Эдипов комплекс и как мы видим мир глазами кино (Часть 2). "Соперничество и всепронизывающая любовь".
Влечение сына к матери - лишь одна сторона медали эдипова комплекса и как следует трактовать его, описывалось ранее.
Сейчас следует затронуть тему аспектов мотивационных составляющих, и начнем мы с понятия «соперничество». Не будем привязываться к гендеру, ибо как мы уже выяснили, «эдипов комплекс» не только про любовь сына к матери, но и дочери к отцу, обозначая это явление как «комплекс электры».
Соперничество - сильное эмоциональное чувство, когнитивно побуждающее индивида к мотивационной подоплеке, что может являться сильной причиной проявления агрессии и даже враждебности по отношению к родителю как к объекту соперничества за внимание и любовь матери или отца. Подобно Эдипу, который убил своего отца и женившемуся на своей матери Иокасте, ребенок желает победить соперника за право быть единственным объектом любви. На этот счёт Фрейд как раз и считал, что то самое противоречивое чувство, которое ребенок испытывает по отношению к родителям, является сильнейшим отражением в нас сильных человеческих инстинктов - Эроса и Танатоса.
Эрос и Танатос, как вы уже могли догадаться, тоже мифологические персонажи, являющиеся архетипами в современном осмыслении.
Эрос - сын Афродиты, был богом любви и сексуального влечения (отсюда этимология слова «Эротика»).
Танатос же - сын греческой богини Никс, являлся ничем иным как воплощением смерти. Таким метафорическим образом, Фрейд описывал в своих теориях инстинкты, связанные с созиданием и разрушением. С любовью и сексом, как с инстинктом создавать и продолжать жизнь, и с ненавистью и агрессией, как с инстинктом разрушать свою и чужую жизнь, в том числе инстинктом во стремлении к смерти.
Сейчас вы наверное думаете - Причем тут всё это, когда мы говорим о кино? Терпение друзья, даже простое понимание концепций, позволит вам осознать, что у каждой такой концепции безграничные применения, и более того, именно их, мы и видим повседневно, ибо они и вносят драматизм в любой сюжет. А добавив к этому черты конфликта, ревности, соперничества, любви, ненависти, секса и насилия, вы получите то, ради чего человек сидит в судорожном ожидании обновляя любимый сайт, с мыслями - Когда там уже следующая серия выйдет!?
При формировании сценариев, инфоповодов, и даже самой политической повести, понимаешь, что в основе всего привлекающего пристольное внимание, лежит - «конфликт», а в случае с кинематографом (раз уж мы акцентируемся на нем сейчас), делается упор на конфликт невротического характера.
Подрастая, ребенок сталкивается с тем, что его влечения к родителю осуждаются в социальном обществе из-за наложенных табу нормативов. Ребенок старается подавить в себе все желания которые могут вызвать осуждения со стороны общественности, что может стать причиной внутренних конфликтов. В кино, этот невротический конфликт естественно интерпретируется в другом формате, и является зачастую не внутренним, а внешним препятствием, которое стоит между персонажем и объектом его желаний (не обязательно любви).
Любовный подтекст, всё же, присутствует практически везде. В целенаправленных любовных жанрах, этот подтекст является естественно доминантным. А избегание любовного подтекста, или даже намек на отсутствие любви в сценарии, может вызвать разочарование у зрителя, потому что из нашего подсознание, мы глубоко внутри себя понимаем, что подобные вещи являются естественным. Погружая себя в пучину сюжета, мы зачастую ассоциируем себя с главным героем, что кстати и является фактором успеха или провала фильма в прокате.
Ассоциируя себя с главным героем, глубоко внутри себя задаешься вопросом - А как поступил бы я в этой ситуации? И когда решения и действия главного героя соответствует пониманию общих масс зрителей, а в идеале даже превосходят все их ожидания, фильм откладывается в сознании как положительный. Соответственно когда всё происходит наоборот, и зритель не понимает зачем так поступают герои, на чем основывались их решения, в чем была конкретно их мотивация, и самое главное, когда действия противоречат действительности и последовательности действий, это вызывает негативный общественный резонанс.
Как пример, можно привести последний сезон «Игры престолов» который зрители приняли с особенным холодом. По сути, если разбираться в сюжетной составляющей, и анализировать последний сезон как отдельный сериал с учетом сохранения и понимания характеров главных героев, в нем есть неоспоримая логика качественно проработанных архетипов. Проблема заключается в сюжетном повествовании, а именно в несоответствии сюжетного пути и кульминационной развязки для большинства героев.
