Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Настоящий портрет ирокеза

Когда-то личный портрет был статусной вещью, означающей, что у тебя водятся лишние деньги, раз ты можешь позволить себе заказать художнику запечатлеть себя, а может всех и членов своей семьи на холсте. Однако, у людей каменного века, какими являлись индейцы Северной Америки в ранний исторический период, авторитет и чувство собственной важности измерялись совсем другими категориями, чем презренный металл или вещественные блага.

Имущества у настоящего индейца было немного, а излишки часто раздавались менее удачливым родственникам. Все, что индеец имел, он носил на себе или доверял нести жене. В таком разе большую роль играли татуировки и пиктограммы о заслугах, главным образом боевых, которыми индейцы покрывали свои тела или разрисовывали памятные деревья. По этим знакам каждый желающий мог прочитать боевую биографию владельца татуировки или узнать по пиктограммам на деревьях насколько удачливы обитатели ближайшей деревни на охоте или военной тропе

У татуировки есть несколько важных свойств: она не смывается, трудно выводится и всегда с тобой. Конечно, места на человеческом теле для творчества не так, чтобы уж много, и индейцы татуировали на своей коже только самые значимые моменты своей биографии и самые нужные защитные знаки. Однако, всегда хочется рассказать о себе чуть больше, чем это возможно, и для таких целей использовался “портрет”.

В 1666 году, предположительно, священник-иезуит Пьер Жозеф Шомоне (1611-1693) в качестве шпаргалки, известной среди ученых как "Ирокезская семья", для ориентации среди старшинства кланов ирокезов-сенека и чтения их охотничьих и боевых пиктограмм, написал краткую пояснительную записку и снабдил ее примерами рисунков и тату ирокезов. Одним из таких рисунков стал “портрет” неизвестного воина-ирокеза, который он разместил в своем "углу" длинного дома.

Оригинальное французское описание гласит:

Портрет мужчины, который обычно рисуют на куске дерева в своей хижине. Сколько раз он ходил на войну, сколько человек взял в плен или убил.

a) Это рисунки, которые есть на его теле.

Примечание Ф.Д.З.
Татуировки идут снизу вверх от головы до ног. Из того, что я знаю и читал, на лице у воина изображен его личный маниту (дух-покровитель) в виде змейки. Два крестика - это, очевидно, количество ранений. Четырехконечную звезду на груди точно идентифицировать не могу, возможно, это Полярная звезда.
Знаки на ключицах и плечах напоминают военные дубинки, возможно, это количество военных отрядов, которые возглавлял воинов. У лесных индейцев была общая традиция оставлять на теле первого умерщвлённого врага боевую дубинку, отмеченную племенными и клановыми знаками.
Для сравнение с татуировками рисунка а) можете посмотреть как зарисована боевая дубинка в том же документе. Остальные пиктограммы - знак семьи (клана) земляного ореха, и указующий шест в каком направлении ходили на охоту, при этом на ближайшем дереве рисовали результаты охоты - сколько человек ходило, чем были вооружены, сколько дней были на охоте, и какого зверя добыли
Для сравнение с татуировками рисунка а) можете посмотреть как зарисована боевая дубинка в том же документе. Остальные пиктограммы - знак семьи (клана) земляного ореха, и указующий шест в каком направлении ходили на охоту, при этом на ближайшем дереве рисовали результаты охоты - сколько человек ходило, чем были вооружены, сколько дней были на охоте, и какого зверя добыли
“Клинья” в количестве 10 шт. были нанесены либо на предплечьях, либо на бедрах, и, скорее всего, отмечают либо количество “взятых голов” . т.е. убитых или взятых в плен врагов, либо сколько раз хозяин тату участвовал в боях. Например, Пьер-Эспри Рэддисон (1636-1710) вспоминал, что у его приемного отца, великого военного вождя ирокезов были отметки на правом бедре о лично убитых 19 врагах.
Скорее всего, у хозяина портрета были и разного рода защитные тату, но никакого информационного смысла они не имели, и поэтому на портрете не изображены.

b) Так они отмечают свои походы на войну. Если от одного знака к другому тянется полоса, это значит, что, отправившись на войну, он [человек] не вернулся сразу в деревню, а присоединился к другому военному отряду, или сам собрал новый военный отряд.

Примечание Ф.Д.З. Знак боевого похода (полностью заштрихованный прямоугольник)- это стилизованное изображение циновки.

c) Эта сломанная стрела показывает части тела, куда он был ранен.

d) Так изображают вручение пояса вампума либо за сбор военных отрядов, либо за [удачное] совершение мести за смерть одного из членов своей семьи [клана}.

e) Он вернулся на войну, не заходя в деревню.

f) Человек [враг], убитый на поле боя, у которого был лук и несколько стрел.

Примечание Ф.Д.З.. На то, что враг был убит указывает отсутствие головы.

g) Это двое мужчин, которых он взял в плен: у одного в руке был топор, у другого - мушкет.

gg) Это женщина, которую отличает только знак юбки.

h) Так они отличают ее от мужчин.

Так они рисуют свой портрет. Конец.

Статьи для дальнейшего чтения: "Чем обилие татуировок грозило индейскому воину", "Что означали татуировки на лице ирокезов".

Источник.