Найти тему

Талантливый сын кавалериста со спортивно-литературным уклоном…

Николай Фёдорович Шумилин на своём творческом вечере в литературном музее
Николай Фёдорович Шумилин на своём творческом вечере в литературном музее

Всегда с большим желанием и интересом рассказываю о людях, которых можно причислить к настоящим энтузиастам, – разносторонним людям, сочетающим в себе сразу несколько талантов. Тут ведь многое ещё зависит от семейных корней, воспитания, становления характера (или как говорят в народе: «жизненного стержня»)...

С героем сегодняшней публикации знаком уже около сорока лет, со времён своей учёбы в пензенском педагогическом институте имени Белинского. Оканчивали один и тот же филологический факультет, правда, в разные годы. Но, время от времени, журналистская жизнь сталкивала нас по самым разным поводам. Чаще всего, так уж получилось, – на «ниве футбола», ведь уже с 90-х годов мы с коллегами по «журналистскому цеху» организовали команду «Репортёр», и часто проводили товарищеские матчи с самыми различными соперниками. Одним из сильнейших наших спарринг-партнёров была команда городской администрации, которую тогда возглавлял Александр Серафимович Калашников (ныне – председатель областной федерации футбола). Его заместителя (ныне – пресс-атташе футбольного клуба «Зенит») тоже знают и уважают многие пензенцы. Это Николай Фёдорович Шумилин, – человек удивительной судьбы и счастливый обладатель множества талантов.

-2

Позволю себе (для знакомства и читателей с ним) воспроизвести лишь фрагмент интервью почти четверть вековой давности (полностью оно представлено в публикации канала от 16 октября прошлого года)…

«В детстве, как и все деревенские мальчишки, играл в лапту, плавал и нырял в открытых водоёмах до посинения. И до сих пор обливаюсь каждое утро холодной водой, а на Крещение купаюсь в проруби на Чистых прудах. Великий педагог Сухомлинский говорил, что ребёнку должно повезти в жизни дважды: во-первых, на родителей, а во-вторых, на учителей. Мне и двум моим братьям – старшему Александру и младшему Михаилу – безусловно, повезло.

Мой отец, офицер-пограничник, был лихим кавалеристом, метким стрелком и лучшим охотником на далёкой забайкальской заставе. Как он сам говорил, не было в деревне Голяевка (ныне посёлок Вишнёвое Тамалинского района) собаки, которую он бы не смог догнать.

Мама – сибирячка, уроженка Читинской области, – не была спортсменкой, но наши увлечения спортом поддерживала, хотя и очень огорчалась, когда я приходил с разбитой коленкой, с синяками и ссадинами: «Уж лучше бы ты, Коля, занимался шахматами…» Говорила она это не без оснований, поскольку в 5-6 классах я серьёзно занимался в шахматном кружке, который вёл в нашей школе учитель русского языка Борис Иосифович Канн, один из лучших шахматистов области. А я был чемпионом Вишнёвской средней школы, активно изучал теорию. Занятия были настолько плодотворными, что отец, по вечерам игравший со мной в шахматы, после семи поражений подряд от шестиклассника, в один прекрасный день просто отказался от противостояния. Равной игры, как прежде, до занятий в кружке, уже не получилось, и юный «Таль» легко победил «Ботвинника» (в те годы именно эти шахматисты были у всех на слуху). Никогда не забуду, как отец, работавший в то время фининспектором, привёз из Тамалы своего коллегу – призёра районных соревнований, довольно сильного для нашей глубинки шахматиста. И когда тот предложил ему сыграть партию, он, хитро улыбаясь, сказал: «Что-то я сегодня устал, сыграй с моим Колькой». Тот посмотрел на меня, ушастого и маленького ростом пацана, и снисходительно предложил фору – ферзя, на что я сказал: «Давайте по-честному – на равных». Мой соперник попытался сделать мне детский мат с ранним выводом на передовые позиции ферзя, на что у меня в запасе была типичная заготовка, которой меня обучил в кружке Канн. В течение 10 минут мой соперник проиграл, но посчитал это чистой случайностью. Вторая партия шла более двух часов, но я, всё-таки, победил, реализовав преимущество проходной пешки. После этого дядя спросил, откуда у меня такие знания теории шахмат. Я ему показал учебник шахматной игры гроссмейстера Котова и открыл страницу, где подробно рассматривалась ситуация, очень напоминающая нашу в первой партии. Отец был тогда горд необычайно и цитировал коллеге знаменитую сказку Пушкина «О попе и его работнике Балде»: «Обгони-ка моего меньшого брата…» Увлечение шахматами прошло после отъезда моего учителя, но свою роль в моей жизни, думаю, оно сыграло; «гимнастика ума», как называл шахматную игру вождь пролетариата, помогала логически мыслить во всей последующей жизни.

