Америме «Пантеон» (2022-2023) - уже не новинка, но если вы любите научную фантастику, олдскульно рисованные мульты, и оно обошло вас стороной, так же как и меня, эту оплошность однозначно стоит исправить. Ибо сериал, возможно, не идеален, но, бесспорно, атмосферен и хорош.
Рейтинг на IMDb – 8.4
Продолжительность - 2 сезона по 8 серий.
Размышляли ли вы о том, что представляет собой человеческое сознание?! Мечтали ли однажды превратиться в умные и невесомые байты и разлететься по цифровому миру, не сдерживаемые ничем, кроме полета собственной фантазии?! Взвешивали все «за» и «против» не просто долгой и счастливой, но и вечной жизни?! Если хоть на один вопрос вы мысленно ответили «да», смотреть «Пантеон» вам будет интересно.
Не могу сказать, что это мульт новых идей, скорее, очень хорошо сделанная, продуманная и переданная в виде простых в хорошем смысле этого слова образов и поворотов сюжета антология размышлений фантастов XXI, да, пожалуй, и конца XX века о том, как повлияло на нас развитие ИИ, интернета и прочих связанных с этой темой технологий и чего стоит ждать от них в будущем. Об этом писали Ричард Морган и Деннис Тейлор, Нил Стивенсон и Юн Ха Ли. Почему я вспоминаю этих фантастов? А все потому, что сериал создан на литературной основе. Шоураннера проекта - сценариста Крейга Сильверстайна (сериалы «Кости», «Ее звали Никита», «Человек-невидимка») вдохновили рассказы американца китайского происхождения, а также юриста и программиста по совместительству Кена Лю.
Широкой общественности господин Лю стал известен прежде всего как переводчик на английский той самой «Задачи трех тел» Лю Цысиня.
А любители взрослых фантастических мультиков, в частности замечательной антологии «Любовь и роботы», могут, совершенно об этом не догадываясь, знать его по эпизоду «Доброй охоты».
Это история из первого сезона сериала. После почти полного исчезновения из мира людей древней магии переехавший в Гонконг потомственный охотник за злыми духами Лян объединяется с лисицей-оборотнем Йен в борьбе с творящими под видом прогресса издевательства англичанами-колонизаторами. Он создает для застрявшей в человеческом облике девушки роботизированный костюм, который позволяет ей вновь совершать трансформацию в лису, и та отправляется на охоту за причинившими ей страдания мужчинами.
Лю пишет в основном в коротком жанре и одна из его излюбленных тем - загрузка (оцифровка или какое угодно симпатичное вам слово-синоним) человеческого разума в сеть. Поворачивая эту фантастико-философскую константу разными гранями, он успел собрать все наиболее увесистые фантастические премии, в том числе «Небьюлу» и «Хьюго». Именно этим престижным дуэтом был отмечен его второй сборник рассказов (и первый переведенный на русский) «Потаенная девушка» (2020).
Взяв за основу три рассказа оттуда - «Богов не удержишь на цепи», «Богов не будут убивать» и «Боги умерли не напрасно», а также добавив кое-какие детали из «Остаемся позади», «Семь дней рождения» и «А где-то далеко огромные стада оленей», Сильверстайн совместно с Лю создали новую историю подлиннее.
Теперь, я думаю, становится относительно понятным, откуда взялось название «Пантеон». А вот, кто они такие эти боги, я пока-что умолчу.
«Пантеон» в переводе с древнегреческого - «всебожественный», «относящийся ко всем богам или связанный с ними».
Занималась проектом анимационная студия Titmouse, создавшая в свое время «Аватара...» и «Американского папашу», а совсем недавно анимационный спин-офф «Пацанов» - «Осатанелые».
Судьба у мульта сложилась не простая: несмотря на то что история была изначально запланирована как состоящая из 2 сезонов, проект был закрыт каналом-заказчиком AMC после первого, и продолжение увидело свет только в октябре2023 года уже под эгидой Amazon Prime Video.
Так о чем, собственно, америме?
В центре сюжета «Пантеона» девочка-подросток Мэдди, увлекающаяся программированием и компьютерными играми, подвергающаяся издевательствам одноклассников и еще не оправившаяся от потери умершего от рака отца. Однажды к ней на ноут приходит довольно странное эмодзи-сообщение от незнакомца, и этот диалог из смайликов становится судьбоносным не только для юной мисс Ким, но и, не побоюсь этого слова, для всего человечества.
Для тех, кто не любит спойлеров, я остановлюсь прямо на этом месте, чтобы не убивать интригу, шепну только, что ее папа не то чтобы мертв, но и не в привычном нам смысле слова жив, и за всем этим стоит некий IT-гигант Logorhythms.
