Найти в Дзене

"Социализм с Советской Спецификой" — Автопром, Статья І.І.

Проектировавшиеся и выпускающиеся в Советском Союзе легковые автомобили уникальны по причине незаурядности их истории. Они создавались и создаются для выполнения конкретной социальной функции, несли и несут определённую политическую нагрузку, порой создавались с учётом потребностей военных и эксплуатировались в стране, где доро́гой для них нередко становилась 500-километровая колея в открытой степи. Они, возможно, не обладают харизмой Mercedes, Jaguar и Ferrari, не столь известны, как Volkswagen, Renault или Toyota, и не так любимы, как MG, Alfa-Romeo и Land Rover, но они — такая же значимая часть всемирной автомобильной истории, как и все эти прославленные бренды.

Советский автопром является неотъемлемой частью быта советских граждан.
Советский автопром является неотъемлемой частью быта советских граждан.

Продолжение статьи здесь...

В этой статье мы приведём список крупных и не очень предприятий, которые занимаются выпуском автомобилей в Советском Союзе.

Прим. Сведения даны на 31.12.2010

Связанный материал:

Волжский Автомобильный Завод (ВАЗ), расположенный на левом берегу р. Волга в окрестностях г. Тольятти (1,2 млн. жителей; Куйбышевская обл., РСФСР), был построен с нуля в 1966 — 1971 гг. и справедливо считается жемчужиной Советского Автопрома. Его продукция — легковые автомобили малого и среднего класса — составляет около 60% всего автопарка советских автомобилей и известна не только в СССР и странах Соцлагеря, но и во всём мире, включая отдалённые континенты. В 2010 году завод выпустил рекордные 2 220 000 автомобилей (из них — 125 000 — на экспорт) и давал работу 230 тыс. чел.

ВАЗ является вторым крупнейшим предприятием в СССР, уступая по размерам лишь КамАЗу.
ВАЗ является вторым крупнейшим предприятием в СССР, уступая по размерам лишь КамАЗу.

КЛАСС В:

І поколение (1970 — 1996)

Семейство "Жигули" 1-ой серии; годы выпуска — 1970 — 1991 гг.;

Класс — В (І, ІІ и ІІІ группы Малого класса), колёсная формула — 4х2 (задн.), тип КПП — 4-ступ. Механическая.

Модельный ряд:*

• ВАЗ-2101 (1970 — 1987), седан

• ВАЗ-2102 (1972 — 1986), универсал

• ВАЗ-2103 (1972 — 1984), седан люкс

• ВАЗ-2106 (1976 — 1991), седан люкс

ВАЗ-2101 являлся лицензионной копией Fiat 124.
ВАЗ-2101 являлся лицензионной копией Fiat 124.
Рабочая часть универсала ВАЗ-2102.
Рабочая часть универсала ВАЗ-2102.
В отличие от предшественников, ВАЗ-2103 считался престижным автомобилем.
В отличие от предшественников, ВАЗ-2103 считался престижным автомобилем.
ВАЗ-2106 представлял собой основательно модернизированную "Тройку", хотя ещё 8 лет обе модели выпускались параллельно.
ВАЗ-2106 представлял собой основательно модернизированную "Тройку", хотя ещё 8 лет обе модели выпускались параллельно.

* — годы выпуска даны с учётом модификаций.

Семейство "Жигули" 2-ой серии; годы выпуска — 1979 — 1996 гг.

Класс — В (І, ІІ и ІІІ группы Малого класса), колёсная формула — 4х2 (задн.), тип КПП — 4-х и 5-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-2105 (1979 — 1993), седан

• ВАЗ-2107 (1982 — 1995), седан люкс

• ВАЗ-2104 (1984 — 1996), универсал

Недорогой ВАЗ-2105 считается самой успешной моделью семейства.
Недорогой ВАЗ-2105 считается самой успешной моделью семейства.
ВАЗ-2107 сменил в заводской иерархии ВАЗ-2103.
ВАЗ-2107 сменил в заводской иерархии ВАЗ-2103.
Универсал ВАЗ-2104.
Универсал ВАЗ-2104.

ІІ поколение (1984 — 2006)

Семейство "Лада Спутник" 1-ой серии; годы выпуска — 1984 — 1995 гг.

