«Все апостолы скрышася страха ради иудейского», – гласит одна из богословских книг, рассказывая библейскую историю.
Только Иоанн из всех апостолов присутствовал во время распятия Христа, исхода Его Духа и снятия Его с креста.
Уже после того, как истекли пятница и суббота, к гробу Господню пришло больше людей. Все четверо евангелистов среди них неизменно называют Марию Магдалину. Кроме того, упоминают:
- Матфей – «другую Марию» (Святую Саломию) (Мф. 28:1);
- Лука – Иоанну («жену Хузы, домоправителя Иродова»; Марию – мать апостола Иакова); «некоторых других», не уточняя, кто именно это был, но, скорее всего, не апостолы – иначе евангелист назвал бы их поименно (Лк. 8:3; 24:1);
- Марк – Марию (мать апостола Иакова); Саломию (мать апостолов Иакова и Иоанна, дочь Иосифа Обручника от его первого брака) (Мк. 16:1).
Кроме того:
- на иконах практические всегда изображают в этой сцене Деву Марию;
- Священное Предание указывает, помимо вышеназванных, Марию Клеопову; Сусанну; Марию и Марфу – сестер Иисусова друга и ученика Лазаря, воскрешенного Им.
Как видим, ни в день трагичного распятия ко Кресту Христову, ни через сутки к Его гробу не пришли 10 апостолов. То есть из 12 ближайших учеников мы вычтем двоих:
- Иоанна Богослова, находившегося рядом во время казни (но, скорее всего, не приходившего вместе с женами-мироносицами ко гробу, когда они увидели Ангела);
- Иуду, которого мы по понятным причинам из числа 12 апостолов к тому времени исключаем.
Выходит, что на распятие не пришли 10 ближайших последователей Мессии, даже Петр, про которого Он сказал: «...на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18).
Все евангелия, разнясь лишь в нюансах, едины в общей канве:
- последнее упоминание личного присутствия апостолов подле Учителя касается Его ареста.
В частности, Петр начал биться со стражником и отсек ему ухо. Однако после этого апостол, как и предвещал Иисус, трижды от Него отрекся. Да, он сразу же раскаялся и стал горько плакать и об аресте Христа, и о своем предательстве. Однако на Его казни он не присутствовал;
- впервые после этого все евангелисты упоминают возвращение в сюжет апостолов лишь после того, как жены-мироносицы, искавшие Иисусово тело, пришли к Петру и Иоанну, посетовав: «…не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2).
Итак, первым в историю вернулся Петр – после того, как он убежал в слезах в ночь ареста Иисуса. Услышав об исчезновении тела Христова, апостол вернулся. А может быть, он пришел и ранее, просто об этом не сказано напрямую в Новом Завете.
Своими же глазами увидел распятие лишь один Его ученик – Иоанн. Он все это время был близко, переживал и страдал, но помогал духовно еще более страдавшей Богородице. Именно этому любимому ученику Христос, находясь на кресте, завещал заботиться о Своей Матери.
И апостол достойно выполнил Его просьбу. Все годы, что еще остались отмерены Пресвятой Деве в этом мире, Иоанн Богослов неотлучно находился при Ней, сопровождая Ее во всех подвигах и странствиях во имя веры.
Итак, где же были остальные ученики Христовы во время Его распятия?
Исследователи пишут, что апостолы, скорее всего, испугались стражников, законников. Побоялись, что их вслед за Учителем арестуют и, может быть, казнят.
Подобное отношение, видимо, можно распространить на остальных последователей Христа, которые были по сути Его учениками, но не апостолами.
Однако не стоит принимать этот факт за малодушие. Каждый глубоко переживал и терзался.
Факт их отступничества в день поимки Христа и в день Его казни не привел ни к чьему предательству. Просто любой из них был настолько объят ужасом, что не смог сопровождать Иисуса на Голгофу.
