Найти тему

Князь Владимир. Путь от язычества к христианству.

Оглавление

Всем добрый вечер. В прошлых публикациях мы поговорили о первых князьях на Руси (и одной княгине). И остановились на том, как к власти пришёл князь Владимир:

Сегодня поговорим о его правлении, успехах и противоречиях.

P.S. Это не глубокий научный труд, а обзорный взгляд на персонажа. Данная публикация, как и все предыдущие, созданы из любви к истории и желания донести историю до людей.

"Повесть временных лет", текст - https://ilibrary.ru/text/4339/p.1/index.html

Князь Владимир Святославич (978 - 1015), как мы уже выяснили, родился в семье великого князя Киевского Святослава Игоревича и Малуши - «ключницы» княгини Ольги. Соответственно, был незаконнорождённым.

В детстве Владимир воспитывался под присмотром своей бабки в Киеве, также его воспитанием занимался дядя со стороны матери - воевода Добрыня. Но позже отец распорядился отправить своих сыновей в разные земли. Владимир отправился в Новгород, где потом сможет договориться с варягами, которые помогут ему в войне с братом.

-2

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

После прихода к власти князь Владимир Святославич провёл следующие преобразования:

  • Продолжил политику прошлых князей, подчиняя Киеву земли;
  • Провёл административную реформу, убрав местную знать и сделав своих сыновей наместниками в разных землях;
  • Осуществил судебную реформу, в следствии которой появился "Устав земляной" - свод норм устного обычного права, которое основывалось на древних обычаях и традициях восточных славян;
  • Провёл военную реформу. Создал на южных границах, где всегда были проблемы, оборонительные линии и перестал нанимать на службу варягов.

Тем самым Владимир устраивал жизнь внутри государства под себя. Но о главном изменении поговорим чуть позже. Перейдём к внешней политике.

-3

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Внешняя политика князя Владимира Святославича включала следующие основные направления:

  • Походы на Волжскую Булгарию. В 985 году Владимир совершил поход на Волжскую Булгарию, итогом которого стало выгодное торговое соглашение;
  • Войны с печенегами. Для борьбы с печенегами на границах были построены засечные черты, а также города-крепости, которые помогали обороняться от врагов. В 992 году произошла битва на Трубеже, в которой войско Владимира победило печенегов. Итогом битвы стало строительство города Переяславля;
  • Отношения с Византией. Владимир удачно укрепил связь с Византией благодаря принятию христианства и женитьбе на сестре императора;
  • Присоединения на Западе. Произошло удачное военное столкновение с Польшей за Червенские города, а также были организованы походы на племена ятвягов и белых хорватов;
  • Другие контакты. За время правления Владимира было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии). 

Внешняя политика Владимира была разнообразна и отвечала вопросам времени.

-4

ВОПРОСЫ РЕЛИГИИ

Начнём с того, что Владимир изначально был язычником. И никакого стремления к христианству не высказывал.

В ранние годы правления Владимир выделялся жестокостью, злопамятством и множеством пороков. У него было 5 жён и около 300 наложниц, что вполне отвечало его языческому мироощущению.

Одна из самых известных историй про будущего Владимира Крестителя связана с его женой Рогнедой - дочерью полоцкого князя Рогволода. Владимир сватался к Рогнеде, но получил отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы. 

Оскорблённый отказом, Владимир с войском пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года город был взят. По призыву своего дяди Добрыни, Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, после чего убил её отца и двух братьев. Рогнеду после этого он принудительно взял в жёны. 

Она прожила с Владимиром 10 лет, родив ему 6 детей. Несмотря на наличие у мужа других женщин и сыновей от них, считала себя единственной законной супругой в силу знатного происхождения, а своих сыновей - законными наследниками. При этом она пыталась убить Владимира во сне ножом, но он проснулся вовремя. Благодаря тому, что сын Изяслав вступился за мать, а затем бояре посоветовали пощадить Рогнеду, она осталась жива. Её и Изяслава в итоге выслали в Полоцкую землю.

-5

ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕФОРМА

В 980-м году для укрепления своей власти Владимир решил провести языческую реформу. Но идея о религии, как фактор, который может объединить людей, не привела его к поиску новой религии, поэтому он попытался создать общегосударственный языческий пантеон в 980 году.

Суть реформы: разрозненные языческие божества собрали в единый список, где главным стал Перун - бог грома и войны. Остальные боги были ему подчинены, подобно подчинению всех земель власти киевского князя. На киевском холме за пределами княжеского теремного двора установили идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.

Но реформа не достигла поставленной цели, так как у каждого племени был свой верховный бог, и люди были недовольны возвышением Перуна над другими божествами. Разочаровавшись в язычестве и не удовлетворившись результатами реформы, Владимир приказал сбросить идола громовержца в Днепр, та же судьба ждала и весь остальной пантеон. Для усиления власти нужно было что-то иное.

