Найти в Дзене
Карина Светлая

Ворчание бабушки-училки

Да, да, я уже бабушка. У меня двое внуков, и я могу себе позволить немного поворчать о нынешнем поколении. Пора уже, наверное. ))) Мы с семьёй любим путешествовать. Причём не только далеко и надолго, но и совершать небольшие вылазки на пару дней в пределах соседних областей. Буквально пару дней назад мы вернулись из Калуги. Поскольку один из моих сыновей с детства интересуется всем, что касается авиации, то авиакосмические музеи для нас обязательны к посещению. Сейчас он уже студент МАИ, но музеи остались прежними, только в предмет он вдаётся теперь глубже. Но эта статья не про путешествия и не просто так оказалась в моей репетиторской подборке. В Калуге находится грандиознейший музей истории космических исследований, а также маленький домик, где большую часть своей жизни жил и работал Циолковский. И там, и там нам очень повезло с экскурсоводами. Взрослые мужчины, не понаслышке знающие то, о чём рассказывают (в прошлом инженеры), с горящими глазами, с гордостью за советские достижения
Фото из Яндекс.Картинки
Фото из Яндекс.Картинки

Да, да, я уже бабушка. У меня двое внуков, и я могу себе позволить немного поворчать о нынешнем поколении. Пора уже, наверное. )))

Мы с семьёй любим путешествовать. Причём не только далеко и надолго, но и совершать небольшие вылазки на пару дней в пределах соседних областей. Буквально пару дней назад мы вернулись из Калуги. Поскольку один из моих сыновей с детства интересуется всем, что касается авиации, то авиакосмические музеи для нас обязательны к посещению. Сейчас он уже студент МАИ, но музеи остались прежними, только в предмет он вдаётся теперь глубже. Но эта статья не про путешествия и не просто так оказалась в моей репетиторской подборке.

В Калуге находится грандиознейший музей истории космических исследований, а также маленький домик, где большую часть своей жизни жил и работал Циолковский. И там, и там нам очень повезло с экскурсоводами. Взрослые мужчины, не понаслышке знающие то, о чём рассказывают (в прошлом инженеры), с горящими глазами, с гордостью за советские достижения и с верой в российские. Их рассказы о двух замечательных людях поразили меня в самое сердце, и уже на следующий день по приезде домой я с восторгом делилась своими впечатлениями с учениками, надеясь хоть немного вдохновить их на самые маленькие свершения.

В двух словах…

Циолковский.

Фото из Яндекс.Картинки
Фото из Яндекс.Картинки

В детстве переболел скарлатиной и почти полностью оглох. Поэтому его не брали ни в одно учебное заведение. То есть всё, чего он достиг, было результатом только самообразования. Книги и занятия в библиотеке – вот его университеты, позволившие ему стать великим учёным с мировым именем. А ещё смелость мечтать и фантазировать. Потому что в то время только безумец мог всерьез думать о покорении других планет. А он думал. И писал. О том, как погрязшее в пороках и войнах человечество расселится по космосу и построит новый мир, с другими идеалами и ценностями. Он говорил и о радиокосмической связи, и о скафандрах, и о том, как человеку пережить перегрузки. Он с точностью описал состояние человека в невесомости. А для длительных перелётов предлагал обустраивать на кораблях космические фермы. Циолковский работал над созданием дирижабля из тонкой стали, который бы не был пожароопасным. Он мечтал, чтобы с помощью воздушных перевозок объединить весь мир и сделать доступными самые дальние его уголки. В его работах было столько всего, чем мы пользуемся сейчас, что я невольно думаю, может, и впрямь, через века мы образуем новые цивилизации. Прозорливость, ум, упорство…

Гагарин…

Фото из Яндекс.Картинки
Фото из Яндекс.Картинки

Погиб в 34 года. За это время он окончил 8(!!!) учебных заведений. Начиная с начальной школы и заканчивая инженерной авиационной школой. Шаг за шагом, двигаясь к своей мечте о небе, Гагарин поступил после школы всего лишь в люберецкое училище, где приобрёл профессию… литейщика. И лишь потом последовали всевозможные курсы лётчиков, отряд космонавтов и т.д. Просто мальчик из глубинки. Без связей, без протекций. Только воля, желание, вера в себя и, опять же, смелость мечтать.

Да хоть бы взять мою бабушку. Первая часть о ней здесь:

Не в одном ряду с Циолковским и Гагариным, конечно, но всё та же целеустремлённость и какая-то бычья упёртость идти наперекор всему. После раскулачивания они остались безо всего: без дома, без денег, без родины. Бабушка всё сделала для того, чтобы вырваться из нищеты, закончить ВУЗ, чтобы себе и своей семье обеспечить достойную жизнь.

Слушая вдохновенные рассказы замечательных экскурсоводов, я никак не могла отделаться от мыслей о моих учениках. В последний год их у меня было одиннадцать. Лишь одна девочка читает книги. Твердо решила стать врачом и уверенно шагает к своей цели. Остальные же… Одна грусть… Что случилось с нынешними детьми? Куда пропала у них эта смелость? И почему? И ведь не скажешь, что они глупые. У них вполне живые глазки, и схватывают они быстро… когда хотят… Только хотят они, к сожалению, очень редко. Спрашиваю: о чём ты мечтаешь? Чего хочешь достигнуть? Одни пожимают плечами: не знаю, посмотрим, родители хотят, чтобы я училась – я учусь. Другие: мне всё равно, главное, чтобы денег много было, миллионером хочу стать. Третьи вообще молчат – чего тебе, тётка, надо? Втирай, давай, про свои логарифмы и отстань с дурацкими вопросами.

Есть у меня ученик, из «просветлённых». Он сидит перед монитором с голым торсом (лето, жарко), с православным крестом на цепочке и искренне считает, что ему поможет Кришна. Так и ответил на мои мотивационные рассказы: «У меня другая мотивация. Это, земное, мне как об стенку горох». Многое у меня крутилось на языке для ответа, но это повод для другой статьи.

Также никак не могу забыть дочку наших друзей. Буквально два года назад она с упоением рассказывала, что хочет развиваться в сфере биоинженерии, совершить революцию в науке, выращивать искусственные органы, помогать людям. Глаза горели, я ясно это видела. А по факту? «Мы сходили на день открытых дверей, и я поняла, что в науку вкладывают очень мало денег. Зарплаты маленькие у учёных». Я как это услышала, такое разочарование почувствовала, хотя, казалось бы, чужой ребёнок, какое мне дело?

Так что же? Где они, нынешние Циолковские и Гагарины? Нашим детям слишком много дано с самого начала? Не остаётся места для борьбы? А, может, мы, родители, чересчур давим на них своими советами, всегда зная, как для них лучше? Зачем им мечтать? Или я идеалистка, и всё осталось в прошлом? Мечты, свершения, фанатичная преданность идее? Я всё-таки тешу себя надеждой, что такие есть, просто они не мой контингент. Ко мне такие не приходят. Я им не нужна. Они живут на другом берегу реки. Не там, где мои «будущие миллионеры». А вы как думаете?