И вот тут, наступает крайне интересный момент, когда любимый герой с кем себя ассоциируешь на экране, резко оживает, и начинает действовать подобно внезапно приобретенному человеческому фактору, разрывая ту незримую связь между своей личностью и зрителем, наступает психосоматическое расстройство и диссонанс. Что является показательным примером важности архетипирования и последовательного логического развития сюжета, как в кино, так и в нашей жизни.
Проще говоря, если главной особенностью сериала является непредсказуемость, в ходе которой зритель никогда не узнает, умрет ли его любимый герой в этой серии или нет, эпилог, который ожидает увидеть зритель, должен быть логичным и понятным, даже если он будет предсказуем для всех.
Избегание основ архетипирования в сценариях, как и отсутствие логики в сюжетном развитии, является стимулом к выработке негативных эмоций, ибо созданные нами ассоциации с героями картины, во время просмотра, заставляют зрителя переживать короткие, но параллельные жизни. По итогу, когда история остаётся без банального намека на любовную линию и романтику, создаётся чувство разочарования, потому что такие вещи, являются не только обыденными в нашей жизни, но и обязательными инстинктами. Созданная нами иллюзия после просмотра какой либо картины, как альтернативно прожитая искусственная жизнь, ассоциативно проводит параллель в нашем подсознании сравнивая всё пережитое с нашей настоящей реальностью и ощущениями. Поэтому, отсутствие чего-либо важного для нас и сокровенного, например любви, создает образ неестественности в происходящем, с остаточным ощущением, что чего-то не хватало, а герои либо бездушны словно марионетки, либо с ними что-то не так.
Покрытие наших естественных желаний, является основой для любого хорошего сюжета, таким образом, многие вещи остаются в нашей памяти ибо они находят отображение в нашей душе.
Разберем несколько разноплановых примеров на предмет присутствия любви.
Хоть и на первый взгляд не совсем очевидно, тем более для детского восприятия, но рассмотрим такие картины как «Золотой ключик» и «Пиноккио». Учитывая когнитивную подноготную, это история не просто о приключении деревянных мальчишек, а история настоящей искренней любви. В первую очередь о любви отца к сыну, и о стремлении оправдать эту любовь. В рамках эдипова комплекса, существует условие в виде отсутствия второго родителя, и конфликт зарождается не внешний, а уже внутренний, в условиях неполноценной семьи, порождая вопрос, почему же главный герой не такой как все, и заслуживает ли он быть любимым.
Рассматривая историю с Пиноккио, эдипов комплекс строится на побуждении оправдать чьи то ожидания, в условиях когда ты не такой как все. В данном случае, подсознательное психосемантическое восприятие, акцентируется на семейной неполноценности, а не на внешних физических особенностях самого деревянного мальчика, а именно - отсутствие привитой любви.
Ребенок пропустил период начального взросления, он был рожден за одну ночь, в предположительном возрасте когда уже надо идти учиться в школу. Пропустив период ласки, любви и заботы материнской любви, несмотря на сильные чувства отца, ребенок не понимал как отвечать на них и заслуживает ли он их вообще. Но важнее всего другое, что он осознает, что он не такой как все, что порождает стремление пойти даже на подвиг граничащий со смертью, чтобы заслужить, а в данной картине - оправдать любовь отца. Ибо неожиданное познание любви, в нашем подсознание порождает смятение, и страх перед тем, что это могут забрать.
Это ни что иное как прямое проявление Эроса и Танатоса. Чудо рождения, как последствие сильной человеческой любви, внутренний конфликт в рамках отсутствия материнской любви на фоне неполноценной семьи, и стремление быть любимым, чтобы быть как все, которое является на столь сильным, что граничит со смертью.
В «Золотом Ключике» (если прям коротко), не смотря на то, что интерпретация имеет как много общего так и различного, присутствие любви ко всему дополняется отчетливым повествованием о явных романтических чувствах меланхоличного Пьеро к Мальвине, что уже никак не сделает озорного и дурашливого Буратино бездушным и акцентирующего только на веселье ребенке, потому что, сформировалось четкое понимание, что даже куклы могут любить.
Эта составляющая пронизывает всё сущее и присутствует во всех сюжетах, потому что, как упоминалось ранее, отсутствие покрытия наших мотивационных стимулов разрывает связь с действительностью. Таким образом, любовь является сильнейшим стимулом ко спасению и причиной разрушения во всем привычном. Даже старые голливудские боевики с голым сценарием имели определенный успех благодаря присутствию концепции Эроса и Танатоса. Когда главный герой, опять же по своему повествованию и существованию на данный момент, является бездушным, мертвым оружием для ведения боевых действий, восприятие зрителя меняется вместе с растущей надеждой, что главный герой снова сможет испытывать чувства. Что и происходит с появлением главного объекта вожделения, который заставляет сердце главного героя снова биться.
