Закончились Олимпийские игры в Париже. Состоялась церемония закрытия. Самым ярким моментом зрелища лично для меня стал эпизод с блистательным Томом Крузом. Этот далеко не молодой человек поразил удивительной спортивной формой – под стать лауреатам парижских состязаний.
Стремительно пролетели те 16 дней, на которые французская столица приютила в своих олимпийских общагах весь цвет земных умельцев бегать быстрее, прыгать выше и толкать тяжелее. В последний день, как это и положено в настоящих околоспортивных драмах и в голливудских триллерах, вестернах и экшенах, главный герой, сжав до боли зубы, в своем нечеловеческом рывке все-таки опередил соперника на нитяную долю мгновения и одержал над ним победу.
Это я про итоговый расклад в медалях командного зачета. Согласно общепринятой системе главным показателем в этом неофициальном, но ведущемся всеми странами подсчете являются золотые, то есть чемпионские награды. Сколько людей, столько и мнений, но большинство, в том числе и я, считает такой принцип справедливым. Если весь спорт построен на принципе "победи соперника", то выше всего должны цениться те, кто сумел это сделать со всеми, кто подвернулся ему под руку или под ногу. Или под то и другое вместе. Или еще под голову.
Так вот, в самые последние дни Китай на «своих» и даже «чужих» видах сделал впечатляющий рывок и к концу 10 августа опережал Штаты на одну золотую медаль. По остальным у США имелось значительное превосходство. Но берут-то во внимание в первую очередь золотые»!
11 августа Штаты ту самую недостающую выцарапали. Но как?! Её принесла стране женская баскетбольная команда, победившая хозяек соревнований француженок с разницей всего в одно (!) очко.
В связи с системой командного зачета не могу не поделиться одним своим наблюдением. В советские годы наши сборные успешно соперничали с американскими и неоднократно брали над ними верх. Скажем прямо: далеко не всегда это получалось. И тогда у нас выводили места стран не по принятому во всем мире отмеченному выше принципу, а по общему количеству медалей. Когда и этот подсчет оказался невыгодным, придумали систему, очков, учитывающую результаты шести первых. Вот уж этого-то последнего никто в мире, кроме нас, не делал.
Все эти изыски и стратагемы делались не от хорошей жизни. За все годы участия наша сборная всегда завоевывала золотых медалей меньше, чем серебряных, а серебряных меньше, чем бронзовых. Что говорить о сравнении бронзовых со всеми прочими деревянными!
Кто его знает, почему так получалось. Лично я считаю, что это отчасти издержки пропагандировавшегося в СССР принципа массовости отечественного спорта, а на его основе – приоритета коллективных показателей спортивных организаций и обществ. Он приводил на высоком уровне к проигрышу нашего спортсмена, воспитанного в духе повсеместного коллективизма, сопернику, являющемуся ярым и ярким индивидуалистом и привыкшему выжимать из себя все до последнего на финишной черте. Прошу понять меня правильно: всё это я отношу исключительно к спорту. Такой уж это особый вид человеческой деятельности.
Так или иначе, но у Штатов в олимпийском зачете картина всегда была противоположной нашей: золота больше, чем серебра и чем бронзы. Индивидуализм. И те же томы крузы, берущие верх в схватке, где всё против них и «плохой» поначалу побеждает.
Но самое интересное в том, что на этот раз у американцев оказалось больше и серебра, и бронзы, чем золота. А у китайцев золотых медалей нащелкано заметно больше, чем серебряных и чем бронзовых. Это может показаться странным. Соцстрана, коллективизм, те же принципы, что были прежде у нас …
Те же, да не те. Конечно, Китай давно уже стремится во всем стать первым. Массовость массовостью, но в этой стране понимают пропагандистское значение спортивных побед. И со свойственной китайцам настойчивостью и трудолюбием начинают выводить не просто спортивных умельцев, а чемпионов. С чемпионской подготовкой, умениями и знаниями и – что важно – с истинно чемпионской психологией.
Государство не пыжится показать себя самым умным, а подстраивается под задачу, отдает приоритеты развитию тех спортивных видов, где что-то «светит», где можно ухватить то, что другими плохо положено. И - очень может быть - подкармливает высококачественным и трудно обнаружимым допингом. Делает это удачливее, чем наши, опозорившиеся в Сочи перед всем миром, когда по высочайшему повелению сумели открыть антидопинговые баночки контролеров и залить туда безупречной мочи. Им удалось сделать то, что изобретатели этих самых баночек швейцарцы считали абсолютно невозможным. Сумели, но прокололись на сущих мелочах.
Очень не хотел бы, чтобы вы сочли меня сторонником допинга в спорте. Наоборот, я являюсь его всегдашним и убежденным противником, но пытаюсь здесь обрисовать объективную картину происходящего.
А если вернуться к нынешнему раскладу американских медалей, то да, оно может служить свидетельством возросшей конкуренции в мировом спорте. Например, в водных видах спорта, где некогда Америка безраздельно властвовала, она очень заметно уступила свои позиции, в частности – тем же китайцам. Но конкуренция – всего лишь частное объяснение проблемы. Очевидно, что в американской спортивной (а, может быть, и не только в спортивной) жизни проявляются какие-то новые тенденции.
Итак, прошли Олимпийские игры, настоящий праздник спорта. Мы оказались на нем чужими. Нет смысла анализировать выступление жалкой горстки наших, представленных всего лишь 15 спортсменами.
Международное олимпийское движение таким образом наказало нас за военные подвиги, которые мы неустанно совершаем два с половиной года против входящей в него другой страны. И где те друзья, которые, якобы, яростно поддерживают нас на мировой арене? Сколько их в мире? Почему они не отстояли перед Олимпийским комитетом, перед другими странами наше право на участие? Наоборот, все эти китайские, северокорейские, иранские и прочие друзья, радуясь за себя и радуясь вместе с другими, проплыли и прошли по Парижу и на открытии, и на закрытии, а между этими моментами посоревновались, как равные с равными, с политически «плохими».
Бывшие спортивные знаменитости России, ставшие завзятыми политиканами, в эти дни особенно дружно набросились на уходящего со своего поста Томаса Баха, президента МОК. Их раздражение в большой мере сосредоточено именно на данной фигуре. С одной стороны, это странно, т.к. Бах во многих случаях способствовал смягчению политики МОК против России. Но, с другой стороны, всё понятно. Воспитанные в обстановке самодержавия и всецело отдавшие себя его защите и попечению, они склонны преувеличивать роль личности в спортивной истории. Личную в ней роль Баха.
Невероятно жалкой мне показалась сегодняшняя передовица «Спорт-Экспресса», посвященная итогам Игр.
Вообще, следует сказать, что мало того, что ни один телеканал не показывал игры, так все СМИ (по команде? по команде!) сосредоточились на негативе в своем ужатом освещении происходящего на этом важнейшем форуме спорта и вокруг него. Публикации пестрели заголовками «В США считают …», «Во Франции думают …», «В Британии говорят …». И приводились авторитетные высказывания какого-нибудь бродвейского бездомного, фрондирующего марсельского военного или прогрессивного клерка Банка Англии о творящемся в Париже бедламе.
Это равнозначно тому, что где-нибудь в зарубежной прессе появится сообщение о беседе со знатным пчеловодом Урюпинского района Волгоградской области Иваном Ивановым, в котором он хвалит организацию парижских Игр. Появится под заголовком «В России восторгаются Олимпиадой».
Кстати, урюпинцы, отметьте, я не задеваю ваш многострадальный город, а вопреки общепринятому обхожу его по касательной. Подумайте, наверное, я заслуживаю того, чтобы вы выдвинули меня в Совет Федерации от своего урюпинского региона.
Так вот, полагаю, что в «Спорт-Экспрессе» все наделены собственной жилплощадью, полицейских в штате не содержат и денежные средства в банке надежно хранят, но не управляют ими. Допускаю даже, что мало кто из них занимается на досуге пчеловодством.
И все же, о чем говорится в передовице «Спорт-Экспресса» под заголовком «Российский флаг – на Эйфелевой башне»? К её написанию шеф отдела спорта этого издания Олег Шамонаев даже привлек еще одного своего коллегу Дмитрия Кузнецова.
Как оказалось, корреспонденты газеты в знак протеста против творящегося в мире антироссийского беспредела вывесили на башне российский флаг … и само же издание принизило их подвиг собственным P.S. к статье. А в P.S. говорится, что французский закон не нарушен: «Эйфелева башня не является официальным объектом Олимпийских игр. А тотального запрета на российские национальные символы в Париже не вводили». Такое сразу попадает в струю со знаменитым «держите меня семеро». Или к вывешиванию флага ОСВОД на даче того же Шамонаева.
Удивительное дело, авторы пишут: «Однако все попытки отменить нашу большую страну обречены. Мы есть, мы выступали, мы побеждали, мы радовались и грустили, мы работали для вас в Париже эти две недели».
Стоп, стоп. Это какой такой работой они занимались две недели? Шили для меня и для Парижа флаг? Что-то не особо они радовали информацией об имевшем место море событий на этом крупнейшем спортивном мероприятии.
А дальше. Следует ли мне считать гимном мужеству русского спортсмена следующий пассаж газеты о пловце Евгении Сомове: «Да, не вышел в финал, но делился позитивным настроем, говорил о том, как скучает по России и баньке, не боясь никаких санкций»?
Нет, вы только представьте себе: скучал по России, а в России – по баньке. И при этом ничего не боялся. Смело. Смело скучал Евгений. По-нашему, по-вятски, где семеро одного не боятся.
Так, а что дальше? Госнаграда герою? Госдумовская скамейка запасных?
И как обойти госвниманием вешателей флага? Ой, хочешь – не хочешь, но надо раскошелиться, дорогая Родина!
И, пожалуйста, придумайте что-нибудь еще дополнительно для Кузнецова и Шамонаева. За статью. Они так старались рассказать нам о Парижской Олимпиаде!
ДО НАСТУПЛЕНИЯ ОСТАЕТСЯ 1967 ДНЕЙ. ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ 2030 ГОДА НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА"