Известно, что в небе Вьетнама с американскими самолетами сражались советские истребители МиГ-17 и МиГ-21. И уже давно не секрет, что Вьетнам одержал победу над империалистами США в этой войне благодаря советской помощи. Советская боевая техника - зенитно-ракетных комплексы, зенитные орудия, боевых и транспортные самолеты, вертолеты, танки - рекой лилась во Вьетнам. Работали в Индокитае успешно и советские военные специалисты. Например, американские истребители F-4 Phantom сбили с 1966г. по 1972г. 54 советских МиГ-21, а МиГ-21 свалили в те же года 103 F-4. Правда, это советская, а не американская статистика, но задача её была не информировать население, а проверять эффективность в т.ч. новых вооружений. Ведь вьетнамская война была продолжением холодной.
За штурвалом наших истребителей сидели исключительно вьетнамские летчики, обучавшиеся в СССР и КНР. А помогали осваивать самолеты наши советники. В книге С.В. Иванова “Боевое применение МиГ-21 во Вьетнаме” упоминается, что на месте вьетнамских летчиков инструктировали некие советские советники и даётся некое понимание над какими проблемами они могли там работать. Автор книги, очевидно, неплохо информирован об этой деятельности, но, думаю, не все подробности знает и он. В подмосковном наукограде Королеве мне посчастливилось общаться с одним из советских советников - Александром Павловичем Кожатиковым (1926-2020). Александр Павлович рассказывал много мне о своей жизни. Ветеран очень хотел, чтобы я рассказал о его вьетнамской награде. И эту тему я выделяю в отдельный очерк о работе высококлассного испытателя ракет, моего земляка.
В 1956г. Кожатиков закончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и поступил на работу специалистом по испытаниям ракет “воздух-воздух” в институт Финогенова - Государственный научно-испытательный институт ВВС. Испытания проходили в Астраханской области, здесь (ст.Владимировка) жили специалисты с семьями. Как ракетчик-испытатель, Александр Павлович был задействован и на проект первой советской управляемой (самонаводящейся) ракеты малой дальности К-13. Их устанавливали на истребители-перехватчики МиГ-21. Тема эта была большая и перейдем к его рассказу.
А.П. Кожатиков: “В связи с большой точностью ракет “воздух-воздух” от пушечного вооружения на МиГ-21 отказались. И военные согласились с этим нашим предложением (института Финогенова), промышленность также согласилась на это новшество. И пушки больше не стали ставить на МиГ-21 (на модификации ПФ/ПФС), а вместо них подвесили 2 ракеты. Ракету Р-3С (К-13) определили к серийному производству в Чехословакии и на 2 заводах в СССР в Москве и на киевском заводе. Чехов не допустили на полигон Тургай на ежегодные серийные испытания качества производимых ракет, мы проводили испытания для них. На одном из совещаний у главного конструктора (ОКБ-155) А.И.Микояна я доложил, что двух ракет на МИГ-21 недостаточно. Микоян сидел за столом рядом с заместителем командующего ВВС по вооружению Пономаревым. Артем Иванович спрашивает: "А сколько ракет вы хотите? Может, 10?" - "Ну десять не десять, а четыре.
В октябре 1966г. я с семьей собирался в отпуск. Сдал секретные документы. Подхожу к проходной. На проходной меня спрашивают: "Вы Кожатиков?" - "Да." - "Вас Иванов Василий Гаврилович, начальник управления, спрашивает." Это Герой Советского Союза, военный летчик и летчик-испытатель Иванов (1916-1969) - заместитель Финогенова по лётной части. Беру трубку. - "Ну что в отпуск, что ли собрался?" - "Василий Гаврилович, я уже одной ногой в отпуске." - "Мне уж сказали. Вот что. Сейчас звонил главком ВВС Вершинин. Он спросил, почему низкая эффективность сбития при наведении ракетами К-13 (во Вьетнаме)? У МиГ-17 там выше эффективность, чем у МИГ-21 с вашими тепловыми ракетами." “К-13” - это так ракета Р-3С называлась уже в эксплуатации. Надо здесь добавить, - когда началась война США во Вьетнаме, СССР поставил вьетнамцам три полка МиГ-17 с артиллерийским вооружением и один полк МиГ-21 с ракетами К-13 (МиГ-21 прибыли в СРВ в 1966).
