Найти тему
Игра в душнилу

Понять себя глазами кино (Часть 3).

"Соперничество".

Всепронизывающая любовь в кинокартинах, проистекает из олицетворения наших естественных желаний и стремлений в повседневной жизни, что делает её наличие обязательным архетипирующим фактором восприятия нашей действительности.

Продолжая тему соперничества.

Принятие и внутренняя борьба за внимание
Принятие и внутренняя борьба за внимание

Поскольку отношения с родителями, это первые отношения вызывающие чувство любви, эдипов комплекс может как развиваться так и просто присутствовать в любых романтических отношениях. Успешное разрешение комплекса, необходимая ступень на пути развития каждого человека, которая может проходить как ярко, как незаметно, так и скрыто. В эти моменты, нужно осознавать первостепенные вопросы которые могут быть связаны с эдиповым комплексом, а понимание, это уже половина пути, и именно понимание основ, является ключом к любому сюжету которые западают нам в душу.

На примере ребенка, который вынужден (даже без явных видимых причин) соперничать за любовь родителя со вторым родителем, киноперсонажи живут в киноленте в условиях соперничества за предмет своей любви. Этот конфликт соперничества, может интерпретироваться и проецироваться как к живому сопернику, так и к жизненным обстоятельствам, но всё же прямолинейное отображение эдипова комплекса встречается достаточно редко (как например в «Унесенные ветром»), зачастую, это - концепция.

Эдипово соперничество, может концептуально интерпретироваться в различных жанрах, ограничения существуют только в воображении сценариста.
Кадры из фильмов
Кадры из фильмов

Самые очевидные примеры соперничества мы наблюдаем в спортивных лентах, где героям нужно противостоять кому-то в целях достижения собственных целей на пути к желаемому. Таким образом, как пример стандартного соперничества, вспоминается фильм «Рокки», но этот формат соперничества можно дополнять, или усложнять чуть более тонкими эмоциональными составляющими, которые также базируются на эдиповом концепте.

Например, не смотря на стандартную составляющую концепта «Мечта - путь - соперник - противостояние - достижение цели» в «Рокки», она дополняется тренером, который является архетипическим образом отца, после кончины которого, создаётся дополнительная мотивационная составляющая в виде оправдания его ожиданий.

Чувствуете снова присутствие Эроса и Танатоса?
Это тоже концептуальная интерпретация.
Кадр из фильма «Карате пацан»
Кадр из фильма «Карате пацан»

В «Каратэ пацан» присутствует уже более прямая линия эдипова комплекса, ибо присутствует ярко выраженный образ матери в условиях отсутствия отца. После переезда в новое место жительства, для детского сознания существует явный приоритет доказать своё право существования в этом мире. И когда появляются очевидные прообразы соперников, в виде школьных хулиганов, эдипово соперничество даёт о себе знать, побуждая защитить кого-то и встать лицом перед опасностью. Всё украшивается любовью матери, но внутренний конфликт завязан именно на неполноценности семьи и смены привычного место обитания, заставляя ощущать себя чужим. В дополнение появляется снова тренер (снова архетип отца), отношения с которым растут от холодных к родственным, что указывает на примирение и разрешение комплекса внутри ребенка, с кульминационной ожидаемой развязкой в виде победой над соперником, которые впоследствии признают его, а значит, последний конфликт в виде борьбы за принятие в новом месте разрешен.

Это пример самого наилучшего хеппиэнда, в котором разрешаются все внутренние и внешние конфликты, что и делает этот фильм категорией «для всей семьи».

Давайте пойдем дальше и рассмотрим куда более сложный пример соперничества на примере фильма «Малышка на миллион».

Кадр из фильм «Малышка на миллион»
Кадр из фильм «Малышка на миллион»

Фильм - яркий пример интерпретации «комплекса Электры». Мэгги (главная героиня фильма), и её жизнь, демонстрирует зрителю сильнейшие модели и образы базовых архетипов. Невзрачная девушка (намек на отсутствие особенности), работающая официанткой (усиление образа обычного и не выдающегося человека), из крайне бедной семьи (добивочка), без отца и с не любящей матерью (закручивается понимание зрителя о желании любви на базе концепции «комплекса Электры»), живёт в непонимании - как ей добиться любви и куда девать эту энергию чтобы та отвечала взаимностью.

Всё меняется с желанием сделать хоть что-то, и найти куда проецировать свои чувства. Ответом стал - бокс (определились с путём по которому следует фильм). Но по настоящему раскрытие «комплекса Электры», наступает со встречей тренера (- Да, практически в 99% случаев это всегда прообраз отца), который отказывается её тренировать, потому что тот, не тренирует девушек и Мэггии, доказывает своим упорством, выдержкой и характером что она достойна быть исключением.

И вот тут БА-БАХ! Этот ход - есть комбинация в виде конфликта с тренером, делая его временным соперником на пути к желаемому с внутренней борьбой и решимостью доказать себе и окружающим, что она может быть особенной! И всё приправляется эдиповым комплексом у самого Тренера, на почве любви к собственной дочери, которая разорвала с ним какие либо связи.

Мегги, которая подсознательно желала только любви и заботы, самоотверженно делая всё, что только могла для собственной матери и сестры, но не получая никаких теплых чувств взамен, находит в образе тренера того, кого ей всегда не хватало, в то время, когда тренер находит в Мэгги ту, к кому он начинает испытывать давно подавленные отцовские чувства.

С этого момента и начинает работать на полную «Эдипов комплекс и комплекс Электры».

Кадр из фильм «Малышка на миллион»
Кадр из фильм «Малышка на миллион»

И начинается фаза удержания.
То есть, внезапно обретая то, о чем мы мечтали, главным опасением становится - страх потери, страх того, что это - не навсегда.

Эта фаза заключается как и во многих историях в том, чтобы сделать всё возможное ради Эроса, что всегда привлекает внимание Танатоса. Желание завоевать и оправдать любовь тренера, подсознательно побуждает жить и полностью отдаваться тому делу, в котором она сможет быть ближе всего к нему, в данном случае, как мы уже понимаем - заниматься боксом.
Это стремление и приводит нас к трагическому финалу, пробуждая в зрителе,
много когнитивных паттернов, встречаемые в нашей собственной жизни и которые играют не малую в ней роль.

Соперничество является ничем иным, как неоспоримым стимулом в нашем сознании, который побуждает нас добиваться целей.

Таким образом тема соперничества, как подтип «конфликта», присутствует также как и любовь практически везде. Картина не обязанна строиться в первую очередь на конфликте соперничества, но как подтекст, может присутствовать и использоваться где угодно.

Не будем слишком подробно разбираться, но как пример коротко разберем уже комедийный фильм «Мышиная охота», в котором так же есть конфликт в виде соперничества, а именно за место под солнцем. Два очаровательных олуха, пытаются выгнать мышку из дома который достался им по наследству. Конфликт, в ходе которого мышка соревнуется в хитрости с двумя балбесами, да, это соперничество.

И даже фильм «Фаворит», гле лошадь соревнуется в скачах с другой, более сильной, молодой и подготовленной, чтобы доказать своё превосходство над военным адмиралом - тоже соперничество.

В следующей статье, я расскажу про концепцию запретного плода.

Спасибо за прочтение, и поддержку канала.

Предыдущая статья

Следующая статья

ПоделитьсяСохранить в закладках
ПоделитьсяСохранить в закладках

1 просмотр1 упоминание

Андрей Шиндин

12 авг в 23:57

Редактировать