Найти в Дзене
Страницы истории

Князь Александр Барятинский – он пленил не только легендарного Шамиля, но и дочь императора Николая I

Александр Барятинский был из древнего, знатного и очень богатого княжеского рода. Но этого было недостаточно, чтобы стать зятем императора, несмотря на то, что Мария Николаевна, дочь Николая I, была в него влюблена. В историю Александр Барятинский вошел как фельдмаршал, пленивший легендарного Шамиля.

Портрет генерал-фельдмаршала князя Александра Ивановича Барятинского. Худ. С.Ф. Александровский
Портрет генерал-фельдмаршала князя Александра Ивановича Барятинского. Худ. С.Ф. Александровский

Богатейший наследник

Александр Барятинский был из черниговский князей и Рюриковичем в 20-м колене. Он родился 2 (14) мая 1815 года. Его отец, князь Иван Иванович Барятинский, был военным дипломатом и одним из самых состоятельных людей в России. Он был владельцем множества имений, количество его крепостных исчислялось 35 тысячами. В своем Льговском имении в Курской губернии, где родились семеро его детей, Иван Иванович построил настоящий дворец, который включал 180 комнат, имеющих богатую отделку. Мать Александра была баварская графиня Мария Келлер.

Усадьба Барятинских Марьино
Усадьба Барятинских Марьино

Князь Иван Иванович Барятинский не хотел растить из Александра военного или придворного, он мечтал сделать из своего старшего сына и наследника финансиста и агронома, чтобы тот умело управлял своими многочисленными имениями. Для Саши наняли лучших английских педагогов, отец сам с восьми лет учил его пахать землю, для этого для мальчика был приобретен небольшой плуг.

Но, когда мальчику исполнилось 10 лет, умер его отец, и мать, оставшаяся с семью детьми, отдала Александра и его брата в московский пансион, собираясь по его окончании определить того в университет. Но сам юноша в 16 лет решил стать военным. Мать пыталась воспротивиться, но Александра поддержала императрица Александра Федоровна, и юноша был зачислен в Кавалергардский полк. В 1831 году он поступил в санкт-петербургскую школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков. В этом же заведении учился юнкер лейб-гвардейского полка Михаил Лермонтов, и молодые люди стали друзьями.

Юнкер Барятинский, поступив в престижное учебное заведение, с головой окунулся не в учебу, а в шумную и развеселую жизнь столичной золотой молодежи. Юноша был очень привлекателен: высокий и статный, голубоглазый блондин с вьющимися кудрями – князь очень быстро стал любимцем женщин, к которым он и сам был неравнодушен. Он был участником всех кутежей, и о его похождениях ходило много слухов. Количество записей о взысканиях в дисциплинарной полковой книге множились, оценки становились все хуже. Обучение длилось два года, и хотя Барятинский закончил школу, но бал его был невысок, поэтому попасть в Кавалергардский полк, куда он так хотел, не смог. Он был зачислен в Гатчинский лейб-кирасирский полк.

Александр Иванович Барятинский, 1838 год. Худ. М.М. Диффингер
Александр Иванович Барятинский, 1838 год. Худ. М.М. Диффингер

Оказавшись среди бравых гвардейских офицеров, молодой князь Барятинский с еще большим увлечением продолжил вести бурную жизнь, и вскоре среди Петербургского высшего света поползли слухи не просто о любовных похождениях корнета Барятинского, а о его романе не с кем-то, а с дочерью императора Николая I – Марией Николаевной!

Роман с дочкой императора

Мария была старшей дочерью императора Николая I. Несмотря на своенравный характер, она была его любимицей. Ей уже исполнилось 16 лет, самый влюбчивый возраст, и она влюбилась – в молодого белокурого корнета, настоящего красавца и такого бравого офицера, который был старше ее на 4 года. Ее влюбленность была столь серьезной, что она даже собралась выйти за него замуж.

Александр Барятинский и Мария Николаевна
Александр Барятинский и Мария Николаевна

Императора такой брак дочери не устраивал – как ни был знатен и богат Барятинский, он не был королевских кровей, а потому недостоин стать мужем дочери императора. Уговаривать упрямую великую княжну было бесполезно, и император решил удалить князя Барятинского из Петербурга. И как можно дальше.

Личным распоряжением императора князь Александр Барятинский был отправлен на Кавказ. Так щеголь, повеса и дамский любимец из светских салонов оказался в действующей армии. А Марии нашли подходящего мужа – о ее судьбе в ссылке в конце статьи.

Герой Кавказа

Весной 1835 года 20-летний Александр Барятинский прибыл на Кавказ, он был зачислен в Кабардинский егерский полк. И тут князь со всей своей молодой удалью показал себя не только бесшабашным кутилой, но и храбрым воином в боях с горцами. Его храбрость, стойкость, выносливость удивляли даже повидавших разное бывалых бойцов.

Осенью того же года он был серьезно ранен в бок, врач так и не смог извлечь пулю, и она осталась на всю жизнь в его теле. Двое суток раненый храбрец был на грани жизни и смерти, но молодой и крепкий организм, наконец, смог побороть лихорадку, и Барятинский пошел на поправку. Для излечения ему было разрешено вернуться в Петербург.

