При настройке интеграции нескольких систем желательно, чтобы одна из них была ключевой, и централизованный обмен данными происходил через нее. Основной вариант — сделать такой системой 1С-Битрикс: Управление сайтом при интеграции с CRM-системой (Битрикс24), программой складского учета (1С), маркетплейсами, а также транспортными компаниями (через интеграцию с Apiship).
Вот базовые статусы 1С-Битрикс, и как их сопоставить со статусами других систем.
Обрабатывается (N)
Заказ получен и обрабатывается в интернет-магазине.
В CRM-системе может быть как один статус — обрабатывается, так и несколько статусов, в зависимости от процессов. Например, если менеджеры обязательно подтверждают заказ, можно создать отдельный статус для клиента, который не выходит на связь.
1С: не передается
Ozon: Ожидает сборки
Wildberries: Новый
Мегамаркет: Новый заказ
Ожидает оплаты (B)
Клиент получает счет, интернет-магазин ожидает его оплату.
В CRM-системе статус Ожидает оплаты может отправлять счета клиентам. Можно создать статус Оплачен, установку которого сопоставить с флагом оплаты.
1С: На согласовании — можно резервировать товар под выставленный счет.
Так как заказы маркетплейсов в большинстве случаев приходят оплаченными, этот статус не сопоставляется со статусами маркетплейсов.
Флаг оплаты
Флаг оплаты 1С-Битрикс устанавливается, когда оплата от клиента получена.
Следует сопоставить флаг оплаты сайта либо со специальными статусами маркетплейса, либо со статусом, когда заказ принимается в работу.
1С: проведение оплаты
Яндекс Маркет: Заказ оплачен
Выполняется (I)
Заказ передан в работу для отправки клиенту. При этом оплата и установка флага оплаты не обязательны, если оплата происходит наличными.
В CRM-системе, кроме статуса Выполняется, можно создать статусы для сопоставления с флагами Доставки, Отгрузки и Статуса доставки.
Также можно настроить автоматизацию процессов в настройках модуля Интернет-магазин, чтобы автоматически разрешать доставку при оплате заказа, разрешать отгрузку при разрешении доставки, и управлять статусом доставки при отгрузке.
1С: К выполнению
Ozon: Ожидает отгрузки
Wildberries: На сборке
Яндекс Маркет: Магазин подтвердил и подготовил заказ к отправке
Мегамаркет: Подтверждено Мерчантом
Флаг доставки
Флаг доставки 1С-Битрикс устанавливается, когда доставка заказа разрешена.
Флаг отгрузки
Флаг отгрузки соответствует проведению реализации в 1С.
Статусы доставки
Статусы доставки могут использоваться как для информирования клиента, так и для дополнительных процессов в исполнении заказа и для сопоставления со статусами работы в 1С.
Так как основных статусов 1С всего 3: На согласовании, К выполнению и Закрыт, для работы с произвольными статусами в 1С нужно создать отдельный реквизит, значения которого, при необходимости, сопоставить со статусами доставки.
Базовые статусы доставки 1С-Битрикс:
- Оформляется (DN)
- Отгружен (DF)
Доступен для самовывоза (P)
Если интернет-магазин позволяет забирать заказы самовывозом, можно использовать этот статус для уведомления пользователя.
1С: К выполнению
В работе с маркетплейсами может использоваться при использовании моделей закажи и забери.
Ожидает возврата (R)
Если с доставкой заказа возникли проблемы, или он отменился на маркетплейсе, перед отменой на стороне интернет-магазина его нужно вернуть на склад. Желательно, чтобы статус был в основной воронке без флага отмены.
1С: К выполнению
Ozon: Отменено
Wildberries: Возврат товара
Яндекс Маркет: Заказ отменен
Мегамаркет: Отмена покупателем
Apiship: Доставка отменена, Возвращается отправителю, Подготовлен возврат.
Выполнен (F)
Заказ отгружен клиенту, в транспортную компанию или маркетплейс.
В CRM-системе желательно создать дополнительный статус, который устанавливается, когда заказ полностью завершен и установлены флаг отгрузки и флаг оплаты. Дополнительное отслеживание завершения заказа, в частности, получения оплаты, может быть необходимо, если внесение наличных или оплат по наложенным платежам контролируется бухгалтером без участия менеджеров.
Маркетплейсы не всегда имеют статусы "принято на маркетплейсе". Поэтому сопоставление статуса сайта привязывается к скорейшему действию со стороны маркетплейса.
1С: Закрыт
Ozon: Доставляются
Wildberries: Доставлено клиенту
Яндекс Маркет: Заказ передан в службу доставки
Мегамаркет: Отгружено Мерчантом
Apiship: Доставлен получателю, Принят на склад в пункте отправления, В пути
Отменен (C)
Заказ отменен, когда:
- Отгрузка отменена, флаг отгрузки снят, реализация отменена, товар получен на складе.
- Оплата отменена, флаг оплаты снят, деньги возвращены клиенту.
Отмененному заказу устанавливается флаг отмены.
На стороне CRM-системы можно сделать несколько статусов отмены: отмена, возврат и тд.
Статусам отменен устанавливается флаг отмены.
Со стороны маркетплейсов желательно передавать статусы отмены в статус ожидает возврата. Сопоставлять статус Отменен можно только при условии, что заказ не поступал в статус Выполняется.
1С: К выполнению
Wildberries: Отменено
Флаг отмены
Флаг отмены 1С-Битрикс устанавливается, когда заказ отменен. Если в 1С-Битрикс несколько статусов отмены, при установке флага отмены устанавливается первый из них.
1С: помечает заказ на удаление
Яндекс Маркет: Магазин не может выполнить заказ
Мегамаркет: Отмена Мерчантом