И не ради причуд, надо заметить.
За достаточно немало лет работы с "необычными" детишками в творческих кружках специализированного учреждения для детей с особенностями развития, мы с коллегами уже давно привыкли, что многие ребята приходят к нам на занятия с какой-нибудь своей вещью.
Это может быть и игрушка, и коробочка какая-нибудь, заколка, блокнотик или мамина помада (да-да, было такое, и при том, её приносил мальчик, а не девочка, но и ни разу не применил её по назначению: скорее всего он и не знал, для чего в принципе она нужна).
А так - детки тащат с собой что угодно.
К нам также приходили с шариком-антистрессом (ну, это точно не возбраняется), с атласной лентой, с каштаном, с маленьким флагом Португалии (без шуток, папа - спортивный болельщик), с ножкой от стула (мирный ребенок, не драчун, просто клал её на свой стол на уроке), с пультом от старого телевизора, со шпателем из медкабинета, с мухобойкой (тоже без драк) и с крышкой от пищевого контейнера.
Ой, да чего только нам не приносили, всего и не перечислишь: это придется каждому отдельно взятому предмету определенную статью посвящать, а так я просто перечислила некоторые из них.
Вот даже был у нас большой и вспыльчивый мальчик с серьезными ментальными нарушениями, который носил с собой на занятия потрепанный пакет-майку из продуктового магазина (о нём я здесь писала) и сильно ругал маму, если она забывала про пакет или давала не тот пакет.
Ну а лидеры среди постоянных спутников наших ребяток на занятиях неизменно являются пресловутые телефоны и еда. И сколько ни умоляй мамочек не приносить ничего на занятия, сколько ни запрещай, люди, видимо считают по-другому или просто не хотят "наносить ребенку ай-ай-ай какую травму", отбирая перед занятием эту вещь.
Хотя, один добрый мой подписчик однажды подсказал секрет, КАК не травмировать душу ребенку, отбирая его любимую вещицу перед занятием: нужно всего-навсего НЕ давать ему её ДО занятия, но пообещать сразу выдать её после занятия. Вот так всё просто.
Кстати, не могу не отметить остроумную памятку, которая недавно прислал в комментариях один замечательный человек (и специалист!), по-моему, она как нельзя лучше отвечает на вопрос, почему не стОит приходить на уроки с посторонними предметами (и не только)
В общем, как всегда, вступление затянулось… ну да, бывает такое, когда эмоция раздувается, не умещается в ячейке и постоянно вылезает наружу…
Конечно, я понимаю, что в некоторых случаях акция "вещи с собой" - не каприз, и даже не просто необходимость (типа "ниточка связи с домом и родными", которую нельзя оборвать даже на полчаса занятия), а жизненная необходимость.
Например, в случае с этим ребенком.
Мальчик Ф.
Ребенок из стационара, 8 лет, ментальные нарушения.
Классический вариант каждого четвертого (примерно) ребенка, который приходит к нам на занятия.
Не разговаривает, плачет, находится в состоянии перманентного испуга, остерегается чужих людей, при попытке контактировать с ним может бурно среагировать визгом, укусом или размахиванием рук (как мельница). Если что-то не нравится на занятии - одним махом сбросит это со стола и будет долго-долго плакать.
Но! Обращенную речь - частично понимает, даже может время от времени какое-нибудь несложное задание выполнить… если попадешь под "мимолетный момент" хорошего настроения.
Посему, я постаралась поставить ему свое кружковое занятие (оригами!) с утра пораньше, пока мальчик Ф. не устал и никто еще не успел испортить ему настроение.
Кто-то может удивиться: какое наффик оригами для такого тяжелого и несговорчивого ребенка?! Хммм, надо заметить, что к нам в кружки ходят ребята и "почище", а этот мальчик - еще не самый тяжелый вариант.
К тому же, мама (хороший понимающий человек!) - всегда рядом. И где-то что-то подскажет, и мальчику поможет с заданием, и, в случае чего, остановит его "души прекрасные порывы"… А она это делает умело и виртуозно! И вообще, в любом кабинете, в любом месте, в любое время дня и ночи у мамы мальчика Ф. всегда с собой… полотенце!
Зачем?
Уж ладно бы погремушка, колокольчик или тот же мячик-антистресс! Но полотенце… Обычное небольшое полосатое полотенце, такое есть почти в каждом доме.
Вроде как у мальчика Ф. - слюна не бежит, да и сам он в людей не плюется, нет у него такой привычки. А слёзы-сопли во время плача мама ему платками вытирает, а не полотенцем. И на плечи его не накинешь, если вдруг ребенку прохладно, размер не позволяет (да и не проще ли тогда кофточку накинуть). Неее, полотенце служит для других целей.
И прямо у себя на занятии я увидела полотенце в действии!
Итак, идёт занятие (по оригами).