-6

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

Изучая провал языческой реформы, люди обращаются к легенде из "Повести временных лет". Легенда о выборе веры князем Владимиром говорит нам следующее: 

В 986 году к князю приходили разные посланники и рассказывали о своей вере. Приходили: волжские булгары, которые исповедовали "магометанство"; иудеи, которых «бог лишил земель за грехи »; представители от папы; и греческий монах, предлагавший православие.

Владимиру пришлось по душе православие, однако сразу князь не крестился, а послал "десять мужей добрых и смышлёных", чтобы они посмотрели, чья вера лучше. Посланникам больше всего понравилась христианская служба в Византии.

Насколько легенда из «Повести временных лет» точна, судить сложно, ведь она была написана позже описываемых событий. Скорее всего, это просто красивая байка, потому что причин для выбора православия было достаточно и без долгого изучения вариантов.

В любом случае, дальше описывается поход с войском на Корсунь, взятие города и требование выдать сестру императора Анну. Тут Владимиру ставят условие креститься, иначе жены не получить, на что он соглашается.

В летописи указывается, как и где крестился Владимир, но сразу же допускается оговорка, что есть разные версии.

Эта часть связана с чудесным исцелением и убеждением Владимира в силе Бога:

И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: «Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: «Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же Корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: «Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата — за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят — в Василеве, а другие и по-иному скажут.

По возвращении в Киев князь Владимир крестил свою родню, после чего стали принимать крещение и многие бояре. Затем, согласно летописи, в 988 году в водах притока Днепра произошло массовое крещение киевлян. Не пожелавшим принять крещение язычникам пришлось бежать из Киева. 

Реальные причины, по которым князь Владимир выбрал православие, следующие:

  • Необходимость объединения восточнославянских племён на новой духовной основе, так как споры о превосходстве богов приводили к постоянным конфликтам;
  • Укрепление власти киевского князя;
  • Повышение международного авторитета государства. Византия была развитым государством с экономической, культурной и политической точек зрения;
  • Укрепление политических связей с Византией.
-7

ДВОЕВЕРИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Нельзя не сказать и о последствии, которое произошло из-за такого резкого перехода от язычества к христианству. Это последствие - двоеверие.

Двоеверие на Руси - это религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований.

Как это проявлялось:

  • Отождествление у народа некоторых христианских святых с языческими божествами (Илья Пророк — Перун);
  • Языческое происхождение некоторых признанных православием особо почитаемых народом языческих праздников. Пример известный всем - Масленица;
  • Пересечение христианских и языческих праздников. Этот процесс был обоюдный: иногда христианство приспосабливалось к языческим праздникам, иногда адаптировалось язычество.

Процесс принятия христианства шёл сложно, поэтому церковь сама шла навстречу и пыталась всячески упростить процесс. Например, строительство церквей осуществлялось на тех же местах, где стояли языческие идолы, чтобы люди не меняли своих привычек и ходили тем маршрутом, к которому они привыкли.

В самом крещении Руси тоже были сложности:

  • Сопротивление язычников. На протяжении ещё двух веков после 988 года можно говорить о различных противостояниях с язычниками;
  • Организационные сложности. Священников для крещения большого количества людей было мало. Поэтому этот процесс растянулся на несколько столетий. Да и священники нужны были местные, а для этого их нужно было обучить.
  • Слабая христианизация и низкий уровень христианского просвещения у народа. Переход произошёл достаточно быстро, а народ не успел познакомиться и привыкнуть к христианству . Отсюда истории о том, что спустя век после крещения в Киеве волхвы спокойно собирали вокруг себя последователей.
Памятник князю Владимиру в Москве
Памятник князю Владимиру в Москве

ПАМЯТЬ О КНЯЗЕ

Личность князя Владимира до сих пор остаётся противоречивой. Для одних он - креститель, величайший князь, который определил развитие нашего государства на многие века вперёд. Для кого-то Владимир просто конформист, который был язычником, получал от этого удовольствие, а христианство принял из-за сугубо практичных соображений - контакты с Византией, усиление власти и женитьба.

В любом случае, Владимир оставил после себя сильное государство, с новым статусом, союзником в лице Византии, но и с проблемами, начиная с нежелания принимать христианство многими землями и заканчивая междоусобной войной, о которой мы поговорим в следующей истории. Ведь у князя Владимира Святославича было аж двенадцать сыновей. Самые известные, вошедшие в историю: Борис и Глеб (первые святые мученики), Святополк (с прозвищем "Окаянный"), Ярослав ("Мудрый"), Мстислав ("Храбрый"). От противостояния мы перейдем к истории очень важного правителя. Мы поговорим об истории Ярослава Мудрого.

Подписывайтесь на канал, всегда рад!