Найти в Дзене
Генетика Смыслов

Касперовская икона Божией Матери в исторических судьбах христиан Новороссии. Часть I. Об иконе

Икона "Касперовской" Божией Матери - чудотворный оригинал, находящийся в Свято-Преображенском кафедральном соборе города Одессы.
Икона "Касперовской" Божией Матери - чудотворный оригинал, находящийся в Свято-Преображенском кафедральном соборе города Одессы.

Празднование: 1(14) октября(установление ежегодного(с 1858 по 1918 годы) перенесения “Касперовской” иконы Божией Матери из села Касперовки под Херсоном в Одессу в память избавления г.Одессы по молитвам пред чудотворным образом от осады и разрушения англо-французским флотом в Крымскую войну(1853 - 1856 г.г.)), 29 июня(12 июля)(установление ежегодного(с 1852 по 1918 годы) перенесения “Касперовской” иконы Божией Матери из Херсона в Николаев), в среду Светлой седмицы(воспоминание торжественного возвращения чудотворной “Касперовской” святыни из города Одессы в село Касперовку), и в первый день Петрова поста(почитание её чудотворного же списка, находящегося в г.Бериславе Херсонской области)

Иконописный тип: Елеуса(греч.) или Умиление(рус.) в его оплечном(сокращённом) варианте, иконографически тождествен с чудотворной Корсунской иконой Божией Матери.

Сравнение современных репродукций Касперовской(слева) и Корсунской(справа) икон.
Сравнение современных репродукций Касперовской(слева) и Корсунской(справа) икон.

Иконописный стиль: близок к написанию так называемым “ветковским” стилем, основоположниками которого с первой половины XVIII века являются иконописцы старообрядческих поселений в окрестности острова Ветки на реке Сож в Речи Посполитой(ныне город Ветка в Гомельской области, Белоруссия) и Стародубья(современные территории Брянской и Черниговской областей).

Иконография: представляет собой небольшую(31×26,5 см) икону, написанную красками по холсту, наклеенном на доску. ”По сторонам Иконы изображены с одной стороны - Иоанн Предтеча, с другой - Свят. муч. Татиана»(цит. по Петровский С. В., свящ.Касперовская чудотворная икона Божией Матери.”,Одесса, 1890г., стр.5). Богомладенец изображён правой рукой обнимающим Свою Матерь - Деву Марию, прильнувшим к её лику и в левой руке держащим свиток Священного Писания; Божья Матерь обнимает своего Божественного Сына обеими руками, причём её правая ладонь как бы указывает народу Божию, взирающему на эту икону, на Своего Сына как на Источник Благодати Божией, левая же её ладонь сложена в подобие священнического благословения или троеперстия, что может сообщать людям о благословляющем излитии на них этой Благодати от Святой Троицы через её(Божией Матери) девственно чистое человеческое естество.

В настоящее время икона имеет ризу из сусального золота с инкрустацией в ней драгоценными камнями, закрывающую собой изображения Иоанна Предтечи и великомученицы Татианы, на месте которых в ризу встроены медальоны с изображениями икон Божией Матери “Достойно есть Милующая” с левой стороны и “Иверския” - с правой.

Репродукция Касперовской иконы, выполненная греческим стилем письма
Репродукция Касперовской иконы, выполненная греческим стилем письма

Богословие иконы:

Природой любого Божественного чуда всегда является всемощная и неиссякаемая Сила Творца, которую Церковь Христова называет Благодатью Божией, а внецерковные люди, пытающиеся объяснить духовные явления материалистическими терминами, ошибочно обзывают энергией. Из этой Силы состоит мир духовный, собственно он, наполненный и пронизанный Ею, существует благодаря Ей. В материальном же мире Она имеет свойство проявляться в тех случаях, когда материальные существа, единственные из всех материальных существ носящие частицу духовного мира, - люди, начинают жить преимущественно миром духа, привлекая тем самым Божественную Благодать к наполнению материальной стороны своего бытия. Процесс наполнения Силой Всевышнего материального мира называется в Церкви освящением, которое совершается только при сознательном и свободно-волевом обращении человека к своему Создателю. Человек волею своей должен устремиться навстречу воле Бога, и тогда Сила Бога начнёт Своё действие в самой сердцевине материально-духовного существа человека, которое Церковь называет сердцем(не путать с одноимённым физиологическим органом). Тут нужно помнить и не забывать никогда, что действие освящения совершается исключительно: а)при духовной встрече двух личностных существ - Бога и человека по абсолютно свободному стремлению друг к другу, и б)именно в сердце человеческой сущности, и поэтому образ совершения этого действия всегда скрыт от внешнего материального мира. “И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.”(Евангелие от Марка, глава 4, ст.26 - 29). В том случае, когда человек навыкает к постоянному стремлению ко встрече со своим Создателем и, как следствие, действия Благодати Божией в сердце человека тоже приобретает характер постоянной величины до такой степени, что он сам уже не может жить без проникновенного действия в нём Божественной Силы, то тогда Сила эта по воле Её Источника проявляется вовне, в теле такого постоянно освящаемого становится видимой другими людьми и объективно воспринимаемой их сознанием. В этом случае Церковь такого человека называет святым, а видимое проявление Благодати Божией в нём - святостью. Однако Сила Творца в святом человеке, активно действуя и проявляясь в его теле, может видимо изменять физические свойства последнего, а также непостижимым для разума человеческого образом менять структурные основы как духовного, так и материального бытия окружающего святого человека мира и людей в нём. Это явление Церковью называется Чудом Божиим, а видимый акт его действия в теле ли святого человека, в окружающих его предметах и людях, или складывающихся обстоятельствах, - явлением славы Божией или просто прославлением. Иногда же бывает так, что духовно немощный человек, не возмогающий в деле постоянной жизни в духе, но искренне желающий духовного утешения в связи с постоянно постигающими его бедствиями и несчастьем, удостаивается этого утешения от Бога посредством проявления силы Божией не в нём, а во вне, посредством действия Благодати Божией в окружающих его предметах и физических явлениях религиозного характера и значения. Бог таким образом одновременно и проявляет Себя в материальном мире отчаивающемуся в своих бедствиях человеку, подавая тому надежду на избавление от них и удостоверяя последнего в Своём неизменном покровительственном пребывании рядом с ним, и не даёт этому человеку по своей духовной немощи принять на свой счёт такое чудесное проявление, сохраняя того от впадения в состояние прельщения Божественным Чудом. Однако Божественное Провидение, предуготовляя определённый ход событий, должных произойти в будущем со свидетелем Чуда Божьего ради духовного спасения того, открывает Себя таким образом не только ради молитвенного обращения свидетеля Чуда, но и ради духовного утешения и спасения целого общества, в котором этот свидетель живёт. Предмет или явление, через которые Господь чудесно являет Себя свидетелю Чуда, в этом случае становятся знаменем духовного спасения не только для последнего, а и для окружающего его общества. Они подобно боевым знамёнам в войске, во время отчаянной битвы высоко реющим над людским “морем” сражающихся друг с другом людей, не только дают знать своим воинам о том, где находятся основные боевые порядки их сил, но и во время натиска врага воодушевляют всё союзное войско на приложение ещё больших усилий на пути к Победе. Такие “боевые знамёна” могут быть совершенно разные - от чудотворных мощей святых и их одежд до чудесных явлений сил природы, видом своим имеющих религиозный посыл. Однако самыми распространёнными из них являются чудотворные иконы как правило Матери Божией. Почему Всемогущий Господь чаще всего соизволяет проявлять Себя через такого плана священные предметы? Потому что, во-первых, сама икона являет собой Чудо Божие, заключающееся в изображении Неизобразимого, а, во-вторых, религиозно-историческая персона Матери Господа нашего Иисуса Христа, Отцом своим называющего Бога Невидимого, рождением своего Божественного Сына явила главное в Церкви Христовой Божественное Чудо - Чудо соединения и взаимопроникновения друг в друга неслитно и нераздельно двух природ - Божественной и человеческой, из-за чего вообще стало возможным сообщение всей полноты Благодати Всевышнего не только какому-нибудь одному человеку, а и всей Вселенской Церкви. Вот это-то главное Чудо и изображается на всех иконописных образах Божией Матери, и поэтому чаще всего Господь Бог соизволяет Себя являть именно через эти священные предметы. Одним из таких многочисленных чудотворных образов стала и икона Божией Матери “Касперовская”.

(продолжение следует)