Класс — В (І и ІІ группы Малого класса), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-2108 (1984 — 1994), 3-дв. хэтчбек

• ВАЗ-2109 (1986 — 1995), 5-дв. хэтчбек

• ВАЗ-21099 (1986 — 1995), седан

Спортивный хэтчбек ВАЗ-2108 стал настоящей революцией для советского автопрома.
Спортивный хэтчбек ВАЗ-2108 стал настоящей революцией для советского автопрома.
Более популярный ВАЗ-2109 позиционировался как семейный автомобиль.
Более популярный ВАЗ-2109 позиционировался как семейный автомобиль.
Но консервативным автомобилистам полюбился более традиционный седан ВАЗ-21099.
Но консервативным автомобилистам полюбился более традиционный седан ВАЗ-21099.

Семейство "Лада Спутник" 2-ой серии; годы выпуска — 1993 — 2006 гг.

Класс — В (ІІ и ІІІ группы Малого класса), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ступ. Механическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-2114 (1993 — 2006), 5-дв. хэтчбек

• ВАЗ-2115 (1994 — 2005), седан

• ВАЗ-2113 (1994 — 2004), 3-дв. хэтчбек

"Спутник-2" получил модернизированную подвеску, новые панели крыши, интерьер... На фото ВАЗ-2114.
"Спутник-2" получил модернизированную подвеску, новые панели крыши, интерьер... На фото ВАЗ-2114.
ВАЗовцы не забыли успеха "Девяносто Девятой" — в качестве потенциального преемника представили седан ВАЗ-2115.
ВАЗовцы не забыли успеха "Девяносто Девятой" — в качестве потенциального преемника представили седан ВАЗ-2115.
Меньшей популярностью пользовался спортивный хэтч ВАЗ-2113, пришедший на смену ВАЗ-2108.
Меньшей популярностью пользовался спортивный хэтч ВАЗ-2113, пришедший на смену ВАЗ-2108.

ІІІ поколение (1992 — 2009)

Семейство "Лада Руна" 1-ой серии; годы выпуска — 1992 — 2002 гг.

Класс — В (ІІІ группы Малого класса), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-2110 (1992 — 2001), седан

• ВАЗ-2111 (1993 — 2002), универсал

• ВАЗ-2112 (1993 — 2001), 5-дв. хэтчбек

•• ВАЗ-21123 (1995 — 2001), 3-дв. хэтчбек

"Руна" опередила своё время: на автомобилях серии применили множество инновационных технологий. На фото седан ВАЗ-2110.
"Руна" опередила своё время: на автомобилях серии применили множество инновационных технологий. На фото седан ВАЗ-2110.
Новые авто резко контрастировали с привычными стереотипами: округлые формы для лучшей аэродинамики были применены впервые. ВАЗ-2111.
Новые авто резко контрастировали с привычными стереотипами: округлые формы для лучшей аэродинамики были применены впервые. ВАЗ-2111.
"Руны" поимели огромный успех и на Родине, и за границей. На фото хэтчбек ВАЗ-2112.
"Руны" поимели огромный успех и на Родине, и за границей. На фото хэтчбек ВАЗ-2112.
Производный от ВАЗ-2112 спортивный хэтчбек ВАЗ-21123 выпускался ограниченно.
Производный от ВАЗ-2112 спортивный хэтчбек ВАЗ-21123 выпускался ограниченно.

Семейство "Лада Руна-Миллениум" (2-ая серия); годы выпуска — 2000 — 2009 гг.

Класс — В (ІІІ группы Малого класса), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ти и 6-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-2170 (2000 — 2009), седан

• ВАЗ-2166 (2001 — 2009), универсал

• ВАЗ-2167 (2001 — 2009), 5-дв. хэтчбек

•• ВАЗ-21673 (2001 — 2009), 3-дв. хэтчбек

"Руну-Миллениум" выполнили в модном тогда стиле "Биодизайн". На фото седан ВАЗ-2170.
"Руну-Миллениум" выполнили в модном тогда стиле "Биодизайн". На фото седан ВАЗ-2170.
Универсал ВАЗ-2166.
Универсал ВАЗ-2166.
Треугольные задние фонари обращают внимание на Mercedes и Opel того времени. На фото ВАЗ-2167.
Треугольные задние фонари обращают внимание на Mercedes и Opel того времени. На фото ВАЗ-2167.

