Литература Советского Союза в 1920-х годах стала характеризоваться появлением произведении "писателей-путешественников".
Писатель
Современники неоднократно отмечали, что писатель Борис Пильняк несколько раз посещал скандинавские страны. Также он побывал на Шпицбергене и вернулся оттуда "поэтом Арктики". Эта дальняя экскурсия оказалась на редкость полезной: Пильняк не обладал чувством "творческой меры", но путешествуя он её приобретал.
Арктика почему-то особенно привлекала Пильняка, и в его произведениях уже были главы посвященные Ледовитому океану . Тогда он писал о льдах, тумане, белых ночах но не по личному опыту а по литературным восприятиям, будучи читателем материалов экспедиции Ф. Нансена и других путешественников.
Повесть "Заволочье"
Теперь у Пильняка был опыт собственных путешествии, поэтому в его новой повести "Заволочье" есть собственный арктический исследователь - советский профессор Кротов, волевой и целеустремленный человек : прекрасный образ мыслителя и ученого, начальника экспедиции. Повесть рассказывает историю его смелого путешествия на тот край Шпицбергене, который никогда и никем не был населён. А экспедиция Кремнёва даже после аварии парохода, свое дело сделала силами наиболее сильных и упорных людей.
О таких людях хорошо говорит Пильняк - поскольку он чувствовал их волю и понимал их устремленность к великой цели. Ими он восхищается и это восхищение стремился передать советскому читателю.
Его повесть - это поэма о сильных, смелых, настойчивых и талантливых. А в 1920-х годах в Советском Союзе о таких людях мало писали. А ведь "геройка" состоящая в том, чтобы, преодолев затруднения блестяще разрешить научную задачу - была достойна своего поэта. И Пильняк оказался им в полной мере.
Очень хорошо запомнил писатель Пильняк краски Арктики: красная заря, от которой мир был "красен"; вода, "которая была красной, лиловой, чёрной, зелёной", а потом эта же вода была "и как бутылочное стекло, и как первая листва, и как павшая листва и всех оттенков". Небо, было и "бурым, как раскаленная медь, и сизым, как вороненная сталь, и белым как снег, и розовым, как розы". Пейзаж Арктики нарисован тонко, словно на стекле узор от мороза: "Встал из ледяных гор огромный каменный квадрат - одна сплошная скала, обрывающаяся в море, и льды все в снегу, и снег под солнцем - в бинокле был жёлтым как воск...".
Многие современники Бориса Пильняка - советские читатели, утверждали что когда они читали повесть "Заволочье" то вспоминали одну старую книгу "Дети капитана Гранта" Жюля Верна. И там были похожие иллюстрации того самого "Северного полюса", к которому стремились люди для того чтобы открыть... Но Северный полюс был уже открыт, а повесть Пильняка все равно их заставляла как в далеком детстве - мечтать о "таинственных айсбергах и Ледовитом океане".
Сам писатель Борис Пильняк всегда говорил что повесть "Заволочье", это прежде всего история о человеке и о его вечном стремлении к познанию.