Найти в Дзене
Винтаж М

Изменят ли новые сорта винограда идентичность классических винодельческих регионов?

Традиционные регионы, такие как Херес, Бордо и Шампань, внесли изменения в правила регионов и позволяют высаживать новые сорта винограда, но насколько они действительно повлияют на наши любимые вина? Залитые солнцем виноградники Хереса производят некоторые из самых известных вин Испании. Здесь неизменные лозы Паломино, Педро Хименес (PX) и Москатель процветают на белых почвах региона альбариса и в жарком климате, где виноделы и энологи стремятся получать лучший урожай каждый год. Для них эти три сорта являются отличительной чертой производства хереса, особенно виноград Паломино, на долю которого приходится около 90% продукции. Паломино очень хорошо адаптирован к местному климату, обладает хорошей устойчивостью к болезням и может выдерживать жару и засуху. Если бы кому-то пришлось выбирать второй сорт, то тут выбор пал бы на PX — несмотря на более низкую урожайность, у него есть потенциал в жарких и сухих условиях. Однако в этом традиционном винодельческом регионе происходят перемены: н
Оглавление
Изменят ли новые сорта винограда идентичность классических винодельческих регионов?
Изменят ли новые сорта винограда идентичность классических винодельческих регионов?

Традиционные регионы, такие как Херес, Бордо и Шампань, внесли изменения в правила регионов и позволяют высаживать новые сорта винограда, но насколько они действительно повлияют на наши любимые вина?

Залитые солнцем виноградники Хереса производят некоторые из самых известных вин Испании. Здесь неизменные лозы Паломино, Педро Хименес (PX) и Москатель процветают на белых почвах региона альбариса и в жарком климате, где виноделы и энологи стремятся получать лучший урожай каждый год. Для них эти три сорта являются отличительной чертой производства хереса, особенно виноград Паломино, на долю которого приходится около 90% продукции.

Паломино очень хорошо адаптирован к местному климату, обладает хорошей устойчивостью к болезням и может выдерживать жару и засуху. Если бы кому-то пришлось выбирать второй сорт, то тут выбор пал бы на PX — несмотря на более низкую урожайность, у него есть потенциал в жарких и сухих условиях.

Однако в этом традиционном винодельческом регионе происходят перемены: новые правила расширяют доступные производителям возможности. В 2022 году Consejo Regulador разрешил выращивать больше местных сортов винограда, которые почти исчезли из памяти, включая Beba, Cañocazo, Mantúo Castellano, Mantúo de Pilas, Perruno и Vigiriega.

Санкционируя эти давно забытые сорта, Consejo надеется способствовать разнообразию и инновациям. Виноградные лозы, так хорошо приспособленные к жарким и суровым условиям Хереса, обладают потенциалом, если дать им шанс проявить себя. Хотя новые сорта винограда могут играть лишь небольшую роль, их одобрение означает постепенную эволюцию в этом историческом регионе.

Но Херес не одинок в своем разрешении на выращивание новых сортов винограда. В Бордо производители приступили к проекту по изучению и внедрению новых сортов, включая Марселан, Аринарноа, Турига Насьональ, Кастет, Альвариньо и Лилиорила. А в Шампани был одобрен гибридный виноград Вольтис, что отменило запрет на гибриды во французском вине. Эти расширенные сорта были официально одобрены в 2021 году в рамках инициативы «Сорта, представляющие интерес для адаптации к климату» (VIFA) Национального института происхождения и качества Франции (INAO), по словам представителя из Conseil Interprofessionnel du Vin du Bordeaux.

На протяжении столетий многие из самых престижных винодельческих регионов мира строго ограничивали сорта винограда, разрешенные для использования в производстве. Но, столкнувшись с растущими проблемами изменения климата и потребительского спроса, несколько регионов меняются. Некоторые новаторы окунулись в эксперименты с этими новыми вариантами; другие осторожны, пока не пройдет больше времени и появится больше исследований. Возникает вопрос: как эти недавно одобренные сорта повлияют на классические регионы, такие как Херес, Бордо и Шампань?

Причины изменений

Изменение климата стало движущей силой движения за посадку новых сортов винограда.
Изменение климата стало движущей силой движения за посадку новых сортов винограда.

В Бордо усилия по изучению альтернатив в ответ на изменение климата начались в 2007 году с проекта VitAdapt, возглавляемого Институтом наук о вине. Их исследование 52 сортов Vitis vinifera было направлено на количественную оценку реакции климата, такой как изменение урожайности и устойчивость к засухе. На основании их рекомендаций шесть сортов винограда VIFA были одобрены для ограниченного использования, начиная с 2021 года. Посадки ограничены 5% площади посадок виноградника и 10% конечных блендов, возобновляемых каждые 10 лет.

Помимо устойчивости к климату, устойчивость к болезням также имеет решающее значение. В июне 2022 года четыре новых гибридных сорта винограда, устойчивых к грибкам, были одобрены в качестве VIFA, включая белые сорта Floréal Blanc, Sauvignac Blanc и Souvignier Gris, а также красный сорт Vidoc Noir.

