Найти в Дзене
Техно Колибри

Что такое «вовлечённость» и как её повысить: статья для авторов Дзена

Информация о том, «что такое вовлеченность аудитории и на что она влияет» будет полезна тем, кто пишет статьи. Подписчикам, у которых нет своего канала – этот материал будет не интересен, поэтому можете его пропустить. Здесь мы подробно рассмотрим каждый показатель вовлеченного просмотра, поймем от чего зависит вовлеченность ER и узнаем, как её можно повысить. Под статьями канала (который ведет сам Дзен) я увидела вот такие вопросы, которые задавали авторы: «…так объясните тогда в деталях, подробно, что значит вовлечённость аудитории? Чтобы автору было понятно в каком направление развиваться. Какие-то размытые ответы получаем, ребята, это же неправильно. Лично я хочу иметь четкое понимание, что такое вовлеченный просмотр.» Или вот такой крик души: «Почему не отвечаете? Полное молчание. Собственно вопрос у всех был один, ЧТО ТАКОЕ ВОВЛЕЧЁННОСТЬ? Как можно работать на вовлечённость, не зная, что это такое. CTR на вовлечённость никак не влияет, лайки и коммент тоже мимо! Зачем тогда нам э
Оглавление

Информация о том, «что такое вовлеченность аудитории и на что она влияет» будет полезна тем, кто пишет статьи. Подписчикам, у которых нет своего канала – этот материал будет не интересен, поэтому можете его пропустить. Здесь мы подробно рассмотрим каждый показатель вовлеченного просмотра, поймем от чего зависит вовлеченность ER и узнаем, как её можно повысить.

Авторы каналов не понимают, что такое «вовлеченность аудитории»

Под статьями канала (который ведет сам Дзен) я увидела вот такие вопросы, которые задавали авторы:

«…так объясните тогда в деталях, подробно, что значит вовлечённость аудитории? Чтобы автору было понятно в каком направление развиваться. Какие-то размытые ответы получаем, ребята, это же неправильно. Лично я хочу иметь четкое понимание, что такое вовлеченный просмотр.»

Или вот такой крик души:

«Почему не отвечаете? Полное молчание. Собственно вопрос у всех был один, ЧТО ТАКОЕ ВОВЛЕЧЁННОСТЬ? Как можно работать на вовлечённость, не зная, что это такое. CTR на вовлечённость никак не влияет, лайки и коммент тоже мимо! Зачем тогда нам эти цифры? А что такое вовлечённость?»

А вот ещё один, тоже довольно интересный вопрос:

«Вовлеченность, это, что? Вы не знаете. Потому что это величина от фонаря. Хочу дам её, хочу не дам. Как её измерить? А ни как! А как тогда вовлекать? А как хотите. Есть каналы, у которых 109 дочиток, пять лайков и от силы три комментария. Зато 8000 показов! Что вовлекли? Чем вовлекли? И статья о том, как мадам в кафе сходила. И главное информативная такая! Чуть больше поста! Поясните всем авторам, что такое вовлечённость! Чем вы её измеряете. Ни СТР, ни лайки, ни комменты, это не вовлечённость! Что ВОВЛЕЧЁННОСТЬ?»

Как видите вопросы идентичные и вполне конкретные, но ответов на них Дзен так и не дал. Поэтому, давайте разбираться вместе.

Почему «вовлеченность» не зависит от CTR, лайков и комментариев?

Как верно заметили авторы, вовлеченность не зависит от CTR, а также от лайков и комментариев, которые оставляют читатели Вашего канала (не важно, подписчики они или нет). Почему? Чтобы это понять, сначала рассмотрим каждый из этих показателей отдельно.

Вовлечённость аудитории (ER) на самом деле не зависит ни от CTR, ни от лайков, ни от комментариев, которые оставляют читатели. Рассмотрим каждый показатель, чтобы понять, что же такое вовлеченный просмотр статей на Дзене.
Вовлечённость аудитории (ER) на самом деле не зависит ни от CTR, ни от лайков, ни от комментариев, которые оставляют читатели. Рассмотрим каждый показатель, чтобы понять, что же такое вовлеченный просмотр статей на Дзене.

