Давайте признаем честно: ближе к августу питерское лето вместе с погодой испортилось окончательно. Откровенно говоря, я очень не люблю жару и +28 каждый день переношу плохо. Но и почти каждодневные, с редкими перерывами дожди, тоже перебор. Я сейчас рассуждаю c позиции велосипедиста, а не грибника :) В общем, как говорится, бойтесь своих желаний - они могут исполниться.... В самой неожиданной форме.
С учётом стабильно плохого прогноза погоды и урагана, случившегося накануне, ехать куда-то далеко в лес не хотелось. Буквально на ходу пришлось придумывать компромиссный вариант: такой, чтобы и природа была, и проблемы в виде грязи под ногами тоже можно было бы обойти. Мысленно перебрав возможные варианты, я остановился на финских укреплениях на Горе Смерти за Зеленогорском, где ещё не успел побывать.
Бывает так: катаешься по Приморскому шоссе взад-вперёд, и не подозреваешь, что оказывается тут же рядом - через трассу, есть на что посмотреть.
На выходе из электрички на станции Ушково о себе напомнил небрагоприятный прогноз погоды, который я сразу начал ощущать на себе: небо затянуло серыми тучами и заморосил мелкий противный дождик. Прикинув порядок прохождения маршрута под навесом на платформе, и формально успокоив себя тем, что деваться в общем-то некуда, я тронулся в путь. Почти сразу за переходом через железную дорогу в сосновом бору на перекрестке двух улиц меня встретило первое напоминание о тех бурях, которые волной прошлись по здешним местам. Бурях, которые ломали и спасали человеческие судьбы, в корне меняли не только уклад местной жизни, но и порядок мироустройства в целом. Жалко только, что потомки плохо изучают историю...
Слева от разветвления дорог, как-то совсем не бросаясь в глаза, стоял памятник 26-му военному медсанбату 90 стрелковой дивизии 21-й армии Ленинградского фронта. Батальон находился в этом месте в период с 14 по 16 июня 1944 во время проведения Выборгской наступательной операции. Постояв у памятника, и попытавшись представить, что происходило здесь в те самые дни, я через какое-то время двинулся дальше.
Очень быстро сосны сменил суровый ельник: с учётом продолжающего идти дождя стало немного мрачновато. Тем не менее, лес был был по-своему красив и я его про себя окрестил бабкин-ёжкиным.
Дорога пошла под уклон и до Приморского шоссе у меня получилось долететь как на крыльях. Надоедливый дождик, опровергая мнение синоптиков, внезапно прекратился и я не смог отказать себе в удовольствии выйти на берег Финского залива.
Судя по карте, часть дороги до финских укреплений можно было проделать по асфальтовой дорожке, идущей вдоль Приморского шоссе. По-факту, это широко известный и весьма популярный среди велосипедистов маршрут, пролегающий по берегу Финского Залива. Некоторые из велоколлег с претензией непонятно на что называют его попсовым. Попсовый – не попсовый, но у нас с женой стало традицией открывать велосезон именно здесь. Открывать - в смысле, уехать из города на весь день и кататься вдоль Залива, на берегу которого ещё лежит снег.
До нужного мне места ехать было недолго, и поскольку я не сверился вовремя с картой, то конечно же прозевал нужный поворот. Кроме того, по невнимательности упустил из виду, что нужные мне укрепления находятся на возвышенности, которая после войны в народе стала именоваться Смерть-гора.
Возвращаться было откровенно лень и поэтому пришлось брать гору штурмом с великом наперевес. Безумный поступок из серии “Вижу цель, не вижу препятствий”. Цепляясь подошвами кроссовок за глину, мох и песок от уступа до уступа… Взобрался! И конечно, первое, что бросилось мне в глаза: отличного качества тропа в красивом сосняке, проходящая вдоль кромки склона.
Нахоженная пешеходами, укатанная не только великами, но и, судя по следам, вездесущими квадроциклистами.. Чуть дальше – метров через сто с небольшим, виднелись аккуратно сделанные беседки и, ещё далее - ограда санатория. Дойдя до того места, где склон горы становился песчаным, я притормозил: отсюда открывался великолепный вид и поверх верхушек сосен был виден кусочек Финского залива. Внизу за деревьями проглядывало Приморское шоссе.
В итоге, я задержался в этом живописном месте где-то на полчаса, тем более, что главная цель поездки была совсем рядом.
Первой намеченной для осмотра точкой моей маршрута были “Зубы Дракона” – рукотворная каменная гряда, входившая в комплекс оборонительных сооружений на Карельском перешейке, построенный финнами в 1942—1944 годах. Карельский вал или линия VT(Vammelsuun(Cерово)-Taipaleen(Соловьёво) был взломан нашими войсками в ходе Выборгско-Петрозаводской операции. Гряда проявилась совершенно случайно: справа вплотную к тропе лежали две больших гранитных глыбы, и только внимательно присмотревшись, в зарослях кустарника я заметил целую полосу огромных каменных обломков уходившую дальше в лесную чащу. По моим субъективным впечатлениям, здешние “Зубы Дракона” были побрутальнее тех, которые мы наблюдали, катаясь по местам боёв бывшего укреплённого района Суммаярви-Ляхде. Мысленно попытавшись прикинуть, сколько сил и времени нужно было приложить для создания такой мощной преграды для наших танков, я продолжил движение по тропе.
Но долго ехать мне не пришлось – финское пехотное убежище бросилось в глаза сразу. Довольно интересной - вытянутой формы, утопленное в землю, для того, чтобы сделать его малозаметным с воздуха. Сохранилось оно очень даже неплохо: при случае можно переждать ненастье.
Далее последовало ещё одно убежище - можно сказать, более традиционного типа, и большое бетонное сооружение, обозначенное на одной из карт как укрытие для прожектора.
Осмотрев всё, что хотел и надышавшись свежим после дождя, уже почти осенним воздухом, я понял, что возвращаться домой мне пока не хочется. Немного поразмыслив, решил продолжить велопоездку и съездить за Чёрную речку: посмотреть место, обозначенное на карте как Могила Любви.
Скатившись с горы по той же самой тропе и перейдя на другую сторону трассы, прилегающую к берегу Финского залива, я миновал развилку Приморского и Рощинского шоссе, и переехал мост через Чёрную речку. Удержаться от желания выйти на берег Залива в том месте, где в него впадает река, было невозможно. В своё время часть прибрежной территории прибрал себе санаторий, но местные жители, недовольные тем, что у них отбирают возможность выхода к морю, забор разломали. Редкий случай, когда ломают во благо.
Посмотрев на Залив, сняв ветровку – погода разгулялась и уже начало припекать, я развернулся и перейдя шоссе углубился на территорию парка Марьина Гора. О том, что это оказывается парк, а не просто карельский лес, я узнал уже задним числом. Могила Любви, которую так хотелось увидеть, оказалась местной достопримечательностью ещё с дореволюционных времен. Когда-то здесь находилось имение “Мариоки” – двухэтажный дом со смотровой башней. Хозяйкой усадьбы была писательница, актриса и поэтесса М.В. Крестовская, известная и в России, и в Финляндии.
Само имение, как и парк, а также все местные достопримечательности, включая церковь были уничтожены в ходе боёв 1944-го года. Финны на Марьиной Горе организовали мощный узел обороны с многисленными окопами и бетонными укрытиями. Остатки этих укреплений можно лицезреть тут же.
Отойдя чуть в сторону от груды каменных обломков, оставшихся от имения и от остатков укреплений, я заметил противотанковый ров – очень похожий на тот, который мы видели на Бобочинском полигоне.
Погуляв по лесу, посмотрев на следы, оставленные войной – за Средневыборгским шоссе линия бывших финских укреплений продолжилась, я наконец созрел для возвращения домой. Уезжать в Питер из Зеленогорска на местной электричке, отходящей от вокзала в 19.33 было правильным решением. Отличный вариант, если Вы не хотите целый час стоять в тамбуре!