Далее нас ожидают судебные дела и политические разборки, рассуждения о смерти и бессмертии, сомнительные с точки зрения этичности и осуществимости (по крайней мере в обозримом будущем) научные эксперименты, виртуальный мир, в котором появилась некая новая форма жизни и даже подростковая лав-стори с продолжением. Ой, а какой там будет эпатажный русский толстячок Аркадий в фиолетовом халате!
У нас Аркадиев хватает (российские спецслужбы из «Пантеона»)
«Пантеон» vs оригинальные рассказы Кена Лю
Осторожно! Тут будет спойлеры!! Тем, кто хочет все прочитать и посмотреть сам, стоит перекрутить этом раздельчик)
К исходному литературному материалу создатели «Пантеона» подходили крайне бережно, некоторые фрагменты серий практически слово в слово взяты из первоисточника. Но рассказы - они на то и рассказы, чтобы высвечивать только определенные яркие моменты, длинную историю со сложным переплетением персонажей да еще и не на один сезон из них не сплести, поэтому Лю и Сильверстайну пришлось слегка похимичить.
Главная героиня осталась прежней - 15-летняя Мэдди. Правда, в рассказах она малость толстовата, это и становится причиной ее травли в первом рассказе серии «Богов не удержишь на цепи». Там же мы узнаем, что ее отец - ведущий сотрудник компании Logorhythms Дэвид Ким, которого семья считала умершим в ходе сложной экспериментальной онкооперации, оказался жив, но только не в физическом, а в цифровом мире. Его мозг был хитрым образом отсканирован корпорацией-работодателем, чтобы он мог продолжать приносить ей прибыль. Но постепенно в работе нового казалось бы беспроигрышно универсального сотрудника начинают возникать баги. Виртуальный мистер Ким вспоминает о горячо любимых им жене и дочке и связывается с ними при помощи милых эмодзи. Дочку он морально поддерживает и ставит на место ее мучительниц-одноклассниц, а жене эмойдзирует ее любимый стих - сонет американской поэтессы первой половины прошлого века Эдны Сент-Винсент Миллей.
В книжке вот прям так и есть фразочки со смайлами и картиночками))
Когда мама Мэдди приходит к начальнику Дэвида Питеру Ваксману, тот признается ей в проведенном эксперименте и дает возможность общаться с мистером Кимом и далее и даже обещает стереть все его другие копии. Но, как и в сериале, немного лукавит.
Кстати, папа в серии рассказов не такой уж прям белый и пушистый, он испытывает гнев и ярость на загрузивших его людей и может целыми днями вообще ни с кем не разговаривать. А еще он точно знает: человечеству теперь грозит неминуемый апокалипсис, а потому отправляет жену и дочку к бабушке в Пенсильванию и просит старшую Ким запасаться бензином, оружием и продовольствием, а младшую - как следует научиться выращивать помидоры. Уж не знаю, почему их - так-то для выживания картоха больше бы подошла или, на худой конец, кабачки. Сам папа между тем «сидит» у них в подвальчике на своем небольшом личном сервере, временно отлучаясь по всяким своим цифровым делам.
Появляются тут, правда, буквально точечно и кое-какие персонажи не из семейства Ким.
Папа рассказывает Мэдди о придумавшей новый алгоритм торгов на бирже Лори Лоуэлл. В рассказе она погибла не во время ДТП, а из-за неудачного прыжка с парашютом. Да и мужа-художника, с которым она пытается строить довольно противоречивые физически-цифровые взаимоотношения в сериале, тут тоже не наблюдается.
Возникает в повествовании и главный цифровой антагонист трилогии (в сериале все не столь категорично) - Нильс (в мульте - Винод) Чандра. В рассказах он предстает очень прозорливым изобретателем, имеющим уникальный нюх на перспективные патенты. Он скупает либо отсуживает их буквально повсюду. Каким-то хитрым образом (Лю об этом кокетливо умалчивает) сотрудникам его собственной корпорации удалось загрузить сознание своего босса в сеть, чтобы он продолжил делать денежки и дальше, что цифрового Чандру чрезвычайно бесит.
Напомню, в сериале Винод - талантливый инженер, трудившийся в конкурирующей с Logorhythms корпорации Alliance Telecom, сознание которого насильно загрузили в сеть после довольно неудачных экспериментов на бродягах из Мумбаи.
Вскоре, как и в анимационной истории, выясняется, что многие правительства, армии и промышленно-технологические гиганты тихой сапой позагружали в сеть кучу народа, и каждая из этих виртуальных сущностей действует по-своему: кто-то обращает свое могущество «во благо» своей родины, подрывая экономику соседей-недругов, кто-то презирает человечество как более несовершенный вид, кто-то пылает злобой на своих создателей. Так или иначе, они все толкают цивилизацию все ближе и ближе к бездне.
