13 августа 1899 года - 125 лет назад - в Лейтонстоуне в скромненькой квартирке над бакалейной лавкой родился король саспенса Альфред Хичкок. Он был довольно эксцентричным шутником и чистюлей-педантом, страдающим от кучи самых разношерстых фобий (ну а кто еще может сделать пугающий триллер лучше, чем тот, кто со страхами накоротке?!). Он терпеть не мог снимать на природе и считал, что все веселье в кинопроизводстве заканчивается с завершением сценария. И конечно же, все знают, что он искренне не любил смотреть собственные фильмы. А мы попробуем посмотреть на историю его жизни как раз через них)
1. Самый первый опыт сочинительства
Свой дебютный почти-фирменный триллер Альфред создал на бумаге - первый номер корпоративной газеты телеграфной компании W. T. Henley’s Telegraph Works, в которой он работал, он украсил коротеньким, но пропитанным мрачноватыми красками рассказом «Газ» (1919).
Главная героиня оказывается одна ночью в злачном районе Парижа. Она с опаской крадется между домами, постоянно оглядываясь и проверяя, не преследуют ли её. Неожиданно в одном из переулков женщина видит освещенную изнутри дверь. По скрипучей лестнице она на цыпочках подбирается ближе и обнаруживает, что это питейное заведение. Там героиня рассказа натыкается на компанию подвыпивших, разнузданно ведущих себя мужчин, и в панике пытается спастись от них бегством. Под громкие одобрительные улюлюканья ее преследуют и догоняют, насилуют, а после связывают и сбрасывают в реку. Женщина идет ко дну, чувствует, что постепенно начинает задыхаться, судорожно хватает ртом воздух, и тут внезапно слышит деловитый голос своего дантиста: «Всё, мадам. С Вас полсоверена».
Вообще удивительно, что подобное сочли уместным для сплачивающего коллектив издания и даже дали Хичкоку продолжить. Он написал для газеты еще 6 рассказиков примерно в том же духе.
2. Самый первый собственный фильм
Свой первый фильм в качестве самостоятельного режиссера «Сад наслаждений» Хичкок снял в 1925 году.
Танцовщица мюзик-холла «Сад наслаждений» Пэтси пристраивает к себе в труппу свою подругу Джил. Пэтси выходит замуж за симпатизирующего ей Леветта, но тайно влюблена в его приятеля Хью, с которым помолвлена ее приятельница. Обоих молодых людей отправляют в долгосрочную командировку в одну из британских колоний. Пэтси остается верна мужу и ждет от него писем, Джил же обзаводится богатым покровителем и живет на полную катушку. Приехав навестить супруга, Пэтси выясняет, что тот завел себе новую семью и каждый день пьет с утра до ночи, а вот Хью действительно нужна ее поддержка.
А да, на всякий случай - первые 12 фильмов маэстро были немыми. 9 из них включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
3. Самый разыскиваемый фильм
В 1926 году Хичкок снял довольно неудачную мелодраму «Горный орел», которая сейчас стоит на первом месте в списке 75 самых разыскиваемых Британским институтом кино фильмов. Все копии картины потерялись еще в 1920-е.
В городке Кентукки владелец магазина Петтигрю безуспешно пытается завоевать любовь учительницы Беатрис. Потерпев фиаско, он обвиняет девушку в растлении его страдающего психическим расстройством сына Эдварда. Бедняжка вынуждена искать убежище у живущего в горах отшельника Фира О'Года.
24 фото со съемочной площадки фильма, обнаруженные в архиве одного из близких друзей Хичкока в 2012 году, помогли прояснить некоторые нюансы утерянной киноистории и были проданы на аукционе в Лос-Анджелесе за 6 тысяч долларов.
4. Самый первый триллер
Спустя годы, отвечая на вопрос, какую свою картину он бы хотел экранизировать заново, режиссер без колебаний ответил: «Жилец». Это и есть самый первый фирменный триллер Хичкока, вышедший на экраны в 1927 году и крайне тепло встреченный и критиками, и зрителями.
В Лондоне объявился новый серийный убийца Мститель. По ночам он нападает на молоденьких блондинок и на месте преступления неизменно оставляет записку со своим именем. В это же время в доме у родителей белокурой Дейзи Бантинг появляется новый, довольно странно ведущий себя жилец. Жених девушки - детектив Джо - сначала просто ревнует Дейз к незнакомцу, а потом начинает кое-что подозревать...
Именно здесь режиссер впервые засветился в камео в амплуа «мужчина с газеткой», а заодно подтащил в кадр и свою жену Альму (она тут женщина у радио).
