Человечество действительно прошло огромный путь от первого полета братьев Райт до космоса. Однако, наверное, нет на свете пилота который бы не хотел однажды совершить нечто совершенно сумасшедшее, иногда даже заплатив за это собственной карьерой и положением.
На этой неделе я уже опубликовал статью где рассказал о том кто и когда совершил первый пролет аэроплана под мостом. Это было в Америке в 1911 году. И наверное это единственный в истории случай когда пилот не просто сделал это, но и денег заработал. Все остальные либо летали просто так, либо получали штрафы или лишались воинских званий и свободы. В первой части я остановился на 1941 году, поэтому сегодня продолжим.
12 июня 1942 года Ричард Айра Бонг, будущий майор военно-воздушных сил армии США, кавалер медали Почета, одним из самых титулованных американских пилотов-истребителей и один из лучших летчиков-асов Второй Мировой войны сел за штурвал своего Lockheed P-38 Lightning по имени “Мардж”. В этот день должно было состояться бракосочетание его лучшего друга и Бог решил отпраздновать это по своему. Он поднял самолет в небо, потом опустил нос и прошел над крышей дома новобрачных. Потом он набрал высоту и совершил петлю вокруг моста Golden Gate.
Как рассказывали очевидцы самолет проскочил так низко, что у соседки друга майора сорвало сушившееся на веревке белье. Когда состоялся трибунал, то Ричард признал, что действительно напугал всех соседей и испачкал белье женщине. Но вот пролет над мостом категорически отрицал. Его наказали, но не сильно. Он должен был работать помощником у пострадавшей обладательницы мокрого белья. После этого его оправили служить на Тихоокеанское побережье, где он и дрался с японцами.
Во время Второй Мировой войны именно этот маневр позволил Николаю Андреевичу Рожнову оторваться от четырех самолетов противника. На самом деле Messerschmitt Bf.109 в том воздушном состоявшемся весной 1943 года было пять. Один он сбил, а вот четыре машины попытались взять Ил-2 в клещи. Когда боекомплект был полностью израсходован, то пилот направил штурмовик в крутое пике, у кромки воды выровнял его и прошел между опор моста. Где это было, и что это за мост я выяснить не смог.
22 октября 1943 года Lancaster Mk I по прозвищу "Queenie VI" под командованием лейтенанта Питера Айзексона совершал перелет с базы Королевских ВВС Ричмонд, что на западе Сиднея в Маскот. Когда бомбардировщик пролетал над Сиднеем, Айзексон развернул гигантский бомбардировщик в сторону моста Harbour Brodge, резко нырнул к воде и проскочил под опорами. Самое удивительное, что кто-то действительно успел заснять этот момент.
Весной 1944 года пилот Брюс “Билл" Оверстрит-младший на своем P-51B Mustang, с именем "Berlin Express", сопровождал группу американских бомбардировщиков летевших бомбить объекты неделе от Парижа. Завязался воздушный бой, немецкие Messerschmitt Bf.109 довольно быстро атаковать прекратили и отправились на своих аэродромы. Но Оверстрит сцепился с одним из пилотов. То, понимая, что нужно спасаться, машина была повреждена, решил скрыться от американца в Париже. Система ПВО над городом была довольно мощной. Брюс же не отступал, и в один момент все же достал немца. Это случилось в тот момент когда Bf.109. проскочил под Эйфелевой башней. Так что это было "бинго". Сразу две машины проскочили у нее между ног. Нацист врезался в землю, а американец ушел к Сене и благополучно вернулся на базу. Через много лет Брюса Оверстрита наградят Орденом почетного легиона.
Космонавт Алан Бартлет Шепард-младший очень не любил вспоминать один факт из собственной биографии. Дело все в том, что ставший самым возрастным астронавтом ступившим на Луну зимой 1971 года Шепард в 1947 только получил звание военно-морского летчика и был назначен в истребительную эскадрилью 42. Отчаянный парень решился на невозможное стартовав с борта авианосца он неожиданно направил свой Chance Vought F4U Corsair к мосту Chesapeake Bay Bridge(Чесапикский мост), проскочил под ним.....и не успокоившись направился к пляжу Ocean City Beach. Пройдя максимально низко над отдыхающими. Когда занимавший должность начальника бюро аэронавтики контр-адмирал Альфред М. Прайд узнал об этом, то хотел отдать Шепарда под трибунал. Но будущему покорителю Луны повезло, командование вступилось за молодого лейтенанта.
