Всё ближе сентябрь, и хотя я — учитель на пенсии, четыре года не работающий в школе, но всё равно в душе остаюсь учителем до мозга костей, потому что до сих пор вспоминаю августовские заботы и школьные проблемы. Представляю себя в "шкуре" работающего учителя и пытаюсь найти мотивацию для позитивного начала учебного года.
Учителя — тоже люди, но люди это особые. Если захотят, то могут свернуть горы, зажечь солнце и сотворить другие чудеса — научить необучаемых, указать верную дорогу заблудившимся, заразить позитивом и жаждой знаний и поделиться харизмой. И это отнюдь не какие-то там возвышенные слова, это —сущая правда.
Чтобы детей "заразить позитивом и жаждой знаний", нужно прежде всего самому учителю "загореться" своей профессией или попросту с удовольствием вернуться в школу. А вот получится ли вернуться с удовольствием — большой вопрос!
Если адекватная нагрузка и хорошая зарплата, то и горевать не о чем. Осталось подумать о наряде на 1 сентября, о сумочке или сумке и вперёд! К детям, соскучившимся по школе и по учителям. Не упоминаю при этом громадьё планов и планирования, проблемы с учебниками, бюрократическую отчётность и сложности общения с родителями. А кому легко?!
Можно подумать о тех, кому сейчас в сто раз хуже, и изо всех сил ДЕРЖАТЬСЯ! Вместе мы сможем!
А смогут ли "держаться" те, кому уже не за что держаться. Непозволительно низкая зарплата при безумно большой нагрузке, безразличная к нуждам учителей администрация, неадекватные школьники и их вездесущие и чересчур "заботливые" родители.
Редко какая школа сейчас может похвастаться укомплектованностью кадрами. Пенсионеры, да и не только они, уходят из школ. Вакансии зачастую остаются открытыми. Ищут учителей по-разному. Так, например, в Казани одна из школ развесила на подъездах объявления о поиске новых сотрудников, в том числе учителей:
Учительское сообщество ВКонтакте "Учителя тоже люди" сообщает:
Из объявления следует, что лицей нуждается в педагогах по шести предметам: ОБЖ, информатике, математике, русскому языку, английскому языку, истории. Также среди вакансий указаны «учитель начальных классов», «педагог-психолог», «социальный педагог», «уборщица», «повар», «дворник», «уборщик бассейна» и другие.
Интересно, что размер вознаграждения, предполагаемого за работу, сообщается в объявлении только для рабочих специальностей. Так, за работу уборщицей в школе обещают платить 35 тыс. рублей, поваром — 46 тыс. рублей. Размер окладов педагогических работников не обозначен.
Да, картина печальная. В школу не бегут, сверкая пятками, а скорее — наоборот:
"Так все и ломанулись на 19500 упахиваться.
Каждый год зовут в школу, зп каждый год предлагают мрот. Мотивируют категорией и классным руководством 💪🏼
Искренне удивляются, что отказываюсь.
Нет, спасибо, остатки своего расшатанного после работы в школе здоровья я хочу немного приберечь для семьи".
И фраза, которую произносят многие, упрекая учителей: "Знали куда шли" тоже чаще всего адресована неверно, потому что они "НЕ ЗНАЛИ!"
"Ой, мне еще нравятся комментарии от людей «от образования» в стиле: ну вы же знали, куда шли учиться!
Нет, ребята, я НЕ ЗНАЛА! Мне никто не рассказывал, что у учителя нет прав, что зарплата как у уборщицы, а требования как к солдату: куча задач, и все надо было сделать еще вчера!
Если бы я ЗНАЛА, я б ни за что на свете не пошла учиться в пед и уж тем более, в школу не устроилась.
Что-то мне никто не рассказал в вузе о реальной-то РАБОТЕ В ШКОЛЕ. И до вуза. Я почему-то с реальностью-то столкнулась только постфактум".
Источник: https://vk.com/teachers_people
Ставлю себя, 64-летнюю пенсионерку, на место работающих коллег, и мне от души хочется поддержать их.
Ведь не одни только минусы в работе учителя. Есть и свои плюсы. Не буду о них писать. Пусть каждый сам поставит и минусы, и плюсы.
А я лишь вспомню, что в августе, несмотря ни на что, я уже начинала скучать по школе, детям и коллегам.
НО не любила конец августа и начало сентября, потому что было безденежье, а аванс ожидался только 25 сентября. Отпускных вечно не хватало. Это был БОЛЬШОЙ МИНУС.
НО обожала (и обожаю) свой предмет — английский язык. И это огромное наслаждение — видеть на уроке горящие глаза младших школьников, и вместе с тем — большое разочарование слушать браваду по поводу того, "зачем мне Ваш английский" от старшеклассников.
НО мы, учителя, нужны и младшим, и старшим, чтобы поддержать, объяснить, доказать.
Мне нравилось учить малышей и подростков, нравилось работать со старшеклассниками, нравилось общаться с коллегами, особенно молодыми. Уходить мне было некуда, поэтому никогда не задумывалась о смене профессии. Да и повезло мне! Абсурд современной школы коснулся меня лишь в последние пять лет моего учительства.
Ушла из школы в 60 лет в августе 2020 года. Имела нагрузку почти полторы ставки и зарплату — грязными около 16 тысяч. Мало что изменилось с тех пор — за классное руководство добавили, и Губернатор 5 тысяч за ставку доплачивает.
Но зарплаты по-прежнему более или менее приличные только у тех, кто тянет на себе по две ставки. О каком качестве преподавания можно вести речь? О каком здоровье учителя при такой нагрузке? Вот и держитесь, учителя! А за что держаться?
Если, конечно, сравнить свои проблемы с проблемами тех, кому очень и очень плохо, можно сказать, невыносимо сейчас в некоторых регионах, то можно и смириться. Но опять-таки всё познавать в сравнении с кем-то — это не решение насущных вопросов, а уход от них.
Всем хочется пожелать сил и здоровья! Бодрости духа и оптимизма! В конце концов, вы сами — распорядители своих судеб! Добра и мира вам!