Я стараюсь показаться на экране в первые 5 минут, чтобы дать людям спокойно смотреть фильм, не выискивая меня в толпе статистов (А. Хичкок).
Всего за свою карьеру Хичкок сыграл 39 камео в 37 своих фильмах, а в двух сделал это даже по два раза.
5. Самый первый британский звуковой фильм, имевший успех в прокате
В 1929 году Альфред снял детективную историю «Шантаж» (1929), ставшую его первой звуковой работой.
После ссоры со своим возлюбленным - детективом Фрэнком Уэббером Элис флиртует с неким мистером Крю, подающим надежды художником, и даже оказывается в его мастерской. Там молодой человек начинает вести себя крайне разнузданно, девушка в панике хватает нож и убивает насильника. Элис удается скрыться, но она теряет на месте преступления перчатку, которую и обнаруживает на следующее утро вызванный полицейскими Уэббер. Девушку пытается шантажировать видевший ее у мастерской художника мелкий воришка Трейси, но вскоре он сам становится главным подозреваемым и, пытаясь уйти от полиции, погибает. Мучимая совестью Элис решается признаться в содеянном, но Фрэнк уводит ее из отделения и предпочитает обо всем умолчать.
Изначально фильм начинал сниматься как немой, поэтому некоторые сцены пришлось переснимать. И именно здесь впервые голос одной из актрис был заменен дублершей. У исполнившей роль главной героини Энни Ондра был сильный чешский акцент, явно не вязавшийся с образом Элис. Тогда Хичкок выбрал другую актрису Джоан Барри, которая стояла за кадром и читала реплики Элис в микрофон, пока Ондра произносил их перед камерой. Вот такой вот вышел ноу-хау звуковой «дубляж» без технологий.
6. Самый первый американский фильм
Первый же американский фильм перебравшегося из Британии за океан Хичкока – триллер «Ребекка» (1940) с Лоренсом Оливье и Джоан Фонтейн в главных ролях был отмечен «Оскаром» как лучший фильм года. Он же стал и единственным отмеченным Академией в этой категории.
Владелец поместья Мэндерли Максимилиан де Винтер спустя год после смерти жены Ребекки приезжает в Монте-Карло, где увлекается молоденькой красоткой и повторно женится. Он привозит новую миссис де Винтер в имение, но фигура Ребекки до сих пор имеет странную власть над всеми в Мэндерли.
Всего фильмы Хичкока получили 46 различных номинаций на «Оскар», 5 раз он сам выдвигался на премию как лучший режиссер, но одержать победу в этой категории так и не смог даже с «Психо», где его обошел Билли Уайлдер с романтической трагикомедией «Квартира».
7. Самый первый цветной фильм
В 1948 году Хичкок снял свой первый цветной фильм «Веревка», основанный на реальных событиях, произошедших в Чикаго в 1924 году. Кроме того, это был первый продюсерский опыт режиссера.
Проживающие вместе Брэндон и Филипп считают себя интеллектуально выше своего друга-сокурсника Дэвида Кентли и решают убить его из идейно-философских соображений. Они кладут тело молодого человека в старый сундук и устраивают вечеринку, на которую приглашают среди прочих отца Дэвида и его невесту, а также своего школьного учителя Руперта, который и вбил им в головы ницшеанские идеи о сверхчеловеке. Слегка выпив, убийцы плохо справляются со своими эмоциями, и Руперт начинает кое-что подозревать.
Количество монтажных склеек в фильме сведено к минимуму, так что весь фильм состоит всего из 10 длинных кадров.
Чтобы сделать возможными столь продолжительные непрерывные дубли, использовали специальные раздвижные стены и задник с движущимися облаками из стекла. Еще одной уловкой стала неоновая вывеска с фигурой самого Хичкока, рекламирующая средства для похудения.
Я жду хорошую еду гораздо больше, чем каникулы или хорошее шоу (А. Хичкок)
В жизни режиссер собирал меню помпезных ресторанов, обожал мороженое и стейки, а личным раем считал возможность есть английский завтрак трижды в день. При росте 170 см он частенько весил за центнер, а ниже 80 кг и вовсе никогда.
8. Самый лучший фильм в карьере
Психологический хоррор «Психо» (1960) не зря занимает первую строчку в списке 100 самых лучших остросюжетных фильмов за 100 лет по версии Американского института киноискусства. Это самая упоминаемая и известная работа Хичкока, а кроме того самая кассовая из его картин.
«Психо» основан на реальной истории одного из самых известных маньяков США Эда Гина и одноименном романе Роберта Блоха, весь тираж которого режиссер попытался скупить, чтобы до последнего удерживать зрителей в неведении по поводу развязки.