С Кавказа Александр Барятинский вернулся в чине поручика и был награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». В столице князь, герой боев и красавец, быстро опять стал очень популярным. И завидным женихом. Но князь не собирался связывать себя брачными узами. Может, рассчитывал опять вернуть благосклонность Марии Николаевны, ведь она еще не была просватана?

В свите наследника престола

В 1836 году, когда Барятинский окончательно поправился, император назначил храброго молодого офицера состоять в свите наследника, цесаревича Александра. Вместе с наследником он много путешествовал по Европе. Молодые люди очень подружились.

В то же время Барятинский подружился и с Жоржем Дантесом. После роковой дуэли с Пушкиным, когда все оплакивали великого поэта, князь Барятинский писал утешительные письма Дантесу, который сидел на гауптвахте, стараясь его поддержать.

В 1839 году Мария Николаевна вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского, воспитанного, приятного, но очень слабохарактерного человека. Уже в 1840 году Мария родила дочь Александру. Правда, злые языки говорили, что настоящим отцом девочки является князь Александр Барятинский.

Возвращение на Кавказ

В 1845 году 30-летний Александр Барятинский и получает чин полковника и опять отправляется на Кавказ. Он принимает участие в ключевых сражениях, показывает себя храбрым офицером, получает ранения, награды и чины.

В 1856 году Барятинский назначен главнокомандующим Отдельным Кавказским корпусом, становится кавказским наместником и произведен в генералы от инфантерии. Под его руководством Кавказская война приобрела новый оборот. Русская армия стала теснить войска горцев, были проведены успешные военные операции – было взято считавшееся неприступным Аргунское ущелье, была занята резиденция Шамиля в селе Ведено, и в 1859 году, после боев при селе Гуниб, был пленен предводитель горцев, до сих пор неуловимый Шамиль.

Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским 25 августа 1859 года. Худ. Т. Горшельт
Пленный Шамиль перед главнокомандующим князем Барятинским 25 августа 1859 года. Худ. Т. Горшельт

За заслуги Александр Барятинский награжден орденами Святого Георгия 2-й степени и Святого Андрея Первозванного.

Хитрый ход холостяка

Все эти годы князь Барятинский старался как можно реже бывать в Петербурге. И не только потому, что он очень полюбил Кавказ. Он был еще и убежденным холостяком, который продолжал кружить головы и грузинским княжнам, и женам своих подчиненным. Он чувствовал себя «в своей тарелке», а императорская чета вознамерилась его женить. Ему, завидному жениху, уже и невесту подобрали соответствующую - Марию Столыпину.

Какое-то время получалось уклоняться, но в итоге, в 1850 году Николай Iрассердился и потребовал, чтобы князь, наконец, женился. Или его ждала опала. Мать умоляла сына подчиниться, но не зря Барятинский был главнокомандующим, стратегом. И он придумал хитрый ход. Он приехал в гости к своему брату Владимиру, который обзавёлся семьёй, и вручил ему подарок - запечатанный конверт. Когда брат его вскрыл, он был поражен - в конверте лежала дарственная на все земли и поместья, которые он, как старший сын, получил от отца. Себе он оставил только имение в Польше, сто тысяч рублей, а также ежегодную ренту семь тысяч рублей.

После такого поступка вопрос женитьбы сразу отпал, и хотя император выразил ему свое высочайшее неудовольствие, но на военной карьере князя Барятинского это не отразилось.

Портрет князя А. И. Барятинского на фоне Кавказских гор. Худ. Е.И. Ботман
Портрет князя А. И. Барятинского на фоне Кавказских гор. Худ. Е.И. Ботман

Женитьба и последние годы

Здоровье Барятинского ухудшалось, его мучили приступы подагры. В начале 1861 года он взял отпуск и отправился на лечение за границу. И пропал, никому не сообщая о своем местопребывании. При этом пропала и жена его адъютанта – княгиня Елизавета Дмитриевна Орбелиани, в которую Барятинский был давно влюблен.

В 1862 году он отправил императору прошение об отставке в связи с состоянием здоровья и указал преемника - великого князя Михаила Николаевича. Просьба Барятинского была удовлетворена в декабре 1862 года.

Одновременно Елизавета Дмитриевна оформила развод, и они с Барятинским поженились.

Княгиня Елизавета Дмитриевна Барятинская
Княгиня Елизавета Дмитриевна Барятинская

Супруги Барятинские поселились в имении в Варшавской губернии, где они тихо, в ладу и согласии, прожили несколько лет. Александру Ивановичу было назначено наибольшее среди военных Российской империи содержание в 40 тысяч рублей в год, так как на тот момент он был единственным российским генерал-фельдмаршалом.

Умер князь Александр Иванович Барятинский 25 февраля (9 марта) 1879 года в возрасте 63 лет, находясь на лечении в Женеве. Согласно завещания, тело его перевезли в Россию и погребли в селе Ивановском Курской губернии, в родовом склепе князей Барятинских. На похоронах присутствовал наследник престола Александр Александрович. Российская армия три дня носила траур по усопшему фельдмаршалу.

Александр Иванович оставил библиотеку с ценными книгами по истории, славяноведению, востоковедению, которая сейчас находится в фондах Государственной публичной исторической библиотеки.

О дочери императора Николая I – Марии Николаевне:

О великом князе Михаиле Николаевиче, преемнике Барятинского на Кавказе: