Найти тему
Языковедьма

Змеи, смерть и бессмертие: фольклор

Когда мы видим символ аптеки - чашу Гигеи со змеёй, - или посох Асклепия, то вряд ли мы сразу думаем, что этот положительный образ как-то связан со змеем, который соблазнил Еву в Эдемском саду.

Сегодня мы попробуем выяснить, существует ли эта связь.

Итак, самый известный в нашей культуре змей - это, пожалуй, тот самый, советовывший попробовать запретный плод. Если верить тексту, то не будь его инсинуаций, жили бы мы все вечно и счастливо, как в раю.

Хотя почему "как".

В общем, эту историю, знают все. Бог в саду содержал древо познания добра и зла, и чётко сказал человеку:

В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

Потом случилось то, что случилось, люди стали вдруг стесняться своей наготы, прикрываться фиговыми листочками. Это их и выдало. Бог, узнав о непослушании, пришёл в ярость и проклял всех и вся: змея обрёк всегда ползать на брюхе, не имея ни рук, ни ног (получается, до этого у змей были ноги?), землю - рождать тернии и чертополох, Еву - просто рождать, но в муках и страданиях, а также быть в подчинении у мужа, Адама - трудиться в поте лица для выживания. А в конце такой прелестной жизни отныне людей ожидала награда в виде превращения обратно в прах, из которого их и создали.

В общем, был у людей один единственный запрет, и из-за змея они его нарушили. Понятно, что не послушай змея Ева, ничего бы не случилось, и не послушай Адам Еву - тоже. Но всё-таки мы говорим сейчас именно о змее.

Однако в Эдемском саду древо познания добра и зла не было единственным необычным деревом:

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

То есть посреди сада росло ещё и древо жизни. Его плоды не были запретными, но давали бессмертие. То есть на самом деле, получается, что бог хотел, чтобы люди стали бессмертными, и почти всё сделал для того, чтобы это случилось (разве что не убрал из рая древо познания добра и зла, но на то у него, вероятно, были свои причины).

Вот, что говорит нам Библия:

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Получается вот как: изначально Адам и Ева не были ни бессмертными, ни разбирающимися в добре и зле. Бог запретил им плод, от которого они бы начали разбираться в добре и зле, но не запретил им плод, дарующий бессмертие. Таким образом в план бога входила возможность того, что Адам и Ева станут бессмертными, но что-то пошло не так.

Впрочем, раз дерево познания добра и зла в саду всё-таки оставалось, бог уже тогда оставлял за человеком право выбора. Я тебе, дескать, конечно, желаю добра, Адам. Но ты, Адам, конечно, делай как хочешь.

У бога не может что-то пойти "не так".

И вот тут начинается самое интересное. У множества народов мира есть в фольклоре рассказ о том, как человечество лишилось дара бессмертия, и у многих из них виновата в этом именно змея.

Самой близкой по времени и месту здесь будет шумерская легенда о Гильгамеше (она после шумеров ещё долго жила у семитов аккадцев), в которой главный герой ищет растение, дарующее вечную молодость, но как только находит - его крадёт из-под носа змей.

Если в случае с Гильгамешем, можно довольно смело говорить о том, что Ветхий Завет позаимствовал этот мотив, или же оба они позаимствовали его из общего источника, то есть ещё множество легенд, которые возникли в более чем отдалённых от семитских краёв местах.

Например, у племён вафипа и вабенде в Восточной Африке есть легенда о том, что когда-то на заре времён бог спустился на землю и спросил у всех живых существ, кто из них не хочет умирать. Животные и люди в этот момент спали, и только змей бодрствовал, он и выкрикнул: "Я!" С тех пор все живые существа умирают, и только змеи сбрасывают кожу, после чего начинают жить заново.

Похожую историю рассказывают дусуны (север Борнео): после сотворения мира бог спросил у живых существ: "Кто из вас умеет сбрасывать кожу? Тот, кто умеет, не будет умирать". Естественно, в этом конкурсе победила змея.

У племени тод-жо-тораджа (Целебес) почти такая же легенда гласит, что однажды бог организовал собрание зверей, птиц, рыб, насекомых и людей, чтобы решить, что с ними делать. Сам бог предложил людям, чтобы они сбрасывали в старости кожу и снова становились молодыми, но от людей на собрание пошла старая глухая старуха, и она не расслышала, что сказал бог. А вот змея расслышала, и забрала это умение себе.

Племя таманако (река Ориноко) тоже обвиняет в смертности древнюю старуху. Якобы бог навестил их племя когда-то, а уплывая к себе домой на лодке, крикнул на прощание: "Вы будете менять кожу", то есть будете жить вечно, как змеи. Но одна старуха, то ли глупая, то ли злая, то ли ехидная, каким-то не таким тоном ответила ему: "Ах вот как!", на что бог обиделся и сказал: "Нет, вы будете умирать".

На острове Ваутом (архипелаг Бисмарка) легенда другая, но тоже касается змей: бог приказал двум юношам принести огонь, за это он обещал им бессмертие. Однако в случае непослушания тела их ждёт смерть, и только души сохранятся. Юноши по какой-то причине огонь не принесли, и тогда бог проклял их, сказав, что вместо них дарует бессмертие ящерицам и змеям.

Араваки (Британская Гвиана) рассказывали следующее: однажды бог пришел на землю с неба, чтобы проверить, как живут созданные им существа, например, люди. Но люди попытались убить бога, вместо того, чтобы сесть и нормально пообщаться. На это он обиделся и отдал бессмертие, которое им нёс, другим тварям - змеям, ящерицам и жукам - научив их сбрасывать кожу и панцирь.

Племя галла (в Восточной Африке) считает, что бог поручил одной птице рассказать людям, что они будут бессмертны. Птица полетела к людям, но по пути встретила змею, которая ела какую-то падаль на земле. Птица попросила змею поделиться с ней мясом в обмен на весть от бога, и когда змея согласилась, сказала ей: "Люди, состарившись, будут умирать, а вы, змеи, состарившись, будете сбрасывать свою кожу и вновь молодеть".

То же самое рассказывают меланезийцы с острова Газель, только там посыльным выступает не птица, а брат самого бога. То же самое рассказывают и в Аннаме, только там на посыльного нападает целый выводок змей и угрозами заставляет отдать дар им.

Нетрудно понять, почему именно змей люди предпочитали обвинять в своей смертности: не зная о судьбе каждой конкретной змеи, они считали, что каждый раз сбрасывая кожу, змея начинает свой жизненный цикл, и это длится бесконечно. Не зря и символ бесконечности - Уроборос - это змея, которая ест свой собственный хвост.

При этом есть и другие легенды, где весть о бессмертии до человека не доносит заяц. Или собака.

Но всё-таки общее проступает сквозь разные варианты сюжетов: в какой-то момент человек стоял на развилке. Налево пойдешь - бессмертным станешь, направо пойдешь - будешь умирать. Кое-где решение это принимают за человека, кое-где он виноват сам, а наша история из Ветхого Завета как будто объединяет и дополняет все эти истории. Вроде и змей виноват, но вроде человек сам сделал выбор, да ещё и познание добра и зла добавилось. Рождались ли эти сюжеты каждый раз спонтанно, или, может быть, человечество создало их ещё до выхода из Африки много тысяч лет назад - остаётся только гадать.

Источник: Фрэзер "Фольклор в Ветхом Завете"

Фольклор
7714 интересуются