КЛАСС С:

І поколение (с 2004)

Семейство "Лада Силуэт"; годы выпуска — с 2004 г.

Класс — С (І группы Среднего класса), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 6-ст. Механическая, 5-ст. Роботизированная или 5-ст. Автоматическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-2116 (с 2004), седан

• ВАЗ-2117 (с 2005), универсал

• ВАЗ-2118 (с 2006), хэтчбек

Серия "Лада Силуэт" стала результатом совместной деятельности ВАЗа и канадской компании Magna. На фото седан ВАЗ-2116.
Серия "Лада Силуэт" стала результатом совместной деятельности ВАЗа и канадской компании Magna. На фото седан ВАЗ-2116.
"Силуэты" позиционировались на порядок выше выпускавшихся тогда моделей класса "В". ВАЗ-2117.
"Силуэты" позиционировались на порядок выше выпускавшихся тогда моделей класса "В". ВАЗ-2117.
Хэтчбек ВАЗ-2118.
Хэтчбек ВАЗ-2118.

КЛАСС А:

І поколение (1986 — 1992), мелкосерийно

Семейство "Ока" 1-ой серии; годы выпуска — 1986 — 1992 гг.

Класс — А (І группы Особо Малого класса), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-1111 (1986 — 1992)*, 3-дв. хэтчбек

"Ока" выпускалась на ВАЗовском ОПП крайне малыми партиями, да и то потому, что другие заводы не могли производить двигатели v1111.
"Ока" выпускалась на ВАЗовском ОПП крайне малыми партиями, да и то потому, что другие заводы не могли производить двигатели v1111.

*В 1988 — 1992 гг. ВАЗ-1111 производились параллельно на трёх заводах: КамАЗ, СеАЗ и ВАЗ, пока в Елабуге не открылся завод, способный производить до 800 000 микролитражных двигателей в год.

КЛАСС J (SUV):

І поколение (1977 — 2004)

Семейство "Нива" 1-ой серии; годы выпуска — 1977 — 1992 гг.

Класс: J (ІІІ группы Малого класса), колёсная формула — 4х4 (полн.), тип КПП — 4-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-2121 (1977 — 1992), 3-дв. универсал

"Нива" стала первым в мире полноприводным автомобилем с несущим кузовом и поимела огромную популярность во всем мире. ВАЗ-2121.
"Нива" стала первым в мире полноприводным автомобилем с несущим кузовом и поимела огромную популярность во всем мире. ВАЗ-2121.
Многие узлы и агрегаты были позаимствованы у ВАЗ-2106, что особенно видно по задней части.
Многие узлы и агрегаты были позаимствованы у ВАЗ-2106, что особенно видно по задней части.
Интерьер также был практически полностью скопирован с "Шестёрки".
Интерьер также был практически полностью скопирован с "Шестёрки".

Семейство "Лада Нива" 2-ой серии; годы выпуска — 1991 — 2004 гг.

Класс: J (III группы Малого класса), колёсная формула — 4х4 (полн.), тип КПП — 5-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-21213 (1991 — 2003), 3-дв. универсал

• ВАЗ-2131 (1992 — 2004), 5-дв. универсал

В 1991 г. выпуск ВАЗ-2106 прекратился, и конструкцию "Нивы" пришлось срочно "локализовать". На фото ВАЗ-21213.
В 1991 г. выпуск ВАЗ-2106 прекратился, и конструкцию "Нивы" пришлось срочно "локализовать". На фото ВАЗ-21213.
Модернизация коснулась задней панели: "Нива" обзавелась оригинальными задними фонарями, увеличив погрузочную высоту.
Модернизация коснулась задней панели: "Нива" обзавелась оригинальными задними фонарями, увеличив погрузочную высоту.
Внутри, конечно, не обошлось без заимствований, но в целом интерьер новой "Нивы" обрёл собственное лицо.
Внутри, конечно, не обошлось без заимствований, но в целом интерьер новой "Нивы" обрёл собственное лицо.
5-дверный ВАЗ-2131 позиционировался уже как семейный внедорожник.
5-дверный ВАЗ-2131 позиционировался уже как семейный внедорожник.