1. CTR делится на два показателя – CTR и VTR

Чтобы увидеть этот показатель, нужно пройти в Дзен-студию (если на компьютере) и Студию блогера (если на смартфоне) – на главной странице прокрутить вниз до «Последние публикации» – и посмотреть на второй столбик.

CTR для статей (Click-Through Rate или «рейтинг кликабельности») – эта цифра идет в процентах и показывает сколько читателей, которые перешли с ленты Дзена, заинтересовавшись вашим заголовком, на самом деле кликнули на вашу статью, чтобы войти в неё для дальнейшего чтения.

VTR для видео и постов (Vew-Through Rate или «оценка сквозного просмотра») – этот показатель не кликабельности, а отношения количества просмотра (третий столбик) к числу показов (первый столбик). Он отличается от CTR тем, что посты и видео можно смотреть прямо из ленты канала, не кликая и не заходя в них.

Встает резонный вопрос: «Зачем тогда нам эти цифры?». Ответ предельно простой: по CTR для статей можно понять – насколько Ваше название и превью (картинка и первые строчки текста) заинтересовали читателей.

Внимание! Если CTR ниже 10%, то нужно срочно менять название или картинку, или первые строчки, которые видит человек – они не интересны. Если CTR выше 10%, то всё у вас с этим хорошо.

Таким образом, CTR – это не вовлеченность, это отношение количества людей, которые увидели вашу статью в ленте Дзена, к тем, кто реально на неё зашел, чтобы прочитать. По этой цифре Вы не сможете понять дочитали ли они до конца Вашу статью (для этого есть следующий столбик – Дочитывания).

2. Лайки от читателей

Да, количество лайков «греют душу» и показывают, насколько хорош данный материал в плане соприкосновения взглядов, интересов и т.д.

Но… статья может быть интересна и дочитана до конца, и перечитана много раз, и откомментирована, но лайков не дождётся, так как она вызывает негатив.

Поэтому лайки – не показатель вовлеченности, их может быть много, но поставлены на «отвали» или их может быть мало, но не потому, что статья не вызвала интерес, а потому что лайкать данный материал не хочется.

Лайки и комментарии не являются показателями вовлеченности читателей на канале Дзен - это одни из показателей ER, но не основные.
Лайки и комментарии не являются показателями вовлеченности читателей на канале Дзен - это одни из показателей ER, но не основные.

3. Комментарии от читателей

В бизнесе, точно также как и на любой работе (а публикации на Дзене – это работа) есть понятие «воронка». Если вкратце и очень грубо, то это когда увидели товар 10.000 человек, остановились возле него – 1000 человек, потрогали и примерили 100 человек, а купили – 10 человек.

Наша работа: написать и преподнести статью так, чтобы человеку захотелось её выделить из огромного количества подобного контента в ленте Дзена, остановиться, зайти в статью, дочитать её до конца и оставить своё мнение.

Но… по количеству комментариев понять истинную ценность статьи невозможно.

Комментарии пишут далеко не все, а точнее – их пишут довольно мало людей. Или, наоборот, один написал и понеслась душа в рай. Под некоторыми статьями бывают по 500 и больше комментариев, но показов всё равно статьям не дают – это потому, что комментарии не по теме статьи, читатели уже ведут праздные разговоры не касающиеся темы – такие комментарии алгоритмом Дзена не учитываются.

Таким образом, комментарии – это не вовлеченность, по ним невозможно оценить истинный интерес людей к контенту.

Теперь Вы знаете, что вовлечённость на самом деле не зависит ни от CTR, ни от лайков, ни от комментариев. Так что же это такое?

Что такое вовлеченность или вовлечённый просмотр (простыми словами)

Вовлеченность читателя ER (Engagement Rate или «уровень вовлеченности») – это степень, в которой читатель заинтересован в материале, который он читает, и насколько он активно взаимодействует с этим материалом. Если заумно, то ER – это показатель коммуникационной стратегии Вашей организации.

На Дзене вовлеченный просмотр нужен для «умного» алгоритма, который показывает людям то, что им нравится (показы в ленте). А рассчитывается вовлеченность из следующих действий Вашего читателя:

1. Активно читает. Не просто просматривает текст глазами, а действительно вникает в содержание, открывает картинки, задерживается на графиках – внимательно дочитывает до конца.

2. Делится информацией. Если у читателя нет своего канала, то он рекомендует статью друзьям, вставляет ссылку на Вашу статью в комментариях на других каналах. Если канал есть, то делает репост на Ваш канал, упоминает его в своих статьях и ставит на него ссылку.

3. Вступает в диалог. Читатель комментирует статью по теме, задает вопросы автору, участвует в дискуссиях. Он не оскорбляет автора или комментирующих, он не пишет о своих любимых кошках, он пишет четко по сути статьи.

Как алгоритм Дзена определяет, что комментарии по теме? Всё достаточно просто. Я уже много раз писала о таком понятии как «ключевая фраза» или «ключевое слово». Если речь идет в статье, например, о МиГ-41, то ключом станет «МиГ-41». Если этот ключ есть в названии статьи, в самом тексте и в заключении, то Дзен понимает о чем идёт речь и кому её нужно показывать. Если этот ключ есть в комментариях – это звонок алгоритму, что тема интересна и её можно показывать в ленте Дзена ещё и ещё, пока не иссякнет интерес к этой статье.

Другими словами, вовлеченная аудитория будет не просто писать комментарии «спасибо, было интересно» или «а у нас сегодня кошка родила вчера котят», а будет обсуждать тему статьи (в данном примере, писать о МиГ-41) – только такие комментарии будут алгоритмом учитываться, как вовлеченные.

4. Возвращается на канал. Человек следит за обновлениями Вашего канала и читает новые материалы.

Вовлеченность аудитории – это заинтересованность читателя к вашей статье: прочитать, поставить лайк, написать комментарий по теме статьи, сделать репост, обсудить вашу статью на другом канале и вернуться к вам за новой статьей.
Вовлеченность аудитории – это заинтересованность читателя к вашей статье: прочитать, поставить лайк, написать комментарий по теме статьи, сделать репост, обсудить вашу статью на другом канале и вернуться к вам за новой статьей.

Вернемся к нашей «воронке» продаж: вашу статью увидели в ленте Дзена 10.000 человек (Показы), кликнули по статье – 1000 человек (CTR), дочитали до конца 100 человек (Дочитывания), показали реакцию – 10 человек (Лайки и Комментарии). А вот репостнул статью, поставил ссылку в обсуждении на другом канале и вернулся к вам из этого количества 1 человек – это и есть ER (показатель вовлеченности аудитории). И чем выше ER, тем лучше для канала.

Таким образом, четкое понимание, что такое вовлеченный просмотр ER – это заинтересованность читателя к вашей статье: прочитать, поставить лайк, написать коммент по теме статьи, сделать репост, обсудить вашу статью на другом канале и вернуться к вам за новой статьей.

Как рассчитывается вовлеченность аудитории

Единой формулы для расчёта коэффициента вовлеченности нет - она довольно сложная и включает в себя огромное количество нюансов. Но есть усредненная (грубая) формула, по которой можно приблизительно подсчитать ER:

ER (%) = Количество реакций (лайки+комментарии+репосты) / Количество подписчиков × 100%

Точно также рассчитывается ER для статей за неделю и месяц – если коэффициент держится на одинаковой цифре или растёт, то значит интерес не угасает и новые статьи на канале будут и дальше рекомендоваться в ленте Дзена. Если становится ниже, то увы.

Чтобы рассчитать вовлеченность аудитории на канале Дзена, нужно сложить все реакции читателей, поделить их на количество подписчиков и умножить на 100%. Формула дает грубые показания, но по ним можно сориентироваться, насколько вовлеченный у вас контент.
Чтобы рассчитать вовлеченность аудитории на канале Дзена, нужно сложить все реакции читателей, поделить их на количество подписчиков и умножить на 100%. Формула дает грубые показания, но по ним можно сориентироваться, насколько вовлеченный у вас контент.

При расчёте вовлеченности считаются только уникальные читатели, которые прочитали 1 раз статью, независимо от того подписчики они или нет, главное, чтобы они были зарегистрированы на Дзене. Читателей, которые пришли с Яндекса или Гугла, но они не зареганы на Дзене, алгоритм не учитывает.

