Найти тему

Что ждет селлеров Wildberries? Придется ли им приобретать онлайн-кассы?

Оглавление

Wildberries снова оказался в центре новостной повестки. Пока все обсуждают подробности слияния маркетплейса с Russ Outdoor, селлеры волнуются. Как это событие отразится на них? Ждать ли им кардинальных изменений в политике компании и договоре оферты?

Мы помним череду громких новостей 2023 года, связанных с крупнейшим российским маркетплейсом Wildberries. Вначале — о забастовках сотрудников пунктов выдачи, поводом для которых послужили огромные штрафы: Wildberries тогда обязал владельцев ПВЗ компенсировать стоимость посылок, возвращенных покупателями из-за брака или несоответствия заказанному. Затем было массовое недовольство решением торговой интернет-площадки ввести для клиентов платный возврат посылок с качественными товарами — для компенсации логистических затрат. И вот недавно новостную повестку всколыхнула очередная скандальная история, касающаяся слияния маркетплейса с компанией Russ Outdoor, крупным российским игроком в наружной рекламе.

В конце июля в публичном пространстве всплыла видеозапись, на которой Владислав Бакальчук, беседуя с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, жаловался на попытку рейдерского захвата Wildberries компанией Russ Outdoor, также он обвинил «рейдеров» в том, что они обманным путем вынудили его жену уйти из семьи и переписать на них активы маркетплейса. В ответ Татьяна Бакальчук записала свое видеообращение, в котором назвала версию мужа о рейдерском захвате несостоятельной и объяснила все происходящее обыкновенным разводом.

Татьяна и Владислав Бакальчуки, состоящие в браке более 20 лет и управляющие маркетплейсом с 2004 года, в весьма своеобразной манере занялись разделом имущества. А делить супругам есть что — в 2021 года Бакальчуки заняли первую строчку в рейтинге богатейших семей России.

Пока совладельцы маркетплейса делят активы, селлеры волнуются: как текущая ситуация повлияет на их деятельность? Не изменятся ли самым кардинальным образом текущий расклад и условия торговли на площадке?

Профессионалы рынка надеются, что в ближайшей перспективе вероятность внезапных и масштабных изменений мала — Wildberries слишком крупный игрок, чтобы совершать резкие движения. Предполагается, что взвешенный подход к решениям будет превалировать и далее в корпоративной политике маркетплейса. Впрочем, в перспективе нельзя исключать любые неожиданности, не будем забывать поговорку: новая метла по-новому метет.

Ну а пока история развивается, мы разберем один из часто задаваемых вопросов, который волнует предпринимателей, планирующих заняться интернет-торговлей: правда ли, что контрольно-кассовое оборудование не нужно продавцам маркетплейсов?

Правила игры в интернет-торговле

Для начала давайте разберемся, в каких ситуациях интернет-продавцу нужна касса, а в каких можно обойтись без нее. И обратимся к источникам. В частности — к горячо любимому всеми пользователями онлайн-касс Федеральному закону № 54, который задает правила ведения расчетов с покупателями. А далее заглянем и в Письмо Минфина РФ № 30-01-15/69968 от 20 июля 2022 года, регламентирующее применение касс при работе в рамках агентских отношений.

ФЗ-54 четко прописывает общее правило: в подавляющем большинстве случаев применение онлайн-кассы — это обязательное требование для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих свою продукцию физическим лицам.

Это касается и тех, кто занят в онлайн-торговле — например, продает товары или услуги через сервис «ВК» или собственный интернет-магазин. Налоговая выдвигает четкое требование: покупатель должен получить кассовый чек — это его законное право. Невыдача чека карается штрафом.

Правда, в этом случае вам совершенно не обязательно владеть физическим кассовым аппаратом — достаточно купить или арендовать онлайн-кассу. Сервисов, предоставляющих подобные решения, сегодня множество. Таким образом, для онлайн-продаж вам понадобится только облачная касса и подключенный интернет-эквайринг. Ваши электронные чеки для покупателей будет формировать облачный сервис.

А вот если вы продаете не только через интернет, но имеете и офлайн-точку для реализации товаров, то физическая касса вам все-таки понадобится. В этом случае, согласно 54-ФЗ, вы обязаны пробивать чеки клиентам с помощью физического кассового терминала. А что еще, кроме кассы? Конечно же, фискальный накопитель, плюс функция эквайринга для приема платежей через банковские карты, плюс договор с оператором фискальных данных — то есть все требующееся для работы обычной онлайн-кассы.

А как обстоят дела с селлерами маркетплейсов?

Продавец заключает с площадкой договор-оферту, в которой описываются условия работы. Если маркетплейс берет на себя продажу товара покупателю, то селлер может обойтись без собственной онлайн-кассы и интернет-эквайринга. Это агентская схема, при которой селлер является принципалом, а торговая площадка — агентом селера. Выглядит она так:

  • Селлер поручает интернет-площадке совершать от его имени сделку купли-продажи товаров.
  • Интернет-площадка принимает от имени селлера оплату за товары и передает вырученные от их реализации средства селлеру.

На подобных условиях взаимодействуют с продавцами крупнейшие российские маркетплейсы — Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет.

Именно эту ситуацию описывает вышеупомянутое Письмо Минфина: «в случае применения контрольно-кассовой техники агентом в установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядке дополнительное применение контрольно-кассовой техники принципалом не требуется».

Таким образом, при данной схеме работы контрольно-кассовая техника у маркетплейса (как у агента) своя, и именно на ней формируются чеки для клиентов селлера.

Нужно понимать, что Письмо Минфина носит информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться иной трактовкой норм российского законодательства.

В любом случае, если вы реализуете товары через маркетплейс, но эта площадка не единственное для вас место торговли, то онлайн-касса вам обязательно нужна — так как, конечно же, не нужны проблемы с налоговой службой.

Узнайте больше о грамотном взаимодействии с ФНС и особенностях применения контрольно-кассовой техники — зарегистрируйтесь на наш вебинар, посвященный этим вопросам https://vallab.ru/landing_3/course_3.html

Изменения грядут?

Мы описали текущую ситуацию, но что будет завтра, зависит не только от владельцев маркетплейса, но и от законодателей. Между тем поток законодательных идей не иссякает. Минпромторг уже подготовил новую версию законопроекта о маркетплейсах, согласно которому последние следует приравнять к торговым сетям. Кроме того, планируется ввести запрет на привлечение самозанятых к работе на цифровых площадках — речь, в частности, идет о предпринимателях, торгующих товарами, которые не произвели самостоятельно (что, согласно действующему законодательству, не соответсвует статусу самозанятого). Обсуждающиеся инициативы призваны повысить контроль за контрафактной продукцией.

Подписывайтесь на канал — будем наблюдать за развитием событий вместе!

Читайте другие наши статьи:


– История бирж и крупнейших кризисов
– Как правильно делать чеки коррекции

Vallab – Гарантируем по-настоящему правильные чеки


– Официальный сайт

– +7 (495) 109-17-15