Вокруг стола сидим: я, девочка из стационара (вполне сохранная и деятельная) и мальчик Ф. с мамой. Задание - довольно несложное (модули из сложенных вчетверо квадратиков): девочка справляется самостоятельно, а мальчику Ф. - мамочка помогает.
И тут… мальчик Ф., ни с того ни с сего ка-ак закричит:
- Уыыы-яааай!
Стал стучать руками по столу, ногами по полу, мотать головой и буквально лаять собачкой и рычать.
Девочка - аж назад отпрыгнула, вместе со стулом. Ну и я - тоже резко пересела, прямо перед ней.
А мама мальчика - спокойно и без лишней суеты, встала, прижала коленом сына к стулу, чтобы сидел поплотнее… а руками развернула полотенце.
И потом она взяла и обмотала полотенцем голову мальчика, вокруг, вместе с лицом, прямо "цилиндриком", будто бы пенечек обернула. Т.е. ни лица не видно, ни волос, а только полосатый валик вместо головы.
Мальчик Ф. - продолжает кричать, а мама - держит его за голову (за тот самый "полосатый цилиндрик") и… медленно-медленно начинает раскачивать. Всего ребенка, а не голову: влево-вправо, влево-вправо… И тихо напевать в такт раскачиваниям:
Здесь нет ни-ко-го, ни-ко-го и ни-че-го,
Нам тепло и хорошо, покачаемся ещё.
А голос при этом - такой завораживающий, вкрадчивый, как у феи. И движения - вовсе не резкие, а мягкие и плавные. Качает, качает… А мы с девочкой - сидим как ошалевшие и наблюдаем, как медленно (но явно) меняется поведение мальчика Ф.
А что мальчик Ф?
Да, он кричал и бился руками-ногами. Сначала. А потом - крики стали тише, уже без визга и рыка. Дальше - уже были не крики, а завывания-подвывания, которые тоже в итоге стали звучать в такт маминым покачиваниям:
- Ууу-ыыы, ууу-ыыы, ууу-ыыы…
Кулаки - раскрылись, зажатые плечи - опустились, завывания - стали тише и спокойнее, уже без агрессивной интонации.
А еще через некоторое время, когда ребенок, уже без завываний, стал просто расслабленно покачиваться (будто бы даже без маминых усилий), мамочка размотала полотенце, освободила его лицо, которое, уже выглядело мирным… пусть и немного "отрешенным".
Но, как ни странно, даже с таким лицом он продолжил работу (с маминой помощью) и до конца занятия уже ни одной подобной "выходки" не было.
А что обидно...
Никто-никто, даже мама, не знает, что именно и в какую минуту толкает мальчика Ф. на каждую такую "выходку". Более того, мама даже не замечает каких-либо особенных жестов или мимических движений, предшествующих его взбрыкам.
И мама ни чуточки не оправдывается ни переменами погоды (как многие другие), ни магнитными бурями, ни тем что ребенок плохо спал (ел, ходил в туалет), ни неудачными днями гороскопа, ни еще чем-нибудь… она честно признаётся, что сама не может "разгадать сынулину загадочную душу".
Ну а врачи - нам, педагогам, естественно, не дают никакой информации, потому что нельзя. И нам остается довольствоваться только наблюдениями и опытом, а в очевидном диагнозе - все равно сомневаться.
И всё бы довольно сносно…
Ну, как сносно… Мамочка ведет себя адекватно ситуациям, знает способ успокоить ребенка и успешно его применяет на практике, дает возможность педагогам с ним позаниматься (!), а не запихивает его в кабинет, наблюдая, как педагог будет выкручиваться. И способ - довольно гуманный, без криков, шлепков, запугиваний и резких движений.
Но ведь… успокаивается мальчик Ф. - не сразу, иногда очень долго. Например, у дефектолога его пришлось "качать" аж минут десять! А это, простите, уже треть его занятия, время, которое хоть и считается "неоперативным", однако возмещению не подлежит (ибо каждый рабочий день дефектолога расписан до минуты… и не только дефектолога).
И, если те же медицинские процедуры можно продолжать, не снимая полотенца с мальчика Ф., то занятия с ребенком - с закрытым лицом уже не проведешь. И работу приходится приостанавливать.
Но всё равно интересно!
Много раз видела, как "таких" детей родители успокаивали и обнимашками, и накидывая на плечи платок, пеленку или халат, накрывали простынкой в критический момент, будто бы пряча…
Но чтобы только голову вместе с лицом заворачивали как в лаваш - такое я видела впервые. А вот "фокус" с песенкой и раскачиванием - мне нравится. Обязательно буду им делиться с другими мамами, упоминая имя изобретателя.
И также заостряя внимание на том, что таким способом в идеале должна пользоваться только мама, а не чужая тётя-педагог. И не потому что тётя "не хочет руки марать", а потому что именно маме в дальнейшем так и придется это делать, ведь только она навсегда останется рядом... даже если весь мир отвернется...
А Вам, дорогие читатели, мира и добра дома и на работе.