски набирающей обороты волны эпидемии: власти, которые не спешат, взгляните реальности в лицо, меры сдерживания, различные способы реагирования на зло, отрицание, презрение, интриги, панику, бегство. Или обязательство, воплощённое доктором Риэ.

Сюжет
(внимание, спойлеры)

Книга начинается с эпиграфа, цитирующего Даниэля Дефо, автора «Дневника Чумного года»:

Если позволительно изобразить тюремное заключение через другое тюремное заключение, то позволительно также изобразить любой действительно существующий в реальности предмет через нечто вообще несуществующее.

Действие романа происходит в 40-х годах XX века во французском торговом городе Оране, находящийся на алжирском побережье. Бернар Риэ — главный герой произведения, 35-летний врач и мыслитель; он руководствуется логикой и опирается на факты и здравый смысл. Став свидетелем жуткой эпидемии чумы в Оране, он исполняет свой врачебный долг и записывает всё, что происходит в городе на его глазах.

В городе Оран тысячи крыс, поначалу незамеченных населением, начинают умирать на улицах. Вскоре после этого начинается истерика, и местные газеты сообщают о случившемся. Власти, реагируя на общественное давление, заказывают сбор и кремацию крыс, не подозревая, что сама «коллекция» стала катализатором распространения бубонной чумы.

Доктор Бернар Риэ, уютно живёт в многоквартирном доме, когда консьерж здания, месье Мишель, умирает от лихорадки. Доктор Риэ консультируется со своим коллегой, доктором Кастелем, о болезни, пока они не приходят к выводу, что город охватила чума. Они оба обращаются к коллегам-врачам и городским властям по поводу своей теории, но в конце концов их увольняют на основании лишь одной смерти. Однако по мере того, как быстро происходит всё больше смертей, становится очевидным, что эпидемия существует. Тем временем жена Риэ была отправлена в санаторий в другом городе, чтобы излечиться от неродственной хронической болезни.

«Триумф смерти» кисти П. Брейгеля-старшего (1563 г.)
«Триумф смерти» кисти П. Брейгеля-старшего (1563 г.)

Власти, включая префекта, не спешат признать серьёзность ситуации, и спорят о том, какие меры следует предпринять. Вывешиваются официальные уведомления о принятии мер контроля, но используемые формулировки хоть и оптимистичны, но преуменьшают серьёзность ситуации. В больнице открыта «специальная палата», но её 80 коек заполняются в течение трёх дней. По мере того как число погибших начинает расти, принимаются всё более отчаянные меры. Дома на карантине, трупы и захоронения строго контролируются. Наконец поступает запас чумной сыворотки, но её хватает только на лечение существующих случаев, а чрезвычайные резервы страны истощены. Когда ежедневное число смертей подскакивает до 30, город опечатывается, и официально объявляется вспышка чумы.

Город оцеплен. Городские ворота закрыты, проезд по железной дороге запрещён, вся почтовая служба приостановлена. Использование телефонных линий ограничивается только «срочными» звонками, оставляя короткие телеграммы в качестве единственного средства связи с друзьями или семьёй за пределами города. Разлука влияет на повседневную деятельность и угнетает дух горожан, которые начинают чувствовать себя изолированными и замкнутыми, и чума начинает поражать различные характеры.

Один персонаж, журналист Раймон Рамбер, разрабатывает план побега из города, чтобы присоединиться к своей жене в Париже после того, как городские власти отказали ему в просьбе уехать. Он дружит с некоторыми подпольными преступниками, чтобы они могли тайно вывезти его из города. Другой персонаж, отец Панлю, использует чуму как возможность повысить свой статус в городе, предполагая, что чума была актом б-жьим — наказанием греховной природы граждан («Братья мои, вас постигла беда, и вы её заслужили, братья»). Его обличительная речь дошла до ушей многих горожан, которые толпами обращались к религии, но не сделали бы этого при обычных обстоятельствах. Коттар, преступник, раскаивающийся в попытке самоубийства, но боящийся быть арестованным, становится богачом как крупный контрабандист. Тем временем Жан Тарру, отдыхающий, Жозеф Гран, инженер-строитель, и доктор Риэ изнурительно лечат пациентов дома и в больнице.

Рамбер сообщает Тарру о своём плане побега, но когда Тарру говорит ему, что в городе есть другие люди, включая доктора Риэ, у которых есть близкие за пределами города, которых им не разрешают видеть, Рамбер становится сочувствующим и предлагает помочь Риэ бороться с эпидемией, пока он не покинет город.

«Пляска смерти» кисти М. Вольгемута (1493 г.)
«Пляска смерти» кисти М. Вольгемута (1493 г.)

В середине августа ситуация продолжает ухудшаться. Люди пытаются бежать из города, но некоторых расстреливают вооружённые часовые. Насилие и грабежи вспыхивают в небольших масштабах, и власти в ответ объявляют военное положение и вводят комендантский час. Похороны проводятся с большей скоростью, без церемоний и мало заботясь о чувствах семей умерших. Жители пассивно переносят усиливающееся чувство изгнания и разлуки. Подавленные, они чахнут не только физически, но и эмоционально.

