Найти тему

Если левша, то одаренный? Об особенностях правшей и левшей

Оглавление

Кто из нас прав? А кто из нас лев? Давайте разбираться!

А Петя, увалень такой,
Нагнулся не спеша,
Швырнул снежок не той рукой.
Смеются все: левша.
У Пети левая рука
Желает быть главней,
Он с ней не справится никак,
Никак не сладит с ней.
И вот — насмешки да смешки,
Хоть не ходи играть в снежки.
А что, страна такая есть,
Город есть такой,
Где спокойно можно есть
Левою рукой?

А. Барто. «Кошка-невидимка» из цикла «Вовка добрая душа».

Сегодня строки этого стихотворения всеми любимой деткой поэтессы воспринимаются по меньшей мере с удивлением, а то и шокируют. Ведь заставлять пользоваться другой рукой, это все равно, что настаивать на том, чтобы все носили одинаковый размер обуви.

Стоит отметить, что к леворуким людям во все времена относились с опаской и неодобрением. Это сейчас нам понятно, почему одни люди предпочитают левую руку, а другие – правую. И дело здесь совсем не в руках, а в нашем мозге. Если быть точнее, то в больших полушариях. Рука лишь указывает нам на то, какое полушарие у человека доминирующее: у левшей – правое, у правшей – левое.

Левополушарные и правополушарные

Левополушарный человек, то есть правша, словоохотлив, имеет богатый словарный запас и хорошо развитое абстрактное мышление. У него преобладают положительные эмоции. Он хуже решает образно-пространственные задачи и менее чутко воспринимает мелодии и интонации. У правополушарного человека, то есть левши, снижены речевые способности, он охотнее объясняется с помощью жестов и мимики. У него преобладает образное мышление и отрицательный эмоциональный фон.

Если левша, то одарённый?

В сознании многих современных родителей существует убеждение, что если ребёнок – левша, то он обязательно будет творчески одарённым.

Насколько обосновано представление о связи между ведущей левой рукой (то есть правым полушарием мозга) и творческими способностями?

По результатам многочисленных исследований Владимир Николаевич Дружинин - один из ведущих учёных, разрабатывавших психологию способностей - действительно выделяет определённую закономерность.

Левши действительно чаще проявляют креативность по сравнению с правшами, у них более выражены эмоциональность и художественные способности. Среди левшей были такие выдающиеся личности, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пикассо, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, И.П. Павлов, Льюис Кэрролл, Николай Лесков (автор повести «Левша»), Пол Маккартни, Билл Клинтон и многие другие.

Если правша, то обыкновенный?


То, что правшей в мире больше, не делает их менее способными. Просто сильные стороны левополушарных людей лежат в другой области. Основная функция левого полушария – сознательная регуляция и преобразование информации. Оно ответственно за понятийное мышление, прогнозирование будущих событий и выдвижение гипотез. Функционирование левого полушария также связывается с положительными эмоциями и чувством юмора.

Что делать родителям?


Вне зависимости от того, левша ваш ребенок или правша, есть несколько общих рекомендаций по успешному развитию:

  1. Не пытайтесь навязать ребенку, какой рукой ему пользоваться. Обычно педагоги и психологи рекомендуют вкладывать предмет в правую руку ребенка (это обусловлено численным преимуществом правшей) и наблюдать за ним. Если ваш ребенок – левша, то не имеет смысла настаивать, чтобы он использовал правую руку. Как показывает практика, такая переучивание происходит за счет очень большого напряжения и оно не всегда оправдано.
  2. Не торопитесь делать выводы. Определение ведущей руки происходит примерно к 5 годам ребенка. Связано это с созреванием головного мозга. Раньше делать выводы недостаточно информативно.
  3. Развивайте мелкую моторику ребенка. Учителя детских садов говорят, что интеллект ребенка находится на его кончиках пальцев. Для этого с психомоторного развития следует с раннего возраста уделять особое внимание лепке, нанизыванию бусин, играм с пальцами, массажу рук.
  4. Обратите внимание на нейропсихологические упражнения для развития взаимодействия между двумя полушариями. Удачная работа обоих полушарий головного мозга предоставляет возможность полноценного развития личности. В настоящее время множество информации по нейропсихологии можно найти в Интернете, а также в многих детских центрах есть услуги нейропсихолога. Поэтому при возникновении проблем стоит обратиться к специалистам для своевременной коррекции.
  5. Выбирайте пишущие принадлежности, учитывая ведущую руку вашего ребенка. Сейчас есть специальные карандаши и ручки для левшей и правшей. Особенно важно обратить на это внимание, когда ребенок только начинает формировать свои графомоторные навыки.
  6. Учитывая особенности левополушарного или правополушарного типа, создавайте условия для реализации сильных сторон (отдавайте в соответствующие кружки и секции, где есть определенные способности у вашего ребенка). Но это совсем не означает, что те качества, которые не присущи типу вашего ребенка, так и не будут у него развиты. Просто для их развития надо будет прилагать больше усилий, если это необходимо. Ведь цель воспитания – гармоничное развитие личности.

Помните, что независимо от того, является ли ребенок левшей или правшей, каждый обладает уникальными способностями и потенциалом развития. Главное – создать благоприятную и поддерживающую обстановку, где ваши дети смогут раскрыть свой потенциал и достичь гармоничного развития.