«Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса – лучший роман мировой литературы, согласно проведенному среди писателей Нобелевским институтом опросу в 2002 году. Изначально задуманная, как пародия на истории о странствующих рыцарей, книга во много раз превзошла их и запомнилась на долгие столетия. Именно поэтому «Дон Кихот» и его персонажи - неисчерпаемый запас тем для рассуждения. В этой статье я хочу рассмотреть двух главных героев – храброго рыцаря Дон Кихота Ламанчского и его верного оруженосца Санчо Пансы.
Дон Кихот
Как мы знаем, Дон Кихот Ламанчский изначально носил имя дон Кехана, и лишь позже, когда в возрасте пятидесяти лет он решил стать странствующим рыцарем, сменил его. На совершение подвигов его сподвигла сильная любовь к популярным в то время, рыцарским романам, на которое уходили все его средства и время - «Увлечение его дошло до того, что он, не задумываясь, продал порядочный кусок пахотной земли, чтобы накупить себе рыцарских книг». Именно в этот момент начало зарождаться безумие, охватившее вполне здравомыслящего идальго.
Он постепенно впитывал в себя истории Амадиса Гальского, Роланда и множества других, чтобы в конце концов полностью поверить в них. И настолько он был погружен в свою идею о возрождении рыцарства, что «суровая реальность» без волшебников и великанов его нисколько не оттолкнула. Он сам нарисовал вокруг себя то, во что хотел верить. Сам построил ложные замки и окружил таинственными подвигами.
Но если вначале его состояние не претерпевало никаких изменений, то ближе к концу книги оно сдвинулось с мертвой точки. Дон Кихот, прежде видевший везде заколдованные предметы, каждое событие, расценивающий новым подвигом, будто бы приоткрыл глаза. Даже Санчо заметил, что его господин перестал смотреть на все сквозь очки рыцарства. На это оказало самое прямое влияние, конечно, проигрыш в сражении и «заколдованная Дульсинея Тобосская», чувство к которой он, кстати, тоже придумал и в которое с большим энтузиазмом уверовал. Однако и здесь его помутнение рассудком не прошло, он почти до самого своего конца оставался верен этим идеям.
Посмотрим теперь на все это глазами сторонних персонажей. Они видят перед собой не доброго рыцаря, а исхудавшего «желтого» идальго, вырядившегося в странные яркие одежды. Все всегда понимали состояние Дон Кихота (наверное, кроме Санчо Пансы), но большинство, исключительно ради забавы, поддерживали рыцарские традиции. Возможно, если бы люди, окружавшие главного героя, не делали этого, то и сам он вскоре отказался бы от звания странствующего рыцаря, как минимум потому, что ему бы не удалось повстречать злых волшебников, добрых герцога и герцогиню, интересных подвигов и многого другого, что было подстроено другими персонажами для смеха над Дон Кихотом. Они поддерживали его безумие настолько, что даже человек не верящий в это, засомневался бы в своих убеждениях.
И последняя сторона, с которой осталось рассмотреть известного Дон Кихота – авторская. Во всех возвышенных речах этого героя и многих других, конечно, есть явная ирония. Таково и отношение Мигеля де Сервантеса к своему персонажу. Он не раз открыто подчеркивал это, например: «А Дон Кихот и Санчо пошли отыскивать покинутых ими неразумных животных. Как видит читатель, наши друзья и сами не могли похвастаться своим разумом». Во многих несчастиях, постигавших героев, автор не проявлял к ним сочувствия. Скорее наоборот, насмехался над ними.
Санчо Панса
Санчо – оруженосец Дон Кихота. Он обычный крестьянин, совсем не богатый, ничем особо интересным не занимающийся. Санчо Панса поддался уговорам Дон Кихота о том, что если он сделается его оруженосцем, то непременно обзаведется славой и добром. А совсем скоро еще и получит в управление целый остров.
«Безумие заразно» — это однозначно про Санчо. Он настолько быстро поддался сумасбродным речам своего господина и, более того, сам в них поверил, что и его стали относить к людям, «без царя в голове». И несмотря на то, что порой он мог обхитрить Дон Кихота (взять, например, историю с той же Дульсинеей и злыми волшебниками), большинство рыцарских сказок он искренне считал правдивыми.
Но называть его глупым будет неправильно. Он, хоть и не имеет образования (как и все крестьяне), обладает смекалкой и рассудительностью. Личность этого героя эволюционировала на протяжение всей книги. Речи его стали грамотнее и даже мудрее, поступки хитрее и разумнее. Свою справедливость он хорошо проявил за то небольшое время, когда все-таки получил права губернатора. Под конец произведения даже Дон Кихот удивился столько глубоким мыслям своего болтливого оруженосца: «Ты большой философ, Санчо, и рассуждаешь очень здраво. Не знаю, кто тебя научил этому…» Однако виновник этому и есть сам Дон Кихот. Именно его окружение сильно повлияло на него, как верно заметила и супруга, Тереса Панса: «Знаете, Санчо, с тех пор как вы стали членом странствующего рыцарства, вы говорите так возвышено, что никто вас не может понять».
Конечно, от своей привычки приправлять свои монологи пословицами он не отрекся, как бы не старался. Это неизменная часть его, как и некоторые другие качества – трусость, поиск собственной выгоды, алчность и доверчивость. Но так или иначе, этот герой вызывает смех из-за своей неуклюжести и симпатию из-за верности и привязанности к своему господину-рыцарю, Дон Кихоту.
И все-таки, как бы забавно не выглядели эти два героя, они достигли своей цели: обрели всемирную славу, разбогатели, Дон Кихот совершил желаемые подвиги, а Санчо управлял островом. Конечно, прославились они двумя безумцами, а не бесстрашными рыцарем и оруженосцем, богатство приобрели совсем крохотное, подвиги были выдуманными, а управление островом длилось всего несколько дней, и никакой радости не принесло. Но если закрыть глаза на все эти мелочи, то вполне можно сказать, что были когда-то два великих человека, которые совершили великие подвиги.
Больше книжной жизни в моем telegram канале