В апреле 1959 года капитан ВВС США Джон С. Лаппо, ветеран Второй мировой, Корейской и Вьетнамской войн, после выполнения боевой задачи возвращаясь на военно-воздушную базу Локборн близ Колумбуса, штат Огайо. Самолет нужно заметить был совсем не простым. Обычно экипаж состоял из трех человек, но в версии Boeing RB-47E в состав было введено еще два оператора, которых называли "Воронами". Это были электронщики отвечающие за специальные капсулы сбрасываемые самолетом. Люди были новые и слаженный экипаж их совсе не знал. Это и сыграло роковую роль в жизни Лаппо.
Подходя к озеру Мичиган он неожиданно сказал: парни, а давайте пролетим под мостом Mackinak Bridge. Парни никаких возражений не имели. Сказано - сделано. Огромная машина легко прошлась над водами озера и направилась на базу. Вот правда один из "Воронов" был сыном генерала. Он и нажаловался папе на грубое нарушение дисциплины. Для Лаппо этот полет стал последним. Больше он никогда не летал.
Мотивации для геройства у пилотов были разные. К примеру английский летчик ас Кристофер Дрейпер заводя мотор своего самолета Auster J/5F 5 мая 1953 года сделал это исключительно в знак протеста. Он пролетел на своем моноплане под 15 из 18 мостов перекинутых через Темзу. Так бывший герой войны решил показать, что он еще на что-то годен, но совершенно не нужен, как и многие другие ветераны, своему правительству. Кстати выдержки Дрейперу было не занимать, ведь высота пролетов всего 15 метров, к тому же навстречу летчику попадались идущие встречным кусом суда.
Если предыдущий пилот совершил рискованный пролет под мостом в знак протеста, то в случае приведенном ниже летчик сделал это для спасения жизней людей.
19 октября 1962 года авианосец USS Ranger (CV-61) принимал участие в съемках документального фильма о пилотах ВМФ. Киношники требовали от команды эффектных кадров. В частности им очень хотелось что бы истребители F-4 Phantom II стартовали с борта корабля когда тот заходит в залив Саг-Франциско и направлялся к знаменитому мосту Golden Gate. "Фантомы" красиво взлетают с палубы и проносятся над вантами сооружения. Но человек предполагает, а бог располагает. Один из самолетов стартовал поздне и набрав высоту понял, что просто врежется в гигантское сооружение. Ему ничего не оставалось делать как поднырнуть и пройти под ним.
Думаете лавры приписанные Чкалову давали спокойно жить летчикам из СССР? Как бы не так. Правда вот чудо увиденное жителями Новосибирска 4 июня 1965 года и совершенное летчиком Валентином Васильевичем Приваловым к браваде и бахвальству отношения не имело, да и не садился он за штурвал в подпитии, как "сталинский сокол Чкалов". Офицер Привалов не спорил ни с кем, не заключал пари и даже не пытался кому-то и что-то доказать. Он именно так решил протестовать против системы, как и его английский коллега Кристофер Дрейпер. Своим полетом он высказал отношение к знаменитому сокращению Вооруженных сил СССР затеянному Никитой Сергеевичем Хрущевым. Кстати спасибо Хрущеву за "дедовщину" и многое другое.
В общем летчик Привалов, принимавший участие в учениях, свою боевую задачу выполнил, и возвращался на аэродром. Когда выйдя на реку Обь он решил воплотить свой план в жизнь. Он действительно на своем МиГ-17 на сумасшедшей скорости прошел между опорами Коммунального моста. Больше того, он умудрился избежать столкновения со стоящим всего в 950 метрах мостом железнодорожным.
Кстати его не отдали под трибунал и звания не лишили. За это спасибо Министру обороны маршалу Малиновскому.
Еще один борец с системой объявился в апреле 1968 года. Лейтенант Королевских ВВС Великобритании Алан Поллок, командир звена 1-й истребительной эскадрильи, был чрезвычайно обижен тем, что командование стало сокращать "летунов". Ставка делалась на управляемые ракеты, а истребительная авиация, согласно новой доктрине стала не нужна. К тому же впервые в истории в честь 50-летия Военно Воздушных сил страны не планировалось никаких торжеств. Маршрут его обычного полета проходил над Лондоном. Поллок решил по своему отметить праздник и заодно высказаться. Его Hawker Hunter FGA.9 на бреющем полете пролетел над центром Лондона, трижды облетел здание парламента, в знак протеста против решения правительства и лично премьер-министра Гарольда Вильсона, а потом, развернувшись он пролетел под верхним пролетом Tower Bridge. В отличие от Привалова Поллоку не повезло. За него никто не вступился и его уволили из армии.
Последний зарегистрированный случай произошел в 1984 году. Когда капитан морской пехоты США Роберт Мориарти участвовавшей в авиагонке Париж - Либревиль, пролетел на своем Beechcraft Bonanza под Эйфелевой башней. Что за это было человеку совершившему более 800 военных вылетов мне, увы, неизвестно.
Если интересно, то вот ссылка на первую статью! Жмите тут!
.
.