Тема не самая приятная, но важная: почему видео с 14 апреля 2025 года больше не будет монетизироваться на Дзене. Я объясню, чтобы было понятно каждому – и тем, кто снимает и теряет доход, и тем, кто пишет и думает, что теперь будет получать больше. Итак, почему Дзен перестал платить за видео и как это скажется на оплате за статьи? Давайте разбираться вместе.
Главные причины отказа от монетизации для видео-контента
1. Стало слишком много дешевого видео-контента
Платформа захлебнулась от видео-мусора. Для качественных роликов и видео нужна качественная аппаратура, поставленный свет, голос и т.д. Подбирается интересный сюжет по теме канала. Делаются они долго и тщательно обрабатываются. Но это невыгодно для обычных блогеров.
2. Реклама в видео стала бесполезной
Вы, наверное, и сами замечали – рекламу в видео постоянно меняли, то форматом, то местами. Сначала она просто врезалась в тело видео, потом ее сделали в верхнем левом углу, сейчас ее видно в нижнем правом углу в виде небольшого квадратика.
Но... все эти движения не приносили нужного результата. Сначала люди уходили с видео во время рекламы, сейчас рекламу тупо закрывают крестиком. И в том и другом случае переходов на рекламу нет – значит нет кликов и денежного интереса у рекламодателей – значит они меньше платят – значит Дзен платит деньги из своего кармана. А ему это нужно?
Помните, было время (оно длилось примерно с полгода), когда авторам видео платили за переходы на рекламу? Причем, чем дороже реклама (яхты, элитное жилье, автомобили премиум класса и т.д.), тем больше получал автор. Тогда авторы открыли движение «Взаимные просмотры Р+», т.е. взаимки не просто ходили смотрели видео, но и погружались в рекламу и там нажимали хотя бы на 2 шага вглубь. Это было золотое время для маленьких каналов, но не для Дзена.
Как Дзен это всё вычислил? Об этом чуть ниже – это и есть аналитика.
Как Дзен отслеживает поведение читателей?
Это делают не только на Дзене, но и на любом сайте. Есть специальные инструменты для отслеживания активности читателей на сайтах. Их много, но самые популярные – это Google Analytics (англоязычный) и Yandex Метрика (российский аналог и главное, что все данные остаются исключительно в России).
Яндекс Метрика – это бесплатный сервис, всё на русском языке, всё понятно, ничего нет сложного. Там несколько инструментов:
1. «Вебвизор» покажет, что делает человек на вашем сайте
Главным инструментом метрики является «Вебвизор» – это настоящая «машина времени» – записывает каждый шаг каждого заходившего на сайт человека:
- Он крутит мышкой? Метрика покажет.
- Он читает абзац и зависает? Метрика это видит.
- Он переходит на следующую страницу вашего сайта? Очень хорошо.
- Он резко уходит со страницы? Вы тоже это узнаете.
В записи можно увидеть, как пользователь ведёт себя на сайте: куда нажимает, как долго читает, где тормозит, где уходит. Это помогает понять, на каком месте люди теряют интерес и наоборот, какие элементы цепляют.
Вот так Дзен увидел, что люди уходят сразу после того, как на видео появляется реклама. И они убрали ее из тела видео и перенесли в уголок. Но тогда, люди стали тупо ее закрывать, и тогда уже рекламодатели были недовольны.
2. «Карта кликов, карта скроллинга и отказы»
Этот инструмент тоже очень нужный. Например, «Карта кликов» показывает куда нажимают на странице. Самое прикольное, что есть места, куда люди упорно кликают мышкой, хотя там нет кнопки и это не ссылки! Это позволяет выявить «слепые зоны» или наоборот, неожиданные точки интереса.
«Карта скроллинга» – это как термометр для страницы: видно, до какого места дошло большинство читателей. Например, если 80% людей бросают читать на середине – это повод задуматься: может, слишком длинно? Или становится скучно?
А «отказы», помогают понять, как много людей открывает статью или видео и тут же их закрывает – это % пользователей, которые «отказываются» и не взаимодействуют со страницей – это самый тревожный индикатор.
Всё это анализировал и Дзен, так он понимает «вовлеченность». И поэтому решил больше не платить за видео.
Зачем Дзен открыл «Премиум» и донаты авторам?
Итак, видео осталось без монетизации – теперь на платформе останутся те, кто готов работать с платными подписками «Премиум» и донатами.
Хотите честно? Это нужно не аудитории (типа будет теперь качественный контент), это нужно Дзену!
С каждого платного подписчика «Премиум» платформе – 10%. С каждого доната тоже самое.
Уловили суть! Теперь не Дзен будет платить авторам видео-контента, а подписчики буду платить авторам, а Дзен будет получать свои десять процентов. Ловко? Да!
Кстати, я тоже подключила донаты – это навязчивое предложение от Дзена выходило каждый раз при заходе в студию. Меня это реально бесило и я их подключила, чтобы это предложение ушло. Жду я что-то от донатов? Однозначно – нет!
Кстати, донаты делаются инкогнито – автор не видит инициалы человека, который перевёл ему деньги. Хорошо это или нет – каждый автор решает сам.
Теперь текстовики будут получать больше?
Ага, размечтались! На видео всегда зарабатывали больше, чем на статьях. Реклама в роликах дороже, чем в статьях. Убираем видео, уходит реклама – из общего денежного котла уходит эта часть дохода. А значит, всем авторам буквоежкам достанется ровно столько же, как и раньше. Так что не ждите волшебного увеличения дохода.
Вместо заключения
Вот такая реальность. Грустная? Может быть. Но то, что 10% комиссии с подписок и донатов – это действительно крутое введение, но только для самого Дзена – это правда и это новый доход для самой платформы!
А отключение монетизации видео-контента – это не просто перемены – это перенастройка всей платформы. И если раньше авторов видео кормил Дзен, то теперь им предложили кормить себя самим, а заодно и Дзен. Новые инструменты есть, но как ими пользоваться – думайте сами.
Здесь о том, что такое вовлеченность:
А здесь, как можно подсчитать зарплату на Дзене за статьи:
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!