Николай Фёдорович в составе сборной ветеранов Пензы в товарищеском матче с ветеранской командой московского «Спартака» (90-е годы)
Николай Фёдорович в составе сборной ветеранов Пензы в товарищеском матче с ветеранской командой московского «Спартака» (90-е годы)

Мне повезло и на учителей физкультуры. Евгения Степановна Зябликова и Александр Дмитриевич Скороходов были настоящими энтузиастами своего дела. В маленьком школьном спортзале, буквально на носовом платке, они давали замечательную гимнастическую, с элементами акробатики, подготовку. Мы прыгали через «коня» и «козла», крутили сальто, выполняли упражнения, придуманные Александром Дмитриевичем. Мои партнёры по команде ветеранов до сих пор удивляются моей гибкости и прыгучести. Так, в прошлом году (2000-м, – ред. О.Т.) мой друг был в Вишнёвом, и Александр Дмитриевич своеобразно передал мне привет: он прошёл в свои 67 лет на руках по всей окружности спортзала, а когда зацепил ногой за стенку, то сказал: «Не в счёт». И прошёл повторно… Вот поэтому я выиграл у всех своих гораздо более молодых коллег, чиновников городской администрации (а многим из них было 24-28 лет) президентские тесты на гибкость и упражнение на перекладине, о чём писала тогда газета «Репортёр». До сих пор играю в футбол, правда, в соревнованиях ветеранов. Считаю, что всё это благодаря генам и тому фундаменту, который был заложен в меня с детства учителями физкультуры».

Фото на память с представителями клуба творческих открытий «Меридиан»
Фото на память с представителями клуба творческих открытий «Меридиан»

…Так вот, буквально на днях в пензенском литературном музее состоялся творческий вечер Николая Шумилина, – выбор пал на человека, который гармонично совмещает в себе и талант спортсмена, и несомненный талант литератора. А ещё… Впрочем, подробнее о вечере и нашем замечательном госте расскажет культурный обозреватель клуба творческих открытий «Меридиан» – Марина Железникова…
«Для характеристики нашего сегодняшнего гостя очень точно подойдут слова из песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Команда молодости нашей»: «Со спортом мы расстанемся не скоро» и «На верность проверяются таланты». Николая Шумилина – человека, обладающего многими талантами, можно ставить в пример людям разных возрастов в разных сферах деятельности.

Участники памятного товарищеского матча пензенских и московских ветеранов футбола на стадионе «Пенза» (в верхнем ряду девятый справа – Николай Шумилин)
Участники памятного товарищеского матча пензенских и московских ветеранов футбола на стадионе «Пенза» (в верхнем ряду девятый справа – Николай Шумилин)

Работая долгое время в областной и городской администрациях, Николай Фёдорович не превратился в занудного бюрократа и кабинетного чиновника. И всё – благодаря деревенской закалке и постоянным занятиям спортом. О своих корнях, о связи с малой родиной, о чувствах и переживаниях человека неравнодушного, он рассказал нам стихами, которые рождаются у него не по заказу и не для накопления материала для очередного издания, а по наитию, по внутреннему озарению. В каждом произведении – искренние чувства, оформленные в стихотворные фразы, рисуют картины родных мест, образы родителей, друзей и близких. Есть стихи, посвящённые главной страсти Николая Фёдоровича – спорту, встречам с выдающимися спортсменами.
Поразил нас и ещё один талант нашего гостя – талант декламатора. То, как выразительно и проникновенно он читает наизусть стихи известных поэтов разных времён, вызывает просто восхищение! Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всём. И, в надежде услышать новые стихи и узнать о ещё неизвестных нам талантах Николая Шумилина, будем ждать новую встречу с этим увлечённым человеком».

Николай предпочитает футбол в любом виде, – как на травяном широком поле, так и в спортзале, в мини-варианте...
Николай предпочитает футбол в любом виде, – как на травяном широком поле, так и в спортзале, в мини-варианте...

...Замечу в заключение, что Николай Фёдорович и сегодня продолжает свою активную работу, как в должности пресс-атташе футбольного клуба «Зенит» (Пенза), так и в общественной деятельности члена комиссии по патриотическому воспитанию областного Совета ветеранов.