ІІ поколение (с 1995)

Семейство "Лада Нива" 3-ей серии; годы выпуска — 1995 — 2005 гг.

Класс: J (III группы Малого класса), колёсная формула — 4х4 (полн.), тип КПП — 5-ти и 6-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-2123 (1995 — 2004), 5-дв. универсал

• ВАЗ-2323 (1997 — 2005), 2-дв. пикап

• ВАЗ-2723 (1998 — 2005), фургон

"Руна" поделилась с новой "Нивой" многими компонентами: фарами, элементами интерьера и т.п. На фото универсал ВАЗ-2123.
"Руна" поделилась с новой "Нивой" многими компонентами: фарами, элементами интерьера и т.п. На фото универсал ВАЗ-2123.
На зарубежных рынках недорогая "Нива-2" составила неплохую конкуренцию иностранным внедорожникам. На фото фургон ВАЗ-2723.
На зарубежных рынках недорогая "Нива-2" составила неплохую конкуренцию иностранным внедорожникам. На фото фургон ВАЗ-2723.
Пикап ВАЗ-2323.
Пикап ВАЗ-2323.

Семейство "Лада Нива" 4-ой серии; годы выпуска — с 2003 г.

Класс — J (ІІІ группы Малого класса), колёсная формула — 4х4, тип КПП — 5-ти и 6-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-2161 (с 2003), 5-дв. универсал

• ВАЗ-2361 (с 2005), 2-дв. пикап

• ВАЗ-2761 (с 2005), фургон

Вариант оформления передней части рестайлинговых "Нив". На фото универсал ВАЗ-2161.
Вариант оформления передней части рестайлинговых "Нив". На фото универсал ВАЗ-2161.

ІІІ поколение (с 2006)

Семейство "Лада Тайга"; годы выпуска — с 2006 г.

Класс — J (I группы Среднего класса), колёсная формула — 4х4, тип КПП — 6-ст. Механическая, 5-ст. Автоматическая или 5-ст. Роботизированная.

Модельный ряд:

• ВАЗ-2119 (с 2006 г.), 5-дв. универсал

"Тайга" позиционируется выше "Нивы" и выпускается параллельно с ней. В разработке также принимали участие специалисты из Magna. На фото ВАЗ-2119.
"Тайга" позиционируется выше "Нивы" и выпускается параллельно с ней. В разработке также принимали участие специалисты из Magna. На фото ВАЗ-2119.

ВНЕДОРОЖНИКИ:

І поколение (с 1986)

Семейство "Река"; годы выпуска — с 1986 г.

Колёсная формула — 4х4 (амфибия), тип КПП — 4-х и 5-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• ВАЗ-2122 (с 1986), 3-дв. хэтчбек

"Река" по праву считается конвейерным долгожителем: спроектированный для нужд Советской Армии, этот автомобиль-амфибия уже 24 года выпускается без глобальных модернизаций.
"Река" по праву считается конвейерным долгожителем: спроектированный для нужд Советской Армии, этот автомобиль-амфибия уже 24 года выпускается без глобальных модернизаций.

Елабужский Автомобильный Завод (ЕлАЗ) изначально задумывался как предприятие по выпуску танков и сельскохозяйственной техники и назывался КамТЗ, но в 1985 году Правительство Татарской АССР постановило перепрофилировать его под выпуск легковых автомобилей, которые в то время были дефицитным товаром, в отличие от тракторов, комбайнов и танков. Минавтопром подхватил эту идею, и в строительство гигантского комплекса были вложены огромные средства в рамках Программы по Модернизации производства (1986). Строительство завода получило статус ударной стройки, а будущее предприятие — гордое название "ЕлАЗ". Вскоре завод превратил провинциальную Елабугу в большой 400-тысячный город. Ныне ЕлАЗ известен автолюбителям всего мира как производитель городских микролитражных автомобилей и двигателей. Ни один завод в мире не производит авто данного класса в таких масштабах. В 2010 году из ворот ЕлАЗа выехали 1 410 000 микролитражек и 1 600 000 двигателей, а завод давал работу 100 000 человек.

Яркая раскраска корпусов и зданий ЕлАЗа выделяет этот уникальный завод среди остальных. Само предприятие замыкает Тройку крупнейших в стране.
Яркая раскраска корпусов и зданий ЕлАЗа выделяет этот уникальный завод среди остальных. Само предприятие замыкает Тройку крупнейших в стране.

КЛАСС А:

І поколение (с 1991)

Семейство "Ока" 2-ой серии; годы выпуска — 1991 — 2001 гг.

Класс — А (І группы Особо Малого класса), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• ЕлАЗ-1121 (1991 — 2001), 3-дв. хэтчбек

В отличие от ВАЗ-1111, ЕлАЗ-1121 стал по-настоящему массовым и по-настоящему народным автомобилем. От прежней "Оки" остался только кузов: в качестве агрегата использовался 3-цилиндровый двигатель, интерьер стал более комфортным, а конструкция была перепроектирована.
В отличие от ВАЗ-1111, ЕлАЗ-1121 стал по-настоящему массовым и по-настоящему народным автомобилем. От прежней "Оки" остался только кузов: в качестве агрегата использовался 3-цилиндровый двигатель, интерьер стал более комфортным, а конструкция была перепроектирована.

Семейство "Ока" 3-ей серии; годы выпуска — с 2000 г.

Класс — А (І и ІІ группы Особо Малого класса), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ст. Механическая или 4-ст. Роботизированная.

Модельный ряд:

• ЕлАЗ-1122 (с 2000), 3-дв. хэтчбек

ЕлАЗ-1122 выполнили в модном тогда стиле "Биодизайн", модель поимела огромный успех на родине и за границей, сохранив, однако, имя "Ока".
ЕлАЗ-1122 выполнили в модном тогда стиле "Биодизайн", модель поимела огромный успех на родине и за границей, сохранив, однако, имя "Ока".

ІІ поколение (с 1993)

Семейство "Алабуга" 1-ой серии; годы выпуска — 1993 — 2004 гг.

Класс — А (ІІ группы Особо Малого класса), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ст. Механическая или 4-ст. Роботизированная.

Модельный ряд:

• ЕлАЗ-1126 (1993 — 2004), 5-дв. хэтчбек

Эта модель по-своему уникальна: её совместно проектировали специалисты ЕлАЗа и Fiat под кодом А93. В итоге, после незначительных доработок, этот современный автомобиль пошёл в серию как Fiat Punto в Италии и ЕлАЗ-1126 в СССР.
Эта модель по-своему уникальна: её совместно проектировали специалисты ЕлАЗа и Fiat под кодом А93. В итоге, после незначительных доработок, этот современный автомобиль пошёл в серию как Fiat Punto в Италии и ЕлАЗ-1126 в СССР.

Семейство "Алабуга" 2-ой серии; годы выпуска — с 2002 г.

Класс — А (ІІ группы Особо Малого класса), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ти и 6-ст. Механическая или 5-ст. Роботизированная.

Модельный ряд:

• ЕлАЗ-1127 (с 2002), 5-дв. хэтчбек

ЕлАЗ не забыл старой дружбы с Fiat: в 2000 году в Турине был продлён договор о сотрудничестве, и начались работы над новым поколением Punto-Алабуга. На фото ЕлАЗ-1127.
ЕлАЗ не забыл старой дружбы с Fiat: в 2000 году в Турине был продлён договор о сотрудничестве, и начались работы над новым поколением Punto-Алабуга. На фото ЕлАЗ-1127.

Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК), несмотря на относительно небольшие объёмы производства, тем не менее расположен в самом сердце страны — г. Москва, и располагает самой развитой научно-технической базой. Завод был основан в 1933 г. как дочернее предприятие ГАЗа, но в 1946 году отделился от него и переключился на выпуск легковых автомобилей собственного производства. Московские автомобили отличаются исключительным качеством сборки, окраски и высоким уровнем комфорта, позиционируясь выше "Ижей" и "Лад". Автомобили Марки "Москвич" — единственная продукция завода — пользуется хорошей репутацией как в СССР, так и в странах Соцлагеря и за его пределами. С 1990 года АЗЛК производит собственные бензиновые и дизельные (!) агрегаты. В 2010 году с конвейера АЗЛК сошли 480 тыс. автомобилей и 520 тыс. двигателей.

АЗЛК и по сей день привлекает туристов и путешественников, посещающих Москву.
АЗЛК и по сей день привлекает туристов и путешественников, посещающих Москву.

КЛАСС В/С:

I поколение (1947 — 1956)

Семейство "Москвич" 1-ой серии; годы выпуска — 1947 — 1954 гг.

Класс — В (ІІ группы Малого класса); колёсная формула — 4х2 (задн.), тип КПП — 3-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• МЗМА-400-420 (1947 — 1954), седан

• МЗМА-400-420А (1947 — 1954), фаэтон

• МЗМА-400-422 (1949 — 1954), фургон

Седан "Москвич-400", вопреки общему мнению, не был копией Opel Kadett: "Кадет" основательно перепроектировали, увеличили количество дверей до 4-х, внесли множество изменений в конструкцию.
Седан "Москвич-400", вопреки общему мнению, не был копией Opel Kadett: "Кадет" основательно перепроектировали, увеличили количество дверей до 4-х, внесли множество изменений в конструкцию.
Фаэтон "Москвич-400-420А".
Фаэтон "Москвич-400-420А".
Фургон "Москвич-400-422"
Фургон "Москвич-400-422"

Семейство "Москвич" 2-ой серии; годы выпуска — 1954 — 1956 гг.

Класс — В (ІІ группы Малого класса); колёсная формула — 4х2 (задн.), тип КПП — 3-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• МЗМА-401-420 (1954 — 1956), седан

• МЗМА-401-422 (1954 — 1956), фургон

Внешне "Москвич-401" мало отличался от "400-го", но оснащался более мощным двигателем.
Внешне "Москвич-401" мало отличался от "400-го", но оснащался более мощным двигателем.

ІІ поколение (1956 — 1965)

Семейство "Москвич" 3-ей серии; годы выпуска — 1956 — 1960 гг.

Класс — В (Малый ІІ группы), колёсная формула — 4х2 (задн.), тип КПП — 3-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• МЗМА-402 (1956 — 1957), седан

• МЗМА-423 (1957), универсал

• МЗМА-407 (1957 — 1960), седан

• МЗМА-430 (1957 — 1960), фургон

• МЗМА-423Н (1957 — 1960), универсал

"Москвич-402" сильно смахивал на "Волгу", появившуюся в том же году. На фото медицинский "Москвич-402М".
"Москвич-402" сильно смахивал на "Волгу", появившуюся в том же году. На фото медицинский "Москвич-402М".
Универсал "Москвич-423". В 1957 году на смену ему пришёл "Москвич-423Н", оснащавшийся более мощным двигателем МЗМА-407.
Универсал "Москвич-423". В 1957 году на смену ему пришёл "Москвич-423Н", оснащавшийся более мощным двигателем МЗМА-407.
Фургон "Москвич-430", выпускался только на базе "Москвича-407".
Фургон "Москвич-430", выпускался только на базе "Москвича-407".

Семейство "Москвич" 4-ой серии; годы выпуска — 1960 — 1963 гг.

Класс — В (Малый ІІ группы), колёсная формула — 4х2 (задн.), тип КПП — 3-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• МЗМА-407 (1960 — 1963), седан

• МЗМА-430 (1960 — 1963), фургон

• МЗМА-423Н (1960 — 1963), универсал

С 1960 года все модели серии "Москвич-407" оснащались мелкоячеистой решёткой радиатора. На фото "Москвич-407".
С 1960 года все модели серии "Москвич-407" оснащались мелкоячеистой решёткой радиатора. На фото "Москвич-407".

Семейство "Москвич" 5-ой серии; годы выпуска — 1963 — 1965 гг.

Класс — В (Малый ІІ группы), колёсная формула — 4х2 (задн.), тип КПП — 3-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• МЗМА-403 (1963 — 1965), седан

• МЗМА-432 (1963 — 1965), фургон

• МЗМА-424 (1963 — 1965), универсал

"Москвич-403" был переходной моделью к более позднему "Москвичу-408" и оснащался его двигателем. Однако внешний вид также осовременили. На фото вариант оформления "Москвичей" 403-ей серии.
"Москвич-403" был переходной моделью к более позднему "Москвичу-408" и оснащался его двигателем. Однако внешний вид также осовременили. На фото вариант оформления "Москвичей" 403-ей серии.

ІІІ поколение (1964 — 1987)

Семейство "Москвич" 6-ой серии; годы выпуска — 1964 — 1970 гг.

Класс — В (Малый ІІ группы), колёсная формула — 4х2 (задн.), тип КПП — 4-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• МЗМА-408 (1964 — 1970), седан

• МЗМА-426 (1965 — 1970), универсал

• МЗМА-433 (1965 — 1970), фургон

• МЗМА-433П (1965 — 1970), пикап

• МЗМА-412 (1967 — 1970), седан

• МЗМА-427 (1968 — 1970), универсал

• МЗМА-434 (1968 — 1970), фургон

• МЗМА-434П (1968 — 1970), пикап

"Москвич-408" 1964 г. и более мощный "Москвич-412" 1967 г. стали олицетворением новой автомобильной моды, лаконичного угловатого дизайна. На фото вариант оформления "Москвича-408".
"Москвич-408" 1964 г. и более мощный "Москвич-412" 1967 г. стали олицетворением новой автомобильной моды, лаконичного угловатого дизайна. На фото вариант оформления "Москвича-408".
Вариант оформления универсалов "Москвич-426" на базе 408-ой модели и "Москвич-427" на базе 412-ой модели. На фото экспортный образец с четырьмя фарами.
Вариант оформления универсалов "Москвич-426" на базе 408-ой модели и "Москвич-427" на базе 412-ой модели. На фото экспортный образец с четырьмя фарами.
Рабочая часть фургона "Москвич-433/434".
Рабочая часть фургона "Москвич-433/434".
Пикап на базе фургона "Москвич-433/434" — "Москвич-433П/434П". Производился мелкосерийно.
Пикап на базе фургона "Москвич-433/434" — "Москвич-433П/434П". Производился мелкосерийно.

Семейство "Москвич" 7-ой серии; годы выпуска — 1970 — 1976 гг.

Класс — В (Малый ІІ группы), колёсная формула — 4х2 (задн.), тип КПП — 4-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• АЗЛК-408 (1970 — 1976), седан

• АЗЛК-426 (1970 — 1976), универсал

• АЗЛК-433 (1970 — 1976), фургон

• АЗЛК-433П (1970 — 1976), пикап

• АЗЛК-412 (1970 — 1976), седан

• АЗЛК-427 (1970 — 1976), универсал

• АЗЛК-434 (1970 — 1976), фургон

• АЗЛК-434П (1970 — 1976), пикап

В 1970-м году облик "Москвичей" значительно осовременили путём добавления прямоугольных фар и новой решётки радиатора. На фото вариант оформления "Москвичей" 408-ой и 412-ой серии.
В 1970-м году облик "Москвичей" значительно осовременили путём добавления прямоугольных фар и новой решётки радиатора. На фото вариант оформления "Москвичей" 408-ой и 412-ой серии.

Семейство "Москвич" 8-ой серии; годы выпуска — 1976 — 1987 гг.

Класс — В (Малый ІІ группы), колёсная формула — 4х2 (задн.), тип КПП — 4-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• АЗЛК-2138 (1976 — 1981), седан

• АЗЛК-2136 (1976 — 1981), универсал

• АЗЛК-2733 (1976 — 1981), фургон

• АЗЛК-2333 (1976 — 1981), пикап

• АЗЛК-2140 (1976 — 1986), седан

• АЗЛК-2137 (1976 — 1987), универсал

• АЗЛК-2734 (1976 — 1981), фургон

• АЗЛК-2334 (1976 — 1981), пикап

• АЗЛК-2140 SL (1981 — 1987), седан люкс

Второй, более глобальный рестайлинг серия "Москвичей" претерпела в 1976 г.: хромированные детали в основном заменили на пластиковые, а интерьер полностью поменяли. Вариант оформления серии "Москвичей" 2138 и 2140.
Второй, более глобальный рестайлинг серия "Москвичей" претерпела в 1976 г.: хромированные детали в основном заменили на пластиковые, а интерьер полностью поменяли. Вариант оформления серии "Москвичей" 2138 и 2140.
"Москвич-2140 SL" представлял собой версию "Люкс" базовой модели и в основном шел на экспорт.
"Москвич-2140 SL" представлял собой версию "Люкс" базовой модели и в основном шел на экспорт.