В сентябре и октябре город всё также остаётся во власти чумы. Риэ слышит из санатория, что состояние его жены ухудшается. Он также ожесточает свое сердце по отношению к жертвам чумы, чтобы продолжать хладнокровно делать свою работу. Коттар, с другой стороны, кажется, процветает во время чумы, потому что это дает ему ощущение связи с другими, поскольку все сталкиваются с одной и той же опасностью. Коттар и Тарру посещают представление оперы Глюка «Орфей и Эвридика», но актёр, изображающий Орфея, падает в обморок с симптомами чумы во время представления.

После длительных переговоров с охраной у Рамбера наконец появляется шанс сбежать, но он решает остаться, сказав, что ему будет стыдно, если он уйдет.

К концу января чума полностью отступает, и горожане начинают праздновать скорое открытие городских ворот. Месье Отон, мировой судья в Оране, однако, не избежал смерти от болезни. Коттар огорчён окончанием эпидемии, от которой он нажился на сомнительных сделках. К нему приближаются двое государственных служащих, и он убегает. Несмотря на окончание эпидемии, Тарру заражается чумой и умирает после героической борьбы. Позже Риэ сообщают телеграммой, что его жена тоже умерла.

В феврале городские ворота открываются, и люди воссоединяются со своими близкими из других городов. Рамбер воссоединяется со своей женой. Коттар сходит с ума и стреляет в людей из своего дома, и вскоре его арестовывают после короткой стычки с полицией. Месье Гран снова начинает работать над своим романом, который он хотел написать ещё в начале сюжета «Чумы». Рассказчик хроники говорит, что он, — доктор Риэ, пытался представить объективный взгляд на события в Оране. Он размышляет об эпидемии и заявляет, что написал хронику «<…> чтобы сказать о том, чему учит тебя година бедствий: есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их».

Анализ произведения

Альбер Камю в 1945 году
Альбер Камю в 1945 году

Для тех, кто не читал данное произведение, я предлагаю вкратце пройтись по сюжету, и тогда вы поймёте, почему так часто и много с ним проводят аналогии. В начале 1941 года Камю начинает работу над одним из, не побоюсь этого слова, величайших романов XX века, в которой он описывает историю борьбы с эпидемией чумы в одном из городов алжирского побережья (тогда ещё французской колонии) под названием Оран. В этом городе от животных к человеку начинает передаваться жуткая и смертельная болезнь — чума. Если рассмотреть хронику событий, когда создавался роман (с 1941 по 1947 гг.), то станет ясно, что описанная в романе чума также писалась как аллюзия и иллюстрация борьбы французского сопротивления с нацистской Германией. Камю писал не о конкретной чуме в узком смысле этого слова — это скорее метафорический пересказ недавней оккупации нацистами Франции: содержание «Чумы» — это борьба европейского сопротивления против нацизма и фашизма («коричневая чума», как называли фашизм в Европе). Камю была важна эта тема, т.к. в его философии все мы без нашего ведома «уже живём в мире пандемии».

Изданный в 1947 году, роман имел эффект разорвавшейся бомбы: люди видели в этом отображении чумы именно нацизм, который также ко всем подкрался незаметно, и который навсегда изменил картину Европы. Правда, речь здесь ведётся не только о нацизме как таковом, а о том, что главная эпидемия не столько заболевание — самая худшая эпидемия происходит в нашем сознании, и именно с ним мы обязаны бороться.

Повествование в книге ведётся от лица доктора Риэ, который на тот момент находился в Оране, на улицах и в домах которых он наблюдает трупы крыс (разносчиков чумы). Всё состояние города автор описывает как «жуткая нормальность»: граждане Орана живут в оторванной от реальности и денатурированной жизнью, где каждый сосредоточен на финансовом заработке, бытовых нуждах, удовлетворении проблем и пр. При этом жители не замечают глобальной картины, не понимая и не пытаясь осознать того, что они стоят на пороге жуткой эпидемии в истории. Таким образом Камю подчёркивает, что человек будет всегда уязвим перед угрозой смерти, возможно даже и не только одного города или места, а даже целой цивилизации. Никто и никогда не сможет предугадать этого и самое важное то, что с этим делать, при чём вне зависимости что это может быть: вирус либо война. В любом случае всегда нужно иметь в виду, что может произойти несчастный случай, который невозможно предсказать.

Но тем временем горожане этого не принимают, несмотря на смерть четверти населения Орана: люди продолжают придумывать некие объяснения, причины почему они погибли. Жители Орана твёрдо уверены, что живя в XX веке у них нет ничего общего с людьми из XIV или XVII веков, погибших о чумы, и поэтому «эпидемия» их не затронет; даже переговариваясь между собой люди считают, что это точно не чума и что её уже давно нет и не может быть в современном мире. Герой Камю с иронией комментирует это следующими словами: «так думали все, кроме тех, кто уже умер».