- Теперь представьте тот же самый фильм, без объекта проецирования своих чувств, эмоций и желаний. То есть без женщины, которая пробудила в мужчине желание жить. Получается представить? Вряд ли бы вы рекомендовали такой фильм своим близким, сюжет которого «Пришел-увидел-победил» и ничего более, в тот момент когда в шахматной партии и то больше эмоций.
И еще один пример для закрепления, будет на примере фильма «Парфюмер», чтобы разобрать Эдипов комплекс на предмет полного отсутствия родителей как источника любви.
Один из самых тяжелых невротический конфликтов, это конфликт на почве поиска утраченного или того чего никогда не было. В данном случае, главный герой «Жан Батист Гренуй» никогда не знал своих родителей, в особенности матери, в которой нуждается ребенок, он не познал ни материнской любви, ни любви вовсе. Живя в приюте, познав язык только кулака и палки, главный герой от рождения имел «особенность» в виде невероятного обоняния.
Кстати о желании быть особенным. Быть не таким как окружающие, а лучше их, это тоже одна из важнейших составляющих успешного сюжета, ибо эта когнитивная функция человека живёт в каждом из нас, и подобно истории с экранов, в реальной жизни, мы все главные герои своих фильмов.
В чем суть успеха этого фильма? В том, что затронута чрезвычайно важная суть человеческого восприятия и осмысления, а именно в желании найти себя, понять для чего мы здесь и если я особенный, то каково моё предназначение? Более того, все обернуто в прекрасную подачу о поиске материнской любви, о которой человек даже не имеет представления. Главный герой показывается зрителю странным, его взгляд всегда устремлен в пол, речь отрывистая и неуверенная, складывается впечатление, что он умственно недоразвит, но на самом деле это символ подчинения, символ того, что человек никогда не имел возможности самореализовать себя, никогда не говорить без разрешения, и самое главное его никто, никогда не обучал и не наставлял.
По сути, это сильнейшая интерпретация того, какую роль в нашей жизни играет семья, окружение и общественно - социальная среда обитания. Если в случае с Пиноккио, как это было правильно представлено, внезапная любовь побуждает внутренний конфликт, и стимул доказать что он достоин любви и быть как все, даже если придется рисковать жизнью, ибо без любви (Эроса) остаётся только Танатос (смерть).
На примере Жана Батиста Гренуя, отлично интерпретируется не только отсутствие любви как таковой, но и понимание об этом явлении вовсе.
Важно другое, как я описывал выше, учитывая полное отсутствие понимания человеческих чувств, когнитивные особенности как архетипы, заложены уже в нашем понимании, и с этим мы ничего с вами не сделаем.
В этом и заключается успех этого фильма, в очень достойной интерпретации того, чего мы не ведомы зачастую объяснить себе, но отлично понимаем и сочувствуем глубоко внутри себя. Ведь когда ребенок не знавший любви, впервые ощущает её, но не понимает что это, ведь ему никогда этого не объясняли и не проявляли таких чувств к нему, соперничество может проявиться даже к объекту любви. Таким образом стирается грань, между Эросом и Танатосом, в погоне за внезапно обретенным эросом, как за подсознательным образом матери, остаётся лишь временное ощущение удовлетворения, побуждая героя сделать всё, в данном случае сотворить идеальный аромат, из женщин в которых он ощущал на самом деле образ матери и пугающее для его понимания чувство любви.
Убийство, или придание женщин Танатосу с целью ферментации, также является стиранием границ между Эросом и Танатосом. Полное отсутствие Эроса в жизни, как и полное непонимание его, оставляет только смерть на пути к своим желаниям. Каковы тогда желания? как уже было сказано, в хороших историях - не без любви. Стремление создать идеальный аромат, именно таким каким он себе представлял запах матери, чтобы быть чуточку ближе к ней, учитывая особенности в виде невероятного обоняния, то есть «особенность - как инструмент достижения цели» главный герой стирает грань между добром и злом, даже в глазах зрителей. Что остаётся после достижения результата? Жан Батист создал парфюм, который по его представлению и является запахом его матери, но стал ли он ближе к ней? К сожалению нет, обрел ли он Эроса? Тоже нет, а без Эроса, остаётся только Танатос.
В следующей статье расскажу подробнее про соперничество (так как пришлось сбиться с курса), познакомимся с препятствиями и концепцией запретного плода.
(Спасибо что поддерживаете развитие канала)
Продолжение в следующей статье.