Найти тему
Новый человек

Карл Юнг и тайны разума: как архетипы формируют наше восприятие мира

Является ли разум новорожденного чистым листом, ожидающим стимулов и входных данных из окружающего мира, чтобы обрести структуру и форму? Или у всего есть заранее сформированная структура, которая влияет на то, как мы воспринимаем мир? Этот вопрос давно интересует как психологов, так и философов.

Карл Юнг, выдающийся психиатр XX века и основатель аналитической психологии, утверждал, что существуют «идентичные психические структуры, общие для всех», которые передаются по наследству и влияют на то, как люди воспринимают мир. Юнг назвал эти структуры архетипами. В этом видео мы подробно рассмотрим архетипы Юнга, объясним, что это такое, как они влияют на нашу жизнь, их связь с символами и идеями Юнга о религиозном опыте и архетипах.

Карл Юнг был не только практикующим психиатром, но и одним из ведущих экспертов по изучению религиозной и мифологической символики. Работа в обеих этих областях привела его к открытию архетипов. Изучая мифы и религии разных культур, Юнг заметил, что многие из них имеют схожие паттерны, темы и символы. Интересно, что некоторые из этих же тем и символов возникали в снах и фантазиях пациентов, страдавших шизофренией. Чем можно объяснить такое сходство?

✅ Юнг предположил, что человеческий разум, или психика, не является исключительно продуктом личного опыта, а скорее содержит элементы, которые являются доличностными, или трансперсональными, и общими для всех. Эти элементы он назвал архетипами и предположил, что именно их влияние на мышление и поведение человека порождает сходство между различными мифами и религиями.

Сфера сознания — это просто поле осознания человека, включающее в себя психические содержания, о которых у человека есть знания
Сфера сознания — это просто поле осознания человека, включающее в себя психические содержания, о которых у человека есть знания

Чтобы правильно понять роль архетипов, мы должны сначала объяснить концепцию Юнга о психике. Юнг описывал психику как целостную личность человека, охватывающую все его мысли, поведение, чувства и эмоции. Юнг разделил психику на три основные сферы: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эти три сферы не изолированы друг от друга, а постоянно взаимодействуют компенсаторным образом.

✅ Сфера сознания — это просто поле осознания человека, включающее в себя психические содержания, о которых у человека есть знания. Иными словами, любой опыт, попадающий в поле его осознания, становится частью сознания.

Сознательная сфера психики, хотя и чрезвычайно важна сама по себе, согласно Юнгу, уступает по масштабам сфере бессознательного. Бессознательное состоит из психических содержаний, о которых человек не подозревает, и Юнг разделил его на две основные части: личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Личное бессознательное, как следует из названия, специфично для каждого человека. Оно состоит из событий чьей-либо жизни, которые считаются незначительными, забываются или подавляются из-за их огорчающего характера.

В дополнение к личному бессознательному существует более глубокая и фундаментальная область бессознательного, которую Юнг назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное состоит из «психических структур» или «когнитивных категорий», которые не уникальны для отдельного человека, а скорее являются общими для всех, влияя на наши мысли, поведение и то, как мы смотрим на мир. Другими словами, коллективное бессознательное является домом для архетипов. Как выразился Юнг:

«Из бессознательного исходят определяющие влияния… которые, независимо от традиций, гарантируют каждому отдельному человеку сходство и даже одинаковость опыта, а также способа его воображаемого представления».
Из бессознательного исходят определяющие влияния… которые, независимо от традиций, гарантируют каждому отдельному человеку сходство и даже одинаковость опыта
Из бессознательного исходят определяющие влияния… которые, независимо от традиций, гарантируют каждому отдельному человеку сходство и даже одинаковость опыта

Ученик Юнга, Эрих Нойманн, использовал аналогию с физическими органами, чтобы помочь прояснить концепцию архетипов. Подобно тому, как тело структурировано органами, которые в значительной степени формируются до рождения, разум обладает психическими органами, которые его структурируют, то есть архетипами.

Более того, подобно тому, как физические органы в большинстве случаев действуют без чьего-либо сознательного осознания, то же самое делают и архетипы. И самое главное, точно так же, как адекватно функционирующие физические органы необходимы для здорового тела, здоровый разум зависит от правильного функционирования архетипов, как объясняет Нойманн:

«Архетипические структурные элементы психики — это психические органы, от функционирования которых зависит благополучие индивида и повреждение которых имеет катастрофические последствия».

Важное различие между физическими органами и архетипами заключается в том, что первые можно непосредственно наблюдать с помощью органов чувств, а вторые — нет. Существование архетипов раскрывается через механизмы, которые они производят в сознании, а именно через проявление символических образов.

Берегите себя

Всеволод Парфёнов