Испытатель ракет "воздух-воздух" Александр Павлович Кожатиков рассказывает о срочной командировке трех советских авиационных специалистов во Вьетнам осенью 1966 года. Рассказ составлен на основе моих интервью с ветераном.
Ноябрь 1966г. “Привезли нас в гостиницу на окраине Ханоя. Утром просыпаемся, выходим. на улицу. Что такое. Все мраморные сидения в парке мокрые. Дождик прошёл? - Нет, это, оказывается, здесь такая большая влажность. Позавтракали. Встретились с послом Щербаковым. Он говорит: "Мы уже знаем, что вы прилетите. Надо выяснить, почему такая низкая боевая эффективность у истребителя МиГ-21. Я сейчас доложу командующему ВВС и ПВО СРВ (он в одном лице) о том, что вы прибыли. Назначим встречу."
Продолжение. Ранее см. Американская война во Вьетнаме. Как советские советники научили вьетнамских летчиков сбивать F-4 Fantom. 1966. Ч.1
Позвонил. Командующий предложил на 14.00 часов устроить приём. Встретил он неплохо. Рассказал, что ракеты ПВО С-75 с нашими расчетами хорошо работают. Часа три-четыре посидели с главкомом. Надо ехать на аэродром Нойбай разбираться с МиГ-21. Я ещё главкому сказал: "Мы с удовольствием поможем, если нам открыто, откровенно вьетнамцы будут докладывать свои результаты." - "Вы не беспокойтесь, всё будет вам обеспечено." Человека три-четыре наших советских граждан из Липецкого центра работали специалистами на Нойбае, а в небе поднимались только вьетнамцы. Но мы прожили ещё три-четыре дня в Ханое, знакомились с городом. В цирк, в театр водили нас. Прикрепили переводчика. Много велосипедистов вокруг, это было непривычно.
Познакомились с командиром полка (921-ого) МИГ-21 в Нойбае. Он сказал: "Если будут какие-то трудности, приходите прямо ко мне." Три эскадрильи в полку. (Самолеты МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В – О.Д.) В первой эскадрилье летчики были постарше - возрастом под 40 лет, они готовились в Китае. Вторая и третья эскадрильи учились лётном в Краснодарском авиационном училище. По-русски эти ребята говорили отлично, никакой переводчик не требовался. А первая эскадрилья вела себя как-то отчуждённо, представилась так, что они без переводчика вроде ничего и не понимают.
Стали встречаться с лётчиками. У них был такой распорядок. Одна эскадрилья пребывает в состоянии готовности №1 - лётчик сидит в кабине, ждет сигнала запустить мотор и лететь. Вторая эскадрилья находится в состоянии готовности №2. Сидят рядом с самолетами, разговаривают, чай пьют. Третья эскадрилья - в состоянии отдыха, спит. Ночью тоже необходимо дежурить. У американцев одновременно 150-170 самолетов иногда поднималось в воздух - бомбить склады, аэродромы, мосты, на борьбу с РЛС.
Стали набирать статистику боевого применения ракет К-13. За 2 месяца -(сентябрь-октябрь-начало ноября– О.Д.) 1966 года ни одного случая траекторного срабатывания (преждевременного) ракеты не было зафиксировано. Наше первоначальное предположение неудач с боевым запусками ракет не оправдалось. А почему же получалась низкая эффективность у наших истребителей? Оказывается, американцы устраивали помехи на радиолокационных прицелах. В результате РЛС на борту МиГ-21 бездействовала. Информация по дальности пуска отсутствовала. Лампочка зеленым цветом, что означало "Пуск разрешен", не загоралась, счётно-решающее устройство не срабатывало. Однако информация от головки ракеты всё равно на ухо лётчику передавалась. Если тепловая головка захватывала цель (самолет врага), то об этом давался сигнал шипением на ухо. Только вот тепловой энергии хватало для захвата головкой сигнала на большем расстоянии, чем летела наша ракета.
В боевой обстановке вьетнамские лётчики предпочитали пускать сразу обе ракеты. То есть делали залп, а не делали одиночные делали выстрелы, как мы рекомендовали. Мы писали в инструкции нашим лётчикам, что если первая ракета не поразила цель, то пускать вторую ракету. А лётчики Вьетнама это правило не соблюдали. Чтобы наверняка ударить, пускали сразу 2 ракеты. А не имея расчетной информации по дальности до цели, они запускали ракеты раньше времени. После 21-ой секунды на ракете включается режим самоликвидации (на высоте до 5 км). С 22 по 25 секунду ракета должна была взорваться сама. Лётчики нам так и рассказали, что ракеты самоликвидируются, не долетая до цели. Всё ясно. Я говорю им. Определите глазомером - своими глазами - два -два с половиной километра до цели и тогда пускайте ракету. И пускайте по одной ракете. Если ошиблись с дальностью, то пускайте вторую. В боевой обстановке вьетнамцы заходили, конечно, с хвоста противника. В этом заключался эффект внезапности. Первый же летчик, получив мои указания, сбил сразу 2 самолета противника F-4 Phantom. Ему присвоили звание Героя Вьетнама. Наша задача была решена. Меня наградили орденом Вьетнама.”
