Эдипов комплекс и как мы видим мир глазами кино (Часть 1) "Введение".
Задумывались ли вы о том, как часто вас посещает ощущение предсказуемости сюжета во время простого просмотра фильма или сериала? Но на чем это основано? На жизненом опыте или на статусе ветерана в рамках киноиндустрии? И самое главное, хорошо это, или плохо?
Никогда не относил себя к поклонникам, ни Зигмунда Фрейда, ни Карла Густава Юнга, но взять предисловие без их упоминания является сложным, так как это, как поговоривается - база.
Карл Густав Юнг (1875–1961) полагал, что существует некий бессознательный элемент во всех нас, который отображает общие черты или коллективные психологические образы и идеи, которые в последствии получили название «архетипы». Эти самые архетипы, ни что иное как отображение и воплощение мифологических героев и историй, которые присутствуют обсолютно во всех цивилизациях издревна по все этапы развития человечества. Архетипы отображают общепринятые человеческие потребности, такие как - родительская забота, любовь, самовыражение, стремление к душевному спокойствию и равновесию, общению с другими людьми, и потребность в экзистенциальном возрождении (то есть в собственном духовном и эмоциональном росте, в росте над самим собой, или в виде становления чего то большего для себя самого и окружающих). Многие тысячи лет эти архетипы хранились в мифах, религиях и даже легендах, и являются по сути отображением человеческих желаний и потребностей, которые всегда были в нас закодированы. Сегодня, всё это отображается в кино.
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) и его центризм в теории психоанализа крутится вокруг эдипова комплекса, название которого также происходит из древнегреческого мифа о царе Эдипе. Суть основной теории Фрейда заключается в том, оснавная часть наших с вами эмоций, переживаний и действий остается для нас самих же загадкой, от того, что это происходит от безсознательного. Фрейд, также полагал что все невротические конфликты которые происходят внутри нас, это не что иное, как внутренняя борьба между желаниями и жесткими ограничениями, которые в нас закладываются под давлением норм и правил цивилизованного общества. Эдипов комплекс при всём этом играет центральную роль драматического механизма и конфликта, по скольку он связан напрямую с любовью и интимной близостью, с ненавистью и агрессией, созиданием и разрушением, жизнью и смертью.
Миф о царе Эдипе (вкратце).
В древнем городе Фивы, был царь Лай и его жена царица Иокаста, получили они пророчество от дельфийского оракула, что если у них родится сын, он вырастит, убьет отца и возьмет в жены мать. Когда у них родился сын, отец испугался, забрав его у матери и отдав ребенка пастуху, приказывая отнести в лес и оставить на съедение диким зверям. Пастух сжалился над новорожденным и отдал его другому пастуху из соседнего царства Коринф, не сказав, кто это. Пастух отнес младенца своему царю, а у коринфского царя не было детей, он усыновил ребенка и воспитал как собственного сына.
Эдип вырос сильным и умным юношей, считая себя прямым наследником коринфского царя. Но до него начали доходить слухи, будь-то его усыновили. Эдип отправился к дельфийскому оракулу с вопросом, чей он сын. Оракул ответил: «Чей бы ты ни был, тебе суждено убить родного отца и жениться на родной матери». Эдип в ужасе покинул Коринф и решил не возвращаться чтобы не дать пророчеству сбыться. По дороге на распутье ехала колесница со стариком и несколькими слугами. Эдип не вовремя отошел с дороги, за что старик со своей колесницы ударил его стрекалом, но Эдип ударил его в ответ своим посохом, с которым он отправился в странствие. Старик упал замертво. Завязалась драка, в ходе которой Эдип убил и слуг, но лишь одному удалось сбежать.
Когда Эдип пришел в Фивы, туда где он родился, но не догадывался об этом, в городе было смятение, ибо на скале перед городом поселилось чудуще, имя которому, было Сфинкс. Это была женщина с львиным телом, она задавала прохожим загадки, и кто не мог их отгадать, того ждала смерть. Царь Лаий поехал искать помощи от страшной бестии у оракула, но в дороге был кем-то убит. Эдип решившись на подвиг, отправился к Сфинксу, и та загадала ему загадку: «Кто ходит утром на четырёх, днём на двух, а вечером на трёх?» Эдип ответил: «Это человек: младенец на четвереньках, взрослый на своих двоих и старик с посохом». Побеждённая верным ответом, Сфинкс бросилась со скалы в пропасть, а Фивы были освобождены. Народ, ликуя, объявил мудрого Эдипа царём и дал ему в жены вдову Иокасту, а в помощники — брата Иокасты, Креонта.
Правда о том, что царь Лаий был его настоящим отцом и соответственно Иокаста его собственная мать, всплыла, когда пришла весть о смерти его приемного отца, когда пастухи рассказали всю правду. После этого его мать, она же и нынешняя жена, не выдержав позора повесилась, а сам он, обняв ее труп сорвал с нее золотую заколку и вонзил себе в собственные глаза, дабы они не видели больше того, что он натворил.
Тема эдипова комплекса крайне обширна для трактования, что вызывает действительно обширный интерес, и вовсе не ограничевается на влечении сына к матери, как это чаще всего воспринимается в общественном понимании. Имея крайне широкое применение в кинематографе, где любой уважающий себя сценарист, должен понимать хотя бы его основы. В первую очередь, эдипов комплекс, это про рост и принятие в себя моральной мудрости и формирование зрелых романтических отношений.
Комплекс можно трактовать как в буквальном так и в переносном смысле. Если трактовать буквально, то согласно теории психо-сексуального развития, тут в первую очередь речь о влечении сына к матери. Фрейд очень откровенно заявил, что маленькие дети испытывают такие же сексуальные влечения как и взрослые. Только понималь это нужно немного иначе, ведь такие вещи, как кормление грудью, объятия, купание, поцелуи и ласка, с точки зрения младенца связаны с получением удовольствия.
Если понимать не так буквально, то интерпритация эдипова комплекса, говорит о стремлении мальчика завоевать любовь и привязанность матери, а не о его сексуальном влечении к ней. Позже, когда мальчик вырастает, вырастают и его желания, и объектом его любви становится другая женщина, и зачастую как мы понимаем, ребенок, из своей любви к матери проецирует свои чувства на этой другой женщине, пытаясь найти в этой другой, отражение своей первой любви, которая дарила любовь и заботу. Кстати это работает и ровно в противоположную сторону, об этом позже.
Чтобы вы понимали, Фрейда часто критиковали за «андроцентризм», то есть, за то, что всё внимание вечно приковано на мужской точке зрения. Сам Фрейд не оправдывался, ведь он считал свои теории универсальными. Даже не смотря на то, что за последние 30 лет жизни и работы Фрейда его пациенты и клиенты были женщины, он признавался откровенно, что так и не понял «Чего хочет женщина». Тем не менее, сторонники Фрейдизма, со временем дополнили его учения «комплексом Электры», это тоже самое, только женская версия этой теории. Теперь вы знаете базу. О разновидностях эдипова комплекса, и широком применении в кинематографе читайте дальше.
Продолжение в следующей статье.