Я удивился даже вопросу: "Василий Гаврилович, вы же у меня летчиком - испытателем были в бригаде [на полигоне]. Не знаю, в чём там дело. Может быть, от облачности траектория срабатывания меняется." Не долетают из-за этого до цели ракеты. У нас было такое на испытаниях, ракета взрывается, не долетая до цели. Мы так предполагали, что от отражения тепла в облаках срабатывает взрыватель. Преждевременное траекторное срабатывание, - так эту ситуацию определили.
Иванов говорит: " Вот что. Главком мне сказал дать через час ответ. Иди ко мне, обсудим." Прихожу к нему в кабинет. Сидим. Сидим. Ничего не придумали. Единственное предположение, может быть, в облачности летчик стреляет и происходит это самое преждевременное срабатывание. Через час от Вершинина звонок. Отвечает с той стороны замглавкома ВВС по вооружению Пономарев Александр Николаевич (1903-2002). Иванов мне: "Ты руководитель испытательной бригады, ты и разговаривай. Я лучше тебя ничего не скажу. " - "Василий Гаврилович, вы же начальник управления". - "Ну и что. Пономарев тебя знает". Он часто бывал в институте по опытной тематике, интересовался успехами, приезжал с разными руководителями в т.ч. с Брежневым.
(Брежневу в 1965-1966гг. показывали в воздушном действии ракеты Р-36 на Су-15, К-40 (4 ракеты по 2 с тепловой и радиолокационным наведением) и ракеты на МИГ-21 - О.Д.)
- "Александр Николаевич, мы тут порассуждали." Так и так. - "Ну что ты мне объясняешь. Вот что. Собирайся и езжай туда (во Вьетнам)." И положил трубку. "Василий Гаврилович, я уже семью, жену и детишек, отправил в Москву." А в Ахтубинске из-за холеры тогда был объявлен карантин. Никого не выпускали, никого не принимали. - Пусть семья едет в Чкаловский. Оттуда два раза в неделю летали в Ахтубинск рейсовые самолеты. Кто возвращался в город, должен был пройти карантин в одной школе. Неделю в ней надо было жить. Иванов: "Я дам команду. Семью на аэродроме встретят. Привезут." На второй день моя семья приехала. Начали мне оформлять документы для выезда заграницу. Выправили паспорт. В нем сделали приписку - Владельцу паспорта просим оказать при необходимости содействие в возвращении на родину. Эта просьба была написана на 5 языках -английском, французском, испанском, китайском, русском.
Иванов сказал, что нужно ехать во Вьетнам ещё представителю от главного конструктора (Микояна) и одному из лётчиков. Летчика взяли с собой Котлова Василия Сергеевича, Героя Советского Союза.
(Очерк включен в подборку Авиация. Космос блога Друг Истории)
Группа в составе трех человек вылетела 31 октября на ИЛ-18. Летели как гражданские специалисты, не в военной форме. Прилетели в Иркутск, переночевали. На Байкал, на ГЭС на другой день нас свозили. Прививки кое-какие сделали. Через сутки полетели в Китай. Встретили нас в Пекине на аэродроме. Устроили в ресторане на аэропорту хороший приём. Представитель советского посольства приехал. Ждали там вылета в 16.00, чтобы прилет во Вьетнам пришёлся на ночь, часов на 11 (23.00). Днем опасно было лететь туда. Садились в Нойбее, где базировались советские МИГ-21. Встречали нас. Советский посол Щербаков из Ханоя приехал. Состоялся небольшой митинг.
Вторая часть рассказа следует
Признателен за лайки и подписку) Душин Олег ©, Друг Истории №284, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм автора