Внимание! Показатель ER (вовлеченности) нужен исключительно для формирования рекомендационной ленты Дзена, поэтому в статистике канала Вы этих цифр не увидите.

Как можно работать на увеличение вовлечённости?

И, наконец, поговорим о том, как повысить вовлеченность читателя. Чтобы автору было понятно в каком направление развиваться для увеличения этой вовлеченности, нужно:

Правило 1. Как бы не прозвучало это банально, но пишите качественный и интересный контент, который Вы бы сами захотели прочитать на других неизвестных Вам каналах.

Запомните:

  • написанный сплошной простыней текст – не читается, поэтому делайте абзацы, пишите подзаголовки, вставляйте картинки;
  • написанный в грубой форме текст – не читается, люди не любят, когда на них «орут» или «наезжают»;
  • написанный текст на тему, которая заинтересует от силы 10 человек – не читается большой аудиторией, это и коту понятно.

Пишите о том, о чем Вам нравится писать – читатели очень хорошо считывают настроение автора и вымученная статья, будет очень тяжело читаться.

Эмоциональная составляющая статьи очень важна. Статья должна вызывать эмоции (радость, удивление, страх, сочувствие), которые помогают лучше запомнить информацию. Если информация предоставлена как просто информация, то на неё и отреагируют просто как на информацию, прочитают и через 10 минут забудут.

И не забываем о том, что уникальность статьи должна быть не меньше 85%. Если картинки взяты с интернета, то под картинкой в описании вставляем ссылку на сайт где вы ее взяли.

Правило 2. Персонализируйте контент в соответствии с интересами читателей. Не будет подписчик читать о разведении поросят, если он подписался под военной тематикой. Да, он с удовольствием прочитает про поросят, но на другом тематическом канале, посвященный поросятам.

И, наоборот, не углубляйтесь слишком в одну тему надолго – это утомит читателя. Поэтому на канале должны быть 3-4 основные темы, которые перекликаются между собой, но дают постоянным вовлеченным читателям возможность выбрать, что им интересно на данный момент времени.

Правило 3. Вступайте в диалог с аудиторией (особенно, если читатель задал вопрос). Многие комментарии дают толчок к написанию статей, которые реально будут интересны именно Вашей ЦА.

Да, это сложно и на это уходит огромное количество времени, но вести канал на Дзене и получать деньги – это действительно работа и довольно трудная.

Чтобы повысить вовлеченность аудитории на статьи в Дзене, нужно четко представлять свою ЦА, писать для неё и поддерживать связь в виде комментариев.
Чтобы повысить вовлеченность аудитории на статьи в Дзене, нужно четко представлять свою ЦА, писать для неё и поддерживать связь в виде комментариев.

Правило 4. Пишите конкретно для своей ЦА. Это знают все, но многие этого не делают: Вы должны чётко представлять свою аудиторию! Закройте глаза и представьте человека для которого Вы пишите статью – кто он, сколько ему лет, где он работает или не работает, что интересует его и задайте себе вопрос: «Почему и для чего он должен прочитать именно мой текст?».

Вместо заключения

Итак, вовлеченность аудитории ER – это что? Это активный интерес к тексту: не просто чтение и оставления лайков или комментария под статьей, а вникание в суть, обсуждение в комментариях именно темы статьи (не забываем про ключи) и желание делиться информацией, а главное – это возвращение к вашему каналу.

Определенных цифр и показателей вовлеченности в статистике Дзена нет – это та лояльная аудитория, которая возвращается за новой информацией, делится контентом, чем и повышает все остальные показатели, такие как CTR, лайки, комментарии и дочитывания.

Попыталась написать предельно простыми словами и очень надеюсь, теперь стало более понятно, что такое вовлеченность аудитории на канале Дзен, что такое вовлеченный просмотр и как ER можно увеличить.

Здесь о том, как можно подсчитать свой заработок:

Сколько платит Дзен с 1 августа 2023 года: правила новой монетизации
Техно Колибри21 августа 2023

А здесь про новое правило монетизации 14 апреля 2025 года:

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!