Возможно, рассказчик здесь ошибается относительно результативности одного летчика. По логике его повествования эпизод с двумя подтвержденными сбитыми Phantom относится ко 2 декабря 1966г. Аэродром в Нойбае привлек внимание американцев и на его бомбежку были посланы F-4s Phantom и истребители-бомбардировщики F-105S Thunderchief. В небо поднялось три пары МиГ-21 921 истребительного полка. Ведущий первой пары выпустил ракеты К-13 по Фантому с дистанции 1200-1500 метров и сбил его. Ведомый МиГ-21 был далеко от цели, и ведущий выпустил вторую ракету по F-4s c дистанции 4 км. Ведущий второй пары ракетой подбил второй Фантом. Американцы повернули назад, и третья пара МиГов их не могла уже догнать. Летчики Burns (1929-1996), Berger (1938-2016), Flesher (1932-?) попали в плен. Судьба стрелка Bruce Ducat (1941-1966) долго была неизвестна, пока в 1977г. его оста..ки вдруг не возвратили в США. По свидетельству вдовы летчика Бернса (т.е. ранее её мужа), Брюса застрелили вьетнамцы сразу после посадки с парашютом из-за его высокого роста. Они испугались, что он может оказать успешное сопротивление маленьким вьетнамцам.
Летчик Джеймс Бергер рассказал следующее: “2 декабря 1966г. мы (летчики Флешер и Бергер) были третьими в боевом вылете четверки F4 на базу Мигов 21 к северу от Thudridge. Мы повернули далеко вправо от остальных при том, что МиГи 21 заходили на нас справа, зенитки с земли обстреливали слева. Высота была 14000 футов (4,267 км), скорость 913 махов (340 км/ч). В 100 футах левее происходили разрывы зенитных снарядов. Мы немедленно ушли вверх на 500 футов (150 м). Здесь самолет был поражен в его центр (тяжести). Оба летчика катапультировались и были взяты в плен.”
Американцы записали потери двух Фантомов за счет зенитного огня. Кто из вьетнамских лётчиков добился успеха в том бою, остается неизвестным. Из 4 летчиков МиГ-21, ставшими первыми официально героями Вьетнама в 1969, трое: Нгуен Хонг Нхи, Фам Тхан Нган и Маи Ван Куонг летали уже в 1966г. По идее могли отличиться Нгуен Хонг Нхи и Фам Тхан Нган.
5 декабря 1966 МиГами-21 был сбит один F-105D и один F-4 или F-105D, 8 декабря 2 F-105D, 14 декабря 3 F-105D. В книге С.В. Иванова “Боевое применение МиГ-21 во Вьетнаме” сказано так “Декабрьские схватки заставили вьетнамских летчиков поверить в эффективность ракет К-13. Однако успеха удавалось добиться только в случае внезапной атаки. Летчики старались выходить на цель визуально, включая бортовую РЛС в крайнем случае и на короткое время. В большинстве случаев ракеты пускались в диапазоне дальностей 1200–2500 м, русские советники считали оптимальной дистанцию пуска в 1500 м.”
Кожатиков: “Командованию я доложил, что из-за помех радиолокационные прицелы не работали, а потому лётчики неправильно запускали ракеты. Рекомендовал доработать станции РЛС для помехозащищённости, увеличить число ракет с 2 до 4 и установить пушки на самолет. Когда я главкому докладывал, он сказал: "Мы шифровку получили. Дали указания." На моем докладе у главкома ВВС его зам. генерал-югослав активно интересовался в каком диапазоне РЛС (ЦД-30 на самолетах во Вьетнаме) актуальна помехозащищенность. Мы точно этого не знали, послали во Вьетнам специальную аппаратуру для измерения. Когда закончился доклад, главком Вершинин сказал мне: "Вас ожидает Микоян с докладом. Они уже приступили к созданию такого самолета." Микоян мне сказал: "Мы уже получили ваши рекомендации, приступили к разработкам. Я помню ваше выступление о недостаточности установки 2 ракет. Я не мог тогда размещать 4 ракет в силу малости запаса топлива, мощности двигателя (взлетная масса до 7 тонн). Теперь двигатели обеспечат взлетную массу до 11 тонн, поставим 4 ракеты, пушку, новую станцию РЛС."
(Очерк включен в подборку Авиация. Космос блога Друг Истории)
Скорее всего, Микоян подразумевал модификацию МиГ-21С с подвесной пушкой, на которую устанавливался более мощный двигатель Р13-300 вместо ТРДФ Р11Ф2С-300. Во Вьетнам – МиГ 21С не поставлялись. Вьетнамцам поставлялись далее МиГ-21ПФМ (после 1969 МиГ-21 МФ), с 4 управляемыми ракеты РС-2-УС (К-5М) или Х-66. МиГ-21ПФМ не имели встроенной пушки, но пушечный контейнер ГП-9 можно было подвесить на подфюзеляжном пилоне взамен топливного бака, в этом случае сильно снижалась продолжительность полета.
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №285, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм автора