Многие привыкли в нынешних условиях ругать наш автопром, мол, мы ничего сами не можем сделать, а если и делаем, то из рук вон плохо. Но посмотрите на весь наш автопром и только вдумайтесь, оказавшись в очень непростых условиях и тотальных ограничениях, по объему продаж мы почти вышли на докризисный уровень. А тот же АвтоВАЗ в 2024 году даже устанавливал новые рекорды продаж.
И это несмотря на все те слова, что новые автомобили у нас стоят непосильно дорого, а кредиты стали недоступны простым людям. Несмотря на два этих очень важных фактора, люди все равно покупают и будут покупать новые автомобили. И, по всей видимости, в этом у нас никто не сомневается, иначе бы не было столько разговоров о повышении утилизационного сбора. Кстати, решение о принятии новых ставок должны рассмотреть уже на днях. Так что посмотрим, что ждет нас в будущем.
Согласен, повышение утилизационного сбора — довольно опрометчивое решение. Какие-то плюсы для рынка в этом могут быть. Хотя бы тот факт, чтобы попытаться заставить китайцев развивать у нас производство. Получится это или нет, уже довольно скоро узнаем.
Но помимо повышения утилизационного сбора, у АвтоВАЗа в нынешнем году было и еще немало довольно спорных решений и предложений. Например, в прошлом году АвтоВАЗ зачем-то выпустил Lada Vesta Sportline. Получилось так, что это вообще не спортивная версия «Весты» с технической части. Внешне, да, она полностью соответствует, но не технически.
Под капотом мотор 1,6 на 118 сил от Lada Granta Sport, довольно скудное оснащение, 5-ступенчатая коробка передач, а цена неадекватная. За такой автомобиль АвтоВАЗ просит 2,3-2,5 млн рублей, а дилеры еще умудряются и наценки на неё свои делать. Поэтому такой автомобиль — самый настоящий неликвид, который месяцами стоит у дилеров Lada и автомобиль никто не покупает. Склады дилеров с этим автомобилем забиты.
У дилеров на складах довольно немало подобных автомобилей, которые стоят вместе с обычными «Вестами». А ведь уже скоро выйдет настоящая спортивная версия с мотором 1,8 на 122 силы и такая версия будет оснащаться уже 6-ступенчатой механической коробкой передач и вариатором. И на кой подобному «спортивному» автомобилю нужен вариатор, на котором динамичная езда просто противопоказана?
Решение, конечно, довольно спорное, а особенно об этом становится понятно, когда представляешь, сколько будет стоить подобный автомобиль. Если Vesta Sportline стоит 2,4 млн рублей, то настоящая спортивная «Веста» будет стоить под все 3 миллиона? Спасибо, за 3 миллиона рублей можно купить хоть и китайский, но седан или кроссовер с роботизированной коробкой передач и с более мощным турбированным мотором. И такие автомобили будут более подходить под определение «спортивные».
Но еще одно довольно спорное решение от АвтоВАЗа — начать выпускать китайские автомобили под своей маркой. Точнее, под своей маркой выпускать эти самые китайские кроссоверы у АвтоВАЗа не получилось. Изначально китайский кроссовер FAW Bestune T77 должен был продаваться у нас, как Lada X-Cross 5. И такие кроссоверы даже начали собирать.
Но дело далеко не пошло, собрали около 200 автомобилей, и конвейер встал по причине того, что у АвтоВАЗа были свои претензии к китайцам, а именно к качеству автомобилей. А у китайцев были свои претензии к АвтоВАЗу — нежелание давать им углубляться в локализацию автомобилей. Также при пришло к тому, что выпускать иностранные автомобили под своей маркой АвтоВАЗу не дали, так как ситуация в мире не позволяет этого делать китайцам.
А вот уже второй заход, но с маркой Chery, оказался куда более удачным. Специально для выпуска их кроссовера Chery Tiggo 7 Pro нашими руками, АвтоВАЗ зарегистрировал новую марку XCITE, точнее, данная марка досталась АвтоВАЗу вместе с заводом Nissan, на котором и организовали локальную крупноузловую сборку китайских автомобилей.
И сегодня кроссовер XCITE X-Cross 7 свободно можно купить в любом дилерском центре Lada. Но покупают ли его люди?
