Найти в Дзене
Молодость в сапогах

Хан и генерал-майор

"При образовании Дагестанской области в 1862 году ... признано было необходимым вошедшие в состав южного отдела Дагестанской области ханство Кюринское оставить впредь до времени на прежнем основании, т.е. в непосредственном владении хана, свиты Его Императорского Величества, генерал-майора Юсуф-бека-Таир-бек-Оглы, на так называемых ханских правах, как в отношении управления народом, так и извлечения из ханства всех возможных доходов без всякого контроля со стороны Правительства."

В этот раз мы не можем представить как обычно лист документа, потому что источником является фотокопия, переснятая на пленку во времена теперь далекие. Вот фрагмент ниже - штамп слева вполне читается.

-2

Ссылку см. в конце статьи.

О, как много мрачных смыслов в этом небольшом фрагменте! И из времен минувших они весьма созвучны некоторым управленческим решениям дня сегодняшнего. Давайте попробуем аккуратно эти смыслы разобрать.

Во-первых, "извлекает доходы" в традиционной манере из местного населения своя же собственная элита, номинально заявившая о своей лояльности и подчинении российской короне. А воспринимается народом это несколько по-другому.

Во-вторых, надо кратко разобраться с историей вопроса, тут много нюансов.

До образования Кюринского ханства люди тут жили вообще без феодальной зависимости и никаких ханов на своем горбу не имели. Вплоть до 1791 года, когда эти земли объявил своими некий Сурхай-хан ll - весьма своеобразная личность, еще в детстве убивший своего родного брата. Решив не ограничиваться семейными разборками, хан тут же вмешался в войну с русскими.

Собственное население хана не шибко жаловало, периодически бунтуя по вышеописанным причинам, и приход русских войск в целом приветствовало исходя из своих собственных выгод. 15 декабря 1811 года русские войска штурмом взяли столицу ханства Курах и Сурхай-хан сбежал с остатками своих сторонников. Русские военные власти предоставили "рулить" в данном районе по местным традициям и обычаям родственнику и непримиримому врагу бывшего хана по имени Асланбек, особо в этот процесс не вмешиваясь. Уход русского отряда подтолкнул Сухрая совершит попытку вернут себе власть, но местные жители встали против него, что называется, стеной и хан-неудачник опять ушел ни с чем. Начиная с января 1812 года в Курахе стоял русский отряд в рамках, как теперь сказали бы, "межправительственных соглашений". Хан со своей стороны обязался "привести в покорность" окружающие селения и общины.

В 1842 году местный властитель Гарун-Бек перешел на сторону имама Шамиля, сдав ему крепость Кази-Кумух с гарнизоном и припасами. После возвращения русских Гарун-Бек был арестован, а ханом стал Юсуф-Бек. Каким-то непостижимым образом Гарун-Бек умудрился вернуться к власти, но всего на год. С 1848 по 1864 год правил ханством Юсуф-Бек. Из документа следует, что два последних года это происходило в рамках российской юрисдикции во вновь образованной Дагестанской области, как сказано в тексте, "без всякого контроля со стороны Правительства".

Традиции управления в данном регионе крепки и основательны. При советской власти их немного подогнали под общегосударственный стандарт, но не более того. А нам с вами, уважаемые читатели, хорошо бы понимать, что показная лояльность ханов в сытые и спокойные времена никогда не гарантирует их верность в годину испытаний. А народ под ханским правлением обычно свой негатив в отношении центральной власти дополняет негативом по отношению к собственному беспредельному местному владыке. И народ тут можно понять.

О преобразовании состоящего в южном Дагестане Кюринского ханства в Кюринский военный округ. Здесь же об утверждении за генерал-майором Юсуф-Беком Таир Бен оглы в вечное и потомственное владение 4.122 десятин 1812 саженей земли в Кюринском округе