Дальше на севере, в Шампани, принятие гибридного винограда, такого как Voltis, кажется святотатством в стране, где они были запрещены почти 100 лет назад. Как и в Бордо, Voltis в настоящее время ограничен 5% виноградника и 10% бленда. Есть надежда, что его устойчивость снизит зависимость от фунгицидов, таких как сульфат меди.

«Это способ обогатить наше биоразнообразие, и это может стать отличным инструментом для сокращения выбросов углерода и сохранения урожая во влажном климате», — говорит энолог и виноградарь Champagne Drappier Хьюго Драппье.

Изменение климата является одной из причин введения «новых» сортов в Хересе — хотя жара уже давно является фактором климата, условия, несомненно, становятся жарче и суше — этот шаг также направлен на сохранение наследия региона с помощью этих забытых сортов.

До филлоксеры в хересной промышленности было 45 местных белых сортов, которые использовались в зависимости от каждого типа вина. Но они были заброшены и исчезли с 2010 года. Восстановление этих местных сортов дает возможность выразить более широкий спектр стилей, что позволяет создавать вина с гораздо большей точностью.

Новаторы принимают новый виноград

Другие производители разделяют цель сохранения наследия Хереса, которые являются членами Ассоциации Territorio Albariza, которая, работала над этими инициативами в течение нескольких лет.

Однако ограниченное внедрение недавно одобренных сортов является общей темой во всех этих традиционных регионах. В Бордо виноград VIFA пока не может быть указан на этикетках, хотя некоторые виноделы Бордо начинают экспериментировать с новыми, устойчивыми к климату сортами винограда, высадив на данный момент около 140 гектаров.

Эти ранние посадки VIFA помогают производителям Бордо адаптироваться и проверять новые сорта винограда. Благодаря исследованиям и инновациям Бордо стремится сохранить свое качество и стиль в условиях климатических изменений.

Посадка забытых сортов — хорошая идея, хотя некоторые из них были забыты по объективным причинам.

И хотя прием Voltis не получил широкого распространения в Шампани, Драппье посадил Voltis в рамках эксперимента в начале 2023 года, что сделало его первым домом, где были высажены все разрешенные сорта винограда для Шампани.

Не все новые сорта, как ожидается, будут иметь успех, но пока еще слишком рано делать какие-либо точные прогнозы.
Не все новые сорта, как ожидается, будут иметь успех, но пока еще слишком рано делать какие-либо точные прогнозы.

«Это первое дитя нового поколения сепажа», — говорит Драппье. «Первые посаженые лозы показали прекрасную листву без какой-либо обработки. Кажется, у него хороший потенциал выдержки, но аромат может разочаровать. Посмотрим, что произойдет, поскольку будущее даст нам ответ».

Реальное влияние новых сортов

Хотя одобрение новых сортов в Бордо, Шампани и Хересе попало во множество заголовков, действительно ли этот виноград повлияет на соответствующие регионы? В конце концов, гораздо больше производителей предпочли остаться на прежнем курсе, чем окунуться в новые посадки.

В Хересе отношение к этим сортам носит выжидательный характер. Местные не планируют высаживать новый виноград только потому, что он разрешен, он должен доказать свою ценность. Здесь полагаются на проверенные Palomino и PX, которые стабильно работают от урожая к урожаю.

Изменения будут медленными, поскольку большинство разделяет этот осмотрительный подход. Но деликатно расширяя возможности производителей, Consejo позволяет взвешенно адаптироваться, балансируя между традициями и инновациями.

В Шампани повторное рассмотрение этих редких сортов позволяет региону постепенно двигаться к повышению устойчивости и адаптации. Voltis (наряду с уже одобренными, но менее известными сортами, такими как Arbane и Petit Meslier) предлагает потенциальное разнообразие, хотя большинство домов по-прежнему отдают предпочтение проверенным сортам винограда.

Такие исторические дома, как Billecart-Salmon, остаются осторожными. «Мы признаем усилия CIVC по выявлению устойчивых к болезням сортов винограда, адаптирующихся к изменению климата», — говорит генеральный директор Матье Билькар. «Но необходимо провести больше исследований, прежде чем пересаживать целые виноградники».

Виноградник в Бордо
Виноградник в Бордо

Билькар считает, что Voltis нужно время, чтобы доказать свою долговечность. Пока он полагается на 300 гектаров Шардоне, Пино Нуар и Пино Менье, с которыми работает дом. Хотя Билькар настроен скептически, он не против экспериментов, особенно когда речь идет о борьбе с изменением климата. «Но это только одно из [многих] решений, которые, возможно, придется применить», — говорит он.

Поскольку эти исторические винодельческие регионы предпринимают пробные шаги по внедрению новых сортов, будущее остается неопределенным — в конце концов, это недавно установленные правила, и пока еще рано говорить о результатах. Но при осторожности, изучении и постепенном принятии есть потенциал для инноваций и адаптации при уважении традиций. Только ближайшие годы экспериментов покажут, смогут ли эти новые лозы — забытые, пересаженные или вновь созданные — найти место на священных почвах.