Где родилась Наташа Ростова? Казалось бы, странный вопрос: в воображении Льва Толстого, где же еще. Однако есть в Москве усадьба, о которой почти официально считается, что именно она – прототип дома Ильи Андреевича Ростова.
Более того, Лев Николаевич состоял в родстве с одними из владельцев усадьбы – баронами Боде-Колычёвыми – и нередко бывал здесь на балах и приемах.
В советские времена в эту честь на фасаде дома даже установили мемориальную доску.
Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!
«У Ростовых были именинницы Натальи — мать и меньшая дочь. С утра не переставая подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность её движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду»
(«Война и мир», Том первый, глава VII)
Ее построили в 1756 году для боярина Ивана Васильевича Воронцова-Вельяминова, вот только имени архитектора этой красоты не сохранилось. Правда, тогда это был всего лишь компактный дом с угловыми пилястрами и рустованным цокольным этажом на Большой Никитской улице, сегодня представляющий собой центральную часть главного усадебного здания.
К слову сказать, Иван Васильевич был дальним предком советского актера Петра Сергеевича Вельяминова, сыгравшего в таких знаменитых картинах, как «Тени исчезают в полдень», «Версия полковника Зорина» и «Пираты ХХ века».
Прошло меньше двух десятков лет, и усадьбу реконструировали, значительно расширив – аж до Поварской улицы. Надстроили мезонином и добавили два коринфских портика, придав всей усадьбе…
…Величественный ампирный облик
Это случилось в 1770-е годы, когда усадьбой владел Николай Алексеевич Долгоруков – камергер и бригадир времен Петра Второго и целых трех русских императриц, сын Алексея Григорьевича Долгорукова. Правда, запомнился он не своими военными подвигами капитана Преображенского полка или достижениями при дворе, а тем, что стал участником по делу о фальшивом завещании Петра Второго, за что лишился кончика языка и был сослан в Березов, а затем в Соловецкий монастырь. Но помилован Екатериной Второй и вернулся в Москву, где и прожил до 1790 года.
Усадьба же после него перешла его вдове Анне Александровне, которой и принадлежала вплоть до 1808 года.
(7 фото)
В пламени Отечественной войны имение не пострадало – и все оттого, что его занял французский генералитет.
«Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве-реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно-робкими лицами и французы с негородским лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера...»
(«Война и мир»,Том третий, глава XXXIII)
В середине девятнадцатого столетия хозяином усадьбы стал тот самый Михаил Львович Боде-Колычев – коллекционер, историк и археолог, благодаря которому главный усадебный дом превратился ни много ни мало в «музей средневековых достопримечательностей», как о нем говорили современники. Как раз к нему в гости и наведывался Лев Николаевич Толстой.
При новом владельце имение снова расширили, по сути – придав ему теперешний облик. А к торцу главного здания пристроили домовую церковь.
Интересно, что…
…С русской литературой усадьба имеет давнюю и крепкую связь
И Львом Толстым она далеко не ограничилась.
В той домовой церкви, освященной во имя Филиппа, митрополита Московского, 12 января 1866 года венчались писатель и славянофил Иван Сергеевич Аксаков и дочь Федора Ивановича Тютчева Анна Федоровна.
Но было это уже при последних владельцах усадьбы – фрейлине Наталье Михайловне Соллогуб (урожденной Боде-Колычёвой) и ее семье – муже Федоре Львовиче Соллогубе, художнике, поэте и актере-любителе и их дочке Елене Федоровне, которая и прожила в усадьбе до самой революции.
После Октября усадьбу ненадолго заняла ВЧК – пока не переехала на Лубянку.
А бывшее имение превратилось вначале во Дворец искусств, затем в Высший литературно-художественный (еще известный как Брюсовский) институт.
После этого вывеска на воротах раз за разом менялась, но оставалась неизменной принадлежность имения к русской и советской литературе: Союз советских писателей, Центральный дом литераторов, Федерация объединений советских писателей, Литкомиссия ВЦИК…
И знаменитых фамилий здесь звучало множество.
Во Дворце искусств в 1920 году выступали Александр Блок и Валерий Яковлевич Брюсов, в честь которого позднее назовут институт. Там же с 1919 по 1921 год работали Анатолий Васильевич Луначарский, писатель и журналист Владимир Алексеевич Гиляровский, поэт-символист и звезда Серебряного века Константин Дмитриевич Бальмонт и Юлий Алексеевич Бунин – старший брат и учитель Ивана Бунина.
Валентин Петрович Катаев трудился главным редактором журнала «Юность», издательство которого также располагалось здесь. А Осип Мандельштам хаживал на собрания Союза советских писателей.
Помнят эти стены Владимира Маяковского, Владимира Ивановича Немировича-Данченко, Бориса Пастернака, Михаила Пришвина, Алексея Николаевича Толстого, Александра Ивановича Сумбатова-Южина, Сергея Есенина и Марину Цветаеву.
Даже в настоящее время здесь располагается Ассоциация союзов писателей и издателей России.
Домовую церковь, понятное дело, вначале закрыли, но в 1990 году возродили и передали Российской Православной Кафолической церкви, которой она принадлежала до середины 2000-х. Сейчас в ее помещении устроен ресторан.
А в 1956 году во дворе усадьбы установили памятник Льву Толстому – как дар Москве от некогда союзной республики (2 фото).
Его автором была скульптор Галина Николаевна Новокрещенова.
Я же довольно много писал примерно год назад и о Поварской улице, и о Большой Никитской. И вот так случилось, что снова пришла пора прогуляться здесь и снова найти что-то новое, о чем не рассказал в ту, первую мою прогулку по этим историческим, замечательным местам.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца.
Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами, это поможет другим читателям находить мой канал. Не забудьте рассказать об этой страничке вашим друзьям. Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и делиться ею друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!