ІV поколение (1986 — 2007)

Семейство "Москвич" 9-ой серии; годы выпуска — 1986 — 1998 гг.

Класс — В (Малый ІІІ группы) и С (Средний І группы), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• АЗЛК-2141 (1986 — 1997), 5-дв. хэтчбек

• АЗЛК-2142 (1990 — 1998), седан

• АЗЛК-2139 (1991 — 1998), универсал

"Москвич-2141" стал настоящим прорывом для завода: впервые московские автомобили оснащались передним приводом. С 1990-го года все автомобили серии оснащаются собственными агрегатами "АЗЛК".
"Москвич-2141" стал настоящим прорывом для завода: впервые московские автомобили оснащались передним приводом. С 1990-го года все автомобили серии оснащаются собственными агрегатами "АЗЛК".
Седан "Москвич-2142" имел собственную, уникальную для этой модели облицовку радиатора. В 1992 г. она перекочевала на все модели серии.
Седан "Москвич-2142" имел собственную, уникальную для этой модели облицовку радиатора. В 1992 г. она перекочевала на все модели серии.
Универсал "Москвич-2139" не снискал популярности 41-ой модели, но все же занимал значимое место в продукции завода.
Универсал "Москвич-2139" не снискал популярности 41-ой модели, но все же занимал значимое место в продукции завода.

Семейство "Москвич" 10-ой серии; годы выпуска — 1997 — 2007 гг.

Класс — С (Средний ІІІ группы), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• АЗЛК-2152 (1997 — 2006), 5-дв. хэтчбек

• АЗЛК-2153 (1998 — 2007), седан

• АЗЛК-2154 (1998 — 2007), универсал

На "Москвиче-2152" впервые опробовали Биодизайн, который придал легендарному автомобилю современную оболочку. На фото вариант оформления "Москвичей" 52-ой серии.
На "Москвиче-2152" впервые опробовали Биодизайн, который придал легендарному автомобилю современную оболочку. На фото вариант оформления "Москвичей" 52-ой серии.

V поколение (с 1995)

Семейство "Москвич" 11-ой серии; годы выпуска — 1995 — 2003 гг.

Класс — С (Средний І группы), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 5-ти или 6-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• АЗЛК-2143 (1995 — 2003), седан

• АЗЛК-2146 (1997 — 2003), универсал

В "Москвиче-2143" нашлось место множеству инновационных технологий, таких, как форточки-стограммовки, или "Окна в окне". Но это нововведение не прижилось.
В "Москвиче-2143" нашлось место множеству инновационных технологий, таких, как форточки-стограммовки, или "Окна в окне". Но это нововведение не прижилось.

Семейство "Москвич" 12-ой серии; годы выпуска — с 2002 г.

Класс — С (Средний І группы), колёсная формула — 4х2 (передн.), тип КПП — 6-ст. Механическая, 5-ст. Автоматическая или 5-ст. Роботизированная.

Модельный ряд:

• АЗЛК-2148 (с 2002), седан

• АЗЛК-2149 (с 2003), универсал

-67

ВНЕДОРОЖНИКИ:

І поколение (1957 — 1961)

Семейство "Москвич" 3-ей серии; годы выпуска — 1957 — 1961 гг.

Колёсная формула — 4х4, тип КПП — 3-ст. Механическая.

Модельный ряд:

• МЗМА-410 (1957 — 1958), седан

• МЗМА-410Н (1958 — 1961), седан

• МЗМА-411Н (1958 — 1961), универсал

Кузова "Москвичей-402" и "Москвичей-407" ставились на шасси популярного тогда внедорожника ГАЗ-69, как и родственного им ГАЗ-М72. На фото вариант оформления "Москвичей-410/410Н".
Кузова "Москвичей-402" и "Москвичей-407" ставились на шасси популярного тогда внедорожника ГАЗ-69, как и родственного им ГАЗ-М72. На фото вариант оформления "Москвичей-410/410Н".
Вариант оформления "Москвичей-411/411Н" с кузовом универсал.
Вариант оформления "Москвичей-411/411Н" с кузовом универсал.

Продолжение следует...