Мы сотворили Богов, а Богов не удержишь на цепи, - говорит Эллен Ким, мама Мэдди, и она совершенно права. Мировой кризис грянет уже в следующей истории - «Богов не будут убивать».
В одном из эпизодов сериала главная героиня мило играет с папой в компьютерную игру. Этот эпизод взят из начала рассказа. В америме- это семейная пасторальная сценка, где отец готов читерить, чтобы защитить дочку даже в придуманном сказочном мире.
В оригинале - это такая «метафора заранее», образно описывающая, как мистер Ким распорядится своей цифровой судьбой, и даже подсказка, каким тех. приемом он воспользуется. А все дело в кроликах! Здесь слегка не по правилам играет уже не папа, а залетные игроки-гриферы. Милых пушистых зверушек они превращают в огнедышащие туши ярости, способные регенерировать и даже почковаться бессчетное количество раз. И как бы не старалась парочка Кимов, такую силу им не одолеть, даром что они кролики. Запомним этот момент, а пока перенесемся в мир физический.
Однажды ранним утром Мэдди просыпается от сигнала «сос» и слышит от папы крайне печальные и тревожные новости.
Лори узнала о планах ненавидящего людей Чандры получить доступ к ракетным войскам и ломанулась на сервер индийского минобороны, однако в итоге оказалась в ловко продуманной хитрым изобретателем западне. В добавок он умудрился, изображая собственную слабость, подсунуть частично поддерживающему Лоуэлл Дэвиду Киму замаскированный под якобы важные пакеты данных вирус.
В рассказах цифровые люди могут перебрасывать разные части себя произвольно по сети и по идее при потере того или иного фрагмента себя остаются невредимыми. Но Лори почти полностью загрузила себя на тот самый сервер и потому выжить ей не удается, а вот Дэвид отщипнул от себя только четвертушку, и шансы у него еще остаются.
Кровожадный индус довел свой замысел до конца и жахнул бомбами по Китаю и Пакистану, те ответили симметрично, и все закрутилось и понеслось. Вскоре даже в далекой Пенсильвании отключили электричество, а спустя еще пару-тройку недель завершил работу и портативный генератор, поддерживающий жизнь цифрового папы-Ким. Тогда мама Эллен принимает решение вернуться вместе с дочерью в Бостон, где в опустевшем здании Logorhythms уже сама Мэдди попадается в ловушку Чандры, а ее отец вынужден вступить в смертельную схватку с превосходящим его в разы противником.
И вот тут самое время обратиться к силе кролика: Мэдди при помощи их излюбленного языка эмодзи напоминает папе о «кроличьем вирусе» (DoS-атаке, при которой процесс постоянно воспроизводит сам себя, истощая доступные системные ресурсы вплоть до полного сбоя).
Мистер Ким, как кролик, бросается на волка-Чандру и ценой своей жизни навсегда его обезвреживает: заметившие повсеместные сбои сисадмины бьют тревогу, зачищают все компы и сервера и вскоре рапортуют, что все «боги» уничтожены.
А в самом финале истории появляется и мой любимый персонаж сериала - полностью цифровая сестричка Мэдди - Мист. Правда, тут она не такая милая и юморная да и о том, кто еще, кроме мистера Кима, стал ее родителем или даже родителЯми (по Лю, в цифровом мире загруженных сознаний у ребенка может быть их хоть с десяток, а при желании - и больше) неизвестно.
Мэдди старательно делает своей более продвинутой родственнице тельце в виде робота с разными чувствительными сенсорами и простеньким графическим личиком. Та в свою очередь пытается не сильно принижать свою «медленную» старшую сестру, которая то помидор ей попробовать притащит (ну явно какой-то пунктик у Лю с томатами этими), то начнет про свои детские травмы проникновенно рассказывать.
Стоит отдельно сказать несколько слов и о миссис Ким. Эллен в рассказах - персонаж, скорее, второстепенный. У нее нет нового поклонника, она не выступает на слушаниях, не возглавляет протесты. Однако в последнем рассказе трилогии «Боги умерли не напрасно» она занимает ведущую роль в городском совете Бостона, чем-то напоминая должность повзрослевшей Мэдди во втором сезоне.
Человечеству с трудом удается оправиться от вызванного загруженными сознаниями кризиса, многие погибли в войнах, экономики большинства государств оказались полностью разваленными, большие города заполонили мигранты. Справиться со всем этим без помощи роботов не представляется возможным, а они в свою очередь планомерно отбирают рабочие места у населения, заставляя власти не только придумывать все новые ненужные работы, но и медленно, но верно урезать раздаваемый умными беспилотными доставщиками и без того не шибко богатый продуктовый паек, который теперь заменяет походы по супермаркетам.