Да, покупают, но настолько плохо, что АвтоВАЗ точно до конца года не сможет выполнить свой план. Всего на данный момент было собрано около 10 тысяч кроссоверов. Всего же завод хочет в нынешнем году выпустить сразу 22 тысячи автомобилей, а на следующий год планы еще более амбициозные — выпустить около 40 тысяч кроссоверов под маркой XCITE.
Но что-то подсказывает, что собранные автомобили в 2024 году АвтоВАЗу придётся еще полгода продавать в следующем. Всего же с середины мая, а именно тогда стартовали продажи данного кроссовера, дилерам Lada удалось продать всего около 1 тысячи автомобилей. В мае и июне суммарно было продано 550 автомобилей, а в июле было продано примерно такое же количество. И такие низкие продажи приводят к тому, что склады дилеров с данным автомобилем, также забиты, как и со «спортивной Вестой».
Сами дилеры Lada, где и продается этот автомобиль, отмечают, что со старта продаж удалось реализовать по 2-4 кроссовера. И решение АвтоВАЗа о выпуске подобных автомобилей им вышло боком. Автомобили просто стоят и собирают на себя пыль. В некоторых дилерских центрах не было продано ни одного автомобиля. Всего же в нашей стране более 3 тысяч официальных дилерских центров Lada. И все это говорит о том, что интереса к автомобилю нет никакого.
И чем дальше — тем хуже. Продажи новинки просто встали и никак не увеличиваются. И такими темпами АвтоВАЗу светит судьба другого нашего завода, который также выпускает сегодня сразу несколько китайских автомобилей под своей маркой — завод «Москвич». Что у одного завода, что у другого, намечаются не самые лучшие времена. У «Москвича» продажи довольно сильно упали и завод скорее всего, снова не выполнит план продаж на 2024 год.
И к московскому заводу решил подключиться и тольяттинский автомобильный гигант, только в лице завода в Санкт-Петербурге. Если АвтоВАЗ планирует продать хотя бы 10 тысяч автомобилей до конца года, то дилерам надо продавать по 2 тысячи кроссоверов в месяц. И как мы видим, вряд ли подобный исход вообще возможен. Дилерам бы выйти на показатель 1 тысяча автомобилей в месяц.
И вы думаете, что АвтоВАЗ это остановит? Конечно же нет, так как завод планирует еще и расширять модельную линейку. До конца года в рядах автомобилей XCITE должен появиться еще один кроссовер. По неподтвержденной информации, это будет Chery Tiggo 8 Pro, но в версии для рынка Китая, а не для нашего. Отличаются они только немного другой формой бамперов. Но зато в таком случае у АвтоВАЗа будет первый настоящий полноприводный кроссовер, который завод все никак не выпустит.
На самом деле подобные затеи с выпуском китайских автомобилей под своей маркой, довольно сомнительны. Ну уже понятно, что не хотят у нас люди покупать подобные автомобили. Единственное, что могло бы сподвигнуть людей на покупку — стоимость. Но в случае с XCITE X-Cross 7, даже скидки от завода никак не могут сдвинуть продажи с одной и той же точки.
Кроссовер продается всего в двух комплектациях, и стоят они от 2,5 до 2,64 млн рублей. А с учетом всех возможных скидок, дилеры отдают этот автомобиль от 2,2 до 2,34 миллионов рублей. Понятное дело, что приобрести автомобиль по такой цене можно только при соблюдении условий — кредит и трейд-ин. Но брать кредит на пару лет под 20 и более процентов годовых, почти никто не хочет. Если люди сегодня и берут кредиты на автомобиль, то с целью закрыть его в самое ближайшее время.
Поэтому даже скидки от самого АвтоВАЗа пока не могут подстегнуть продажи. А если еще в ближайшее время утилизационный сбор вырастет, то на новой марке АвтоВАЗа можно ставить большой и жирный крест.
Также у АвтоВАЗа сегодня есть проблемы с продажами Lada Vesta. Особенно ярко проблема выражена с продажей более дорогих комплектаций. Автомобили и правда стоят необоснованно дорого, а люди за эти деньги предпочитают покупать китайские автомобили.
Большое спасибо за внимание.