Блоха Xenopsylla cheopis, заражённая бактериями чумы (видны как тёмная масса), ставшая причиной Чёрной смерти в XIV веке
Блоха Xenopsylla cheopis, заражённая бактериями чумы (видны как тёмная масса), ставшая причиной Чёрной смерти в XIV веке

В каждом произведении Камю красной нитью проходит утверждение, что с человеком не может ничего произойти что-то чрезвычайное, т.к. сама жизнь и факт того, что мы живём — это уже есть чрезвычайное. Эту очевидную мысль мы часто забываем: люди будут умирать, и в смерти нет прогресса. В этом и состоит суть философии экзистенциализма, что бытие бренно. И чума здесь — это скорее просто фактор внезапной смертности человека, который уравнивает абсолютно всех.

Впечатление о романе

К прочтению книги я приступил в сентябре 2020 года. С того момента я часто откладывал его в виду того, что местами, для меня, текст казался затянутым, а объективность в повествовании главного героя меня часто раздражала: доктор Риэ был очень невозмутим даже перед лицом смерти, а ведь занимаясь лечением горожан он подвергал себя опасности заразиться. Позже я переборол это в себе, но вскоре у меня возникли другие проблемы: борьба с нарастающим алкоголизмом, депрессией, чувством бессмысленности во всём, тоски и печали. Я буду честен: с октября по декабрь 2020 года я вообще ничем не занимался. Я приходил с работы, что-то ел и потом ложился в кровать чтобы посмотреть на телефоне мемы ВКонтакте, видеоролики про неразгаданные убийства и похищения людей, а также порно или аниме. Ко мне пришло довольно тяжёлое время какого-то глубокого отчаяния и скорби (weltschmerz?); от чего я, как бы через линзу вышеуказанных чувств, погружался и погружался в самобичевание. Найдя спустя время какие-то нотки радости, я осилил роман; покопался в архивах и начал писать обзор. Это далось мне также нелегко, т.к. в сюжете «Чумы» я находил параллели с реальным миром и с тем, что происходило в период корона-вируса (а то что происходило тогда меня о-о-очень не устраивало).

Я заметил, что Камю часто называют самым депрессивным писателем; многие даже думают, что в жизни, описанной в его работах, нет никакой надежды, нет ничего светлого и что все наши старания и труд безрезультатны — всё бессмысленно и абсурдно. Но, как по мне, люди не видят очевидного в его работах, как к этому нужно относиться: моральный долг человека, его убеждения не должны приводить его к отчаянию, он всегда должен «спускаться» с улыбкой, несмотря на беспомощность. Да, твоя работа возможно не имеет результата, но она нужна и от неё никуда не деться. И герои Камю, тот же доктор Риэ, следуют долгу, несмотря ни на что, продолжает выполнять свои обязанности врача. Ему в этом помогают персонажи Рамбер, Тарру и Гран. Единое горе объединяет людей, заставляя идти плечом к плечу несмотря ни на что. Британская писательница и историк Марина Сара Уорнер отмечала в «Чуме» его более крупные философские темы «вовлечённости», «ничтожества и великодушия», «малого героизма и большой трусости» и «всевозможных глубоко гуманистических проблем, таких как любовь и доброта, счастье и взаимная связь».

Я ставлю 10 цветов, «которые можно было найти в Оране», из 12. Да. Отчасти роман Камю и депрессивен, но он заставляет открыть глаза на самое главное, как я считаю: нужно жить этой жизнью пока она есть и поступать согласно моральным, чисто человеческим устоям. Жизнь даётся только раз, и если у человека её отнять, то у него ничего не останется. Датский религиозный философ и основоположник экзистенциализма Сёрен Кьеркегор считал, что всему кошмару окружающего тебя мира нужно противопоставить частичку красоты, свой моральный долг — «всю тотальность своего Я». И может быть этого Я и немного: я один и навряд ли смогу что-то изменить. Но это нужно делать. Ибо в этом долге как раз и пробуждается красота, что заставляет как-то двигаться в этом мире.

…и я верю в это

Источники

  • П. Хейден — «Камю и вызов политической мысли: между отчаянием и надеждой» (2016 г.)
  • Р. Аронсон, Э. Залта — «Альбер Камю»; «Стэнфордская энциклопедия философии» (2017 г.)
  • Т. Джадт — «Герой нашего времени» (2001 г.)
  • А. Камю — Записи из дневников писателя (май 1935 — февраль 1942 гг.)
  • А. Камю, А. Мальро — Личная переписка (1941-1959 гг.)
  • М. Уорнер — «Быть человеком» (2003 г.)
  • Л.К. Арман — статья в журнале «Le temps» про коронавирус (2020 г.)