Найти тему
Тайный фотограф Москвы

Усадьба Алексея Коптева, или От ампира к эклектике в изменчивости Москвы

Оглавление

Не перестану обращать свое и ваше внимание на один любопытный факт. Мы так часто переживаем из-за утраты чем-либо своего исторического облика, но постоянно забываем, что так в Москве было всегда.

Так вышло, что я снова вернулся в своих длинных фото-прогулках на Поварскую и Большую Никитскую улицы, чтобы, рассмотрев во всей красе усадьбу Долгоруковых – Боде-Колычевых – Соллогубов, выйти на Кудринскую площадь к еще одной городской усадьбе девятнадцатого века.

Её, вскоре после пожара 1812 года, выстроили в стиле ампир – величественном и горделивом. Казалось бы, что лучше? Но, как менялись одно за другим поколения москвичей, точно так же непрестанно…

…Менялись вкусы и взгляды на архитектуру

Заказчиком и первым владельцем усадьбы стал секунд-майор Алексей Кондратьевич Коптев, герой битвы с турецким флотом при Митилене 1771 года. Выйдя в отставку, уже на гражданской службе он получил звание действительного статского советника, дожив до преклонных лет. И в 1817 году обзавелся усадьбой между Поварской улицей, Кудринской площадью и Большой Никитской.

Усадебный дом был выполнен в виде буквы «Т», с двухэтажным центральным объемом и двумя одноэтажными крыльями вразлет. И действительно, первоначально здание было построено в имперском стиле, который как раз стал популярен в Москве после изгнания Наполеона.

Но время шло, и усадьбу многократно и разнообразно перестраивали. Уже в 1842-1843 годах она впервые сменила свой облик, перейдя в руки отставного штабс-капитана лейб-гвардии Преображенского полка князя Павла Борисовича Голицына. Это был тульский помещик, потомок старинного дворянского рода. Член декабристского Союза благоденствия (а может, Северного общества, здесь историки расходятся).

Он чудом избежал расследования из-за ошибки дознавателей. В деле присутствовал еще один Голицын, и всё машинально записали на него одного. Как говорится, в лучших традициях Феликса Эдмундовича:

«Отсутствие у вас судимости это не ваша заслуга, а наша недоработка»

При Павле Борисовиче усадебный дом преобразился, приняв черты романтического историзма и неоклассицизма в манере германского архитектора Карла Фридриха Шинкеля.

-2

Но и это ненадолго. Следующий домовладелец, генерал-майор Александр Иванович Казаков, компаньон и спонсор одного из тогдашних железнодорожных магнатов, уже через двадцать лет снова все перестроил. Усадебный дом стал гораздо объемнее, обросши многочисленными каменными пристройками.

Последняя же реконструкция коснулась усадьбы в 1900 году, превратив главный усадебный дом в…

…Образец эклектики, объединивший ампир, неоклассицизм и модерн

На сей раз заказчиком перестройки стал дипломат Богдан Егорович Мейендорф, проживший в усадьбе до 1914 года, после чего переселился в Данию, где и скончался в первый год Великой Отечественной войны.

(9 фото)

Собственно говоря, усадьба на Большой Никитской досталась ему в качестве приданого за дочерью предыдущего владельца имения Надеждой Александровной Казаковой. Он был моложе своей избранницы на целых семь лет, для нее же это был второй брак. Первый супруг Надежды Александровны, полковник Генерального штаба Евгений Веригин скончался от воспаления легких. Несчастный плыл на корабле по Балтийскому морю и случайно уронил за борт секретные документы, за которыми отважно бросился в ледяную воду.

(Есть и другие версии кончины Веригина, даже предполагаемых дат его смерти существует три; но это уже совсем другая история.)

Интересно заметить, что чета Мейендорфов имела возле Москвы еще одну недвижимость – усадьбу в Барвихе, которая сегодня является резиденцией Президента России и используется в качестве места встреч с главами иностранных государств.

А проект заключительной перестройки усадьбы (точно так же как и проект особняка в Барвихе) составил талантливый, но не имеющий специального образования архитектор Петр Самойлович Бойцов. Непосредственно же на строительной площадке трудился его партнер и исполнитель проектов Бойцова Аксель Викторович Флодин.

Петр Самойлович Бойцов | Тайный фотограф Москвы | Дзен

А еще любопытно, что, как и его архитектурный сосед – усадьба Долгоруковых, о которой я рассказывал вчера, это имение также…

…Послужило классикам русской словесности

В 1824 году здесь проживала семья родителей шестилетнего Ивана Сергеевича Тургенева. Собственно говоря, это – первый московский адрес писателя.

Другим обитателем усадьбы стал издатель и книготорговец Александр Иванович Коновалов.

(3 фото)

Ну, а где литература – там и музыка. Петр Ильич Чайковский, классик русской оркестровой музыки, композитор и дирижер, жил в главном усадебном доме с 1872 по 1873 год. Здесь им были созданы Вторая Симфония, фантазия «Буря» и музыкальное сопровождение к пьесе Островского «Снегурочка».

Забавно, что музей Чайковского располагается не там, где жил Петр Ильич, а во флигеле усадьбы со стороны Кудринской площади, куда композитор, вполне вероятно, даже не заглядывал.

(3 фото)

После революции усадьбу национализировали. В сороковые – пятидесятые годы здесь располагалась «Нефтелавка», а после нее магазин «Керосин».

Не так давно усадьба была отреставрирована, утраченные интерьеры восстановлены в максимальном приближении к тому облику, который они имели в начале 1900-х. Восстановили и фасады с элементами лепнины, и изразцовые печи с парадными лестницами внутри дома. А ДСП-шные наслоения последних десятилетий снова заменили на дерево.

-6
Главный дом усадьбы А. К. Коптева, достопримечательность, Большая Никитская ул., 57/46с1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.

Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал. Не забудьте рассказать об этой страничке вашим друзьям. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и делиться ею друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!