Параллельно в трилогии существует некая корпорация «Вечность», которая тоже крайне заинтересована в загрузке сознания и обретении человечеством цифровой вечности, вот только ее основатель и владелец Адам Эвер уверен, что это сугубо индивидуальное и добровольное дело каждого человека.
После смерти всех «богов» он мастерски стаскивает к себе на сервера остатки их кодов и выясняет, что главная уязвимость первого поколения была в их ностальгии по физическому телу. Эвер считает, что преодолеть этот изъян помогут правильный психологический настрой и вера в прогресс. Он создает собственную программу «Цифровой Адам», покупает мощнейший сервер на Шпицбергене и тайно оцифровывает мозг по своему ноу-хау, становясь первым добровольцем. Об этом он и рассказывает Мэдди, временно переместившись в роботизированное тельце Мист. Этот персонаж в чистом виде в «Пантеон» не попал, но кое-что из его теорий, да и сам факт чрезвычайной одаренности, создания собственной корпорации и веры в загруженное создание намекает нам, что он трансформировался в умершего на момент действия сериала создателя все тех же Logorhythms Стивена Холстрома.
Даже невнимательно смотревший сериал уже давно хочет у меня спросить: «А как же Каспиан?!». А юного гика и по совместительству клона Холстрома в мире рассказов Кена Лю не существует. Совсем. И он, и его ложная семья - придумка, призванная соединить все ниточки истории и сначала спасти человечество, а потом указать ему верный путь в гармоничное будущее.
Полностью придуманы также парочка влюбленных Оливия и Фархад и агент «Моссад» Яир из второго сезона, и приспешники Чанды - троица принявших вид компьютерных персонажей китайских загруженных сознаний.
А вот еще один цифровой персонаж - экс-астронавт Джозефин Купе, добровольно вызвавшаяся на загрузку сознания на благо страны, - отчасти навеяна персонажем из рассказа «А где-то далеко огромные стада оленей», где Древняя (успевшая пожить в физическом теле) мать главной героини добровольно соглашается оставить семью и отправить свое сознание в далекую звездную систему Глизе-581с.
Оттуда же отчасти позаимствовано и устройство цифрового мира во втором сезоне «Пантеона». Ставшие загруженными сознаниями люди находятся в огромных Центрах данных, могут принимать какую угодно форму и вид, а оставленная в покое Земля постепенно восстанавливает свой девственный облик. Правда, в рассказе там прошло 500 лет, а не 20, как в случае с пробуждением Каспиана.
В рассказе «Остаться позади» после массового запуска «Цифрового Адама», который сначала был доступен только очень богатым, но постепенно становится чуть ли не бесплатным, не все люди оказываются столь единодушны в решении оставить свои тела. Остаются брошенные - те, кто с большим трудом продолжает выживать в рассыпающемся без поддержки технологий цивилизованном мире. Отсюда как раз-таки взяты все эти сериальные рассуждения о закономерности и природной необходимости смерти, об этических проблемах загрузки-убийства и прочая. Да и сама взрослая Мэдди явно из первых брошенных будет. В рассказах Мэдди так и остается 15-летней, ее история завершается на монологе Мист-Эвера.
А если обратиться к рассказу «Семь дней рождения», мы увидим аллюзии на, как по мне, довольно пафосно-мутноватый финал всей истории. Там главная героиня истории - вечная цифровая Мия - отправляется в глубокий космос, чтобы создать на базе одной из планет работающий по принципу Сферы Дайсона высокоразвитый центр обработки данных, в котором содержатся миллионы разных миров с исправленными историческими ошибками. Мэдди собирает на своей сфере немножко иное - генетический код цифровой и воплощенной жизни, но идея примерно та же.
А в финальный из описанных ДР уже сбившаяся со счета своих лет (а там их реально много было, последний, который она успела сосчитать был 823543-й) Мия решает начать все с чистого листа, выстроив идеальные отношения со своей мамой, что зеркалит ее с аналогичной попыткой Мэдди и Каспиана.
Резюме без спойлеров
Хорошей взрослой фантастической и при этом не прямо дико пронизанной пессимизмом анимации в последнее время появляется не так уж и много, поэтому пропускать даже не идеальный образчик расточительно. «Пантеон» же действительно интересно смотреть, первые серии прямо-таки однозначно. Он приятно нарисован, продуман в деталях, пытается рассказать сложные вещи простым и понятным языком.
Да, возможно, какие-то сюжетные повороты могут показаться менее удачными, что-то избитым, где-то возможны огрехи с тех. частью, какие-то «научные» идеи вызывать академические нарекания, но как единое целое он, пусть и не безупречен, но весьма и весьма хорош. Ну, и кстати, сам господин Лю как фантаст мне вполне понравился. Есть в его рассказах такое фирменное настроение эдакого, я бы назвала это,«цифрового исхода» и любопытные сюжетные придумки.