Впрочем, мы ведь не знаем доподлинно: вдруг кто-то из апостолов тайно следовал за Учителем, просто евангелисты это не зафиксировали?
А может, такое упоминание просто исчезло со страниц Книги Книг за много веков ее переписки, перепечатки, переводов и проч.?
Кроме того, добавьте такой важный момент. Многие люди того времени воспринимали слова Христа о Его Царствии буквально – считали, что Он будет властвовать в их время в их реальности. Иисус же говорил о Царствии Небесном. Поэтому апостолы в душе смутились, когда Учителя арестовали.
При этом Сам Он не оказывал сопротивления воинам во время ареста. А когда Петр стал драться со стражником, Иисус даже сказал ему остановиться. Это в том числе могло кому-то дать ложную мысль о том, что Христос не сопротивляется, поскольку якобы считает Себя проигравшим.
Но, конечно же, все апостолы и остальные ученики Мессии быстро поняли, что они неправы. Каждый искренне раскаялся.
При этом все они были людьми хорошими, постигшими учение Христа. А Сын Божий в ситуации с распятым рядом с Ним благоразумным разбойником показал, что даже в самое последнее мгновение любой человек имеет шанс спастись, если по-настоящему раскается («...стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9)).
Как бы то ни было, отступничество учеников в день казни Христа было минутной слабостью («…все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» (Мф. 26:31)), а не глубоким предательством, как у Иуды.
Скорее всего, все 10 апостолов с самого момента ареста провели время в молитвах и искреннем покаянии.
Да и апостолы в пятницу не разбежались далеко. Ни один из них не пропал потом бесследно, но каждый вернулся. Очевидно, в день казни и следующую за ним субботу все 10 из них находились в Иерусалиме либо близ него.
Преследовать их никто не стал. То ли властям было достаточно одной казни, то ли Понтий Пилат решил смыть тяжесть греха казни Невинного хотя бы оставлением на свободе Его учеников.
После Воскрешения Христос простил всех учеников. И на апостолов и многих других Его последователей снизошла благодать, позволившая им разойтись по свету, чтобы распространять учение Христово, проповедовать, призывать к покаянию, а также исцелять и воскрешать.
Петр же стал не только распространителем веры, но и основателем новой Церкви. Это именно ему Сын Божий еще при Своей земной жизни сказал: «И дам тебе ключи от Царства Небесного; и чтó свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и чтó разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).
Не остается сомнений, что так и было.
Ну, а до этого Петр много раз доказал свою веру и любовь ко Христу, распространяя Его учение в разных странах и в конце пути приняв мученическую смерть. При этом он попросил казнивших повесить его вниз головой, считая себя недостойным быть распятым по образу своего Господа. И тут можно, помимо много прочего, увидеть также его раскаяние о своем страхе в момент ареста Христа.
Заметим, что Петр и другие апостолы погибли в мучениях. Кроме одного: Иоанна Богослова.
Ученики Христа исполнили свою миссию: проповедовали, совершали чудеса, исцеляли, воскрешали. Все апостолы погибли мученической смертью. Исключение составил лишь Иоанн. Он прожил 90 или 100 (по разным подсчетам) лет и ушел из жизни только в глубокой старости, когда уже просто вышел его срок.
Почему именно Иоанна ожидала такая судьба? Ответ прост и сложен одновременно, его надо пропустить через сердце и принять всей душой: «…если Я хочу, чтобы он пребыл, пока прииду, чтó тебе до того?» (Ин. 21:23).
П. с. В продолжение темы читайте посты «Было ли "трясение земли" в момент распятия Христа», плюс «Почему простили Петра, хотя он 3 раза отказался от Иисуса, и Фому, не поверившего в воскрешение Христа, а Иуду не простили?» еще «Единственный из всех апостолов Христа, кто умер своей смертью», а также «Как жил Лазарь после его воскрешения Христом».
#религия #христианство #православие #вера #история #наука