Бежавшая с деньгами одного из клиентов Мэрион останавливается в «Мотеле Бэйтса», которым управляет страдающий от раздвоения личности Норман. По следам пропавшей девушки идут частный детектив Милтон Арбогаст и ее сестра Лайла. Не без помощи возлюбленного Мэрион Сэма Лайле удается разоблачить убийцу, которого помещают в психиатрическую клинику.
Я не получаю такого удовольствия от чего-либо, как от воображения сцены преступления. Когда я пишу рассказ и дохожу до момента совершения преступления, я с радостью думаю: вот было бы здорово, если бы он умер вот так. А потом с еще большей радостью думаю: вот в этот момент люди начнут кричать (А. Хичкок)
Сразу после завершения съемок Хичкок был разочарован фильмом, но когда попробовал посмотреть его с музыкой Бернарда Херрмана удвоил ему зарплату и потом неоднократно утверждал: «33% эффекта «Психо» были обусловлены музыкой».
9. Мой самый любимый фильм Хичкока
«Птицы» (1963) - один из немногих случаев, когда Хичкок отходит от своих любимых жанров триллера и детектива и снимает не поддающийся логике фильм ужасов.
Это последний фильм режиссера, номинированный на премию «Оскар» (за спецэффекты). Картина отчасти основана на реальных событиях, имевших место в Северной Калифорнии в 1961 году, отчасти - на одноименном хоррор-рассказе британки Дафны Дюморье.
Самоуверенная светская львица Мелани Дэниелз сталкивается в зоомагазине с адвокатом Митчем Бреннером и, чтобы загладить произошедшую во время их знакомства неловкость, отправляется в Бодега-Бей на семейную ферму, где планировал провести уикенд молодой человек. Там героев и начинают преследовать жестокие и необъяснимые нападения птиц. А сам Хичкок появляется в камео добропорядочного собаковода, выгуливающего двух собственных терьерчиков Джеффри и Стэнли.
Режиссер намеренно исключил любое рациональное объяснение поведения птиц и даже убрал слово «Конец» в финале картины, чтобы максимально усилить пугающий эффект. А посетителям британской премьеры фильма в лондонском Odeon досталось еще больше спецэффектов: на выходе их встретили крики и хлопанье крыльев птиц из громкоговорителей, спрятанных в деревьях.
Однако поведению пернатых было найдено научное объяснение, ох, уж эти ученые… Причиной всему токсин в одноклеточных водорослях, которыми питается рыба и прочая морская фауна, входящая в рацион птиц. Попадая в их организм токсин вызывает судороги, дезориентацию и в даже смерть.
10. Самый последний фильм
В 1976 году на экраны вышел последний фильм Хичкока - криминальная комедия «Семейный заговор».
Представляющаяся медиумом шарлатанка Бланш Тайлер и ее приятель-таксист Джордж ищут много лет назад отданного на усыновление племянника пожилой миллионерши Джулии Рэйнберд, даже не подозревая, что тот тоже мог стать аферистом.
Это мелодрама, снятая с долей легкомыслия и изысканности (А. Хичкок)
После этого фильма Альфред начал работу над сценарием шпионского триллера «Короткая ночь», но снять его так и не успел.
29 апреля 1980 года режиссер умер в возрасте 80 лет у себя дома в Лос-Анджелесе от почечной недостаточности.
Незадолго перед смертью он был посвящен в рыцари, но из-за состояния здоровья посетить Лондон и королеву лично уже не смог, подтверждающие церемонию документы ему вручил британский генконсул на студии Universal.
Если бы я снял «Золушку», зрители сразу же стали бы искать тело в карете (А. Хичкок).
Всего сэр Альфред успел снять 55 киноработ и 21 фильм для тв-проекта «Альфред Хичкок представляет», работая преимущественно в жанре психологического триллера и детектива. Многие из его картин стали классикой мирового кинематографа и вдохновили режиссеров следующих поколений.
Пугающие перспективы
Дорвавшаяся до бескрайнего океана ремейков современная киноиндустрия не может обойти стороной и творчество нашего юбиляра. Что же нам стоит ждать на этом фронте?!
В марте 2023 года Paramount Pictures приобрела права на переделку детективного триллера «Головокружение» (1958), но точных сроков появления нового фильма, а также имен шоураннера и других главных участников пока нет.
В феврале 2024 года было объявлено, что сценарист «Дневников вампира» Кевин Уильямсон приступил к работе над сериалом по мотивам детектива «Окно во двор» (1954).
А в апреле Netflix дал зеленый свет ремейку нуарного триллера «Незнакомцы в поезде» (1951) от Дэвида Финчера с Беном Аффлеком в главной роли. Новая версия будет называться просто «Незнакомцы».
Ждем-с)