Фильм «Ракетчик» 1991 г., рок-группа «We were promised jetpacks», бесчисленные появления в видеоиграх: пришла пора вспомнить такую причуду для покорения воздушного пространства, как ракетный ранец!
Концепт очень привлекательный: берем реактивный двигатель, вешаем его за спину и погнали! Как этим добром управлять и на сколько хватит горючего, очевидно, вопросы не первостепенной важности.
Первая разработка в этой области принадлежит советскому конструктору Александру Федоровичу Андрееву, представившему свой проект в 1919 г. Его «ранец» должен был работать на смеси метана и кислорода. В 1928 г. после устранения замечаний в проекте ему удалось получить патент на свое изобретение.
В 1952 г. американский инженер немецкого происхождения Томас Мур разработал свой вариант ранца на перекиси водорода. Опытный образец даже участвовал в испытаниях и смог поднять человека в воздух на несколько секунд. Но управлять этой штукой нужно было при помощи тросиков, которые регулировали направление сопла, что очень неудобно.
Почти 10 лет спустя, в 1961 г. однофамилец Томаса Мура – американский авиаконструктор Венделл Мур представляет свои наработки в этой области. На этапе отработки топливо к двигателю подавалось через шланг с земли. Это позволило находиться в воздухе около трех минут и тщательно подобрать лучшее расположение сопел относительно центра тяжести конструкции.
Но на собственном баке такой аппарат мог продержаться в воздухе всего 21 секунду, что давало дальность полета 120 м. Для практики – это совсем никуда, зато продавцы грез из Голливуда были в восторге, и ракетный ранец в 1965 г. появился в «Шаровой молнии», четвертом фильме о Джеймсе Бонде.
Ни шатко, ни валко, но такие разработки продолжаются и в наши дни как крупными компаниями, так и энтузиастами в своих гаражах. На современных «джетпаках» можно пролететь уже до 5 км. Но, пожалуй, самым важным моментом стала идея перенести сопла двигателя из-за спины – на руки пилота. Управление полетом таким образом стало куда проще и интуитивнее.