Получилось так, что этот путь, в том числе в расположенный здесь музей истории космонавтики продлился для меня сорок лет. Почему это произошло и каким образом поездка в Калугу все же состоялась, уже после посещения в Вашингтоне Национального музея воздухоплавания и астронавтики? Обстоятельства этой истории таковы.
Александр ЕВЛАХОВ
В сентябре 1984 года я поступил в аспирантуру Академии Общественных Наук, и мы с моим новым немецким товарищем Гердом Михельсом, с которым тогда делили комнату в общежитии на Миусской площади, оба записались на экскурсию в Калугу. Мне просто хотелось побывать в местах, связанных с именем К. Циолковского, что сделать из Ленинграда, где я тогда жил, было сложнее, чем из Москвы.
А у Герда было еще и поручение посольства ГДР встретиться и поговорить со студентами из этой страны, которые учатся в высших учебных заведениях Калуги.
Однако ситуация сложилась так, что я поехать в Калугу не смог, и Герд туда отправился один. Возвратился он потрясенным. Но не увиденным в музее космонавтики, а от встречи с немецкими студентами.
Потрясенным настолько, что его рассказ об увиденном и услышанном своей лексикой напоминал не аспиранта кафедры философии, готовящего диссертацию о роли Канта в просвещении, а трактирщика по имени Паливец из романа Я.Гашека о Швейке, у которого каждым вторым словом были, как известно, «задница» и «дерьмо». Причем именно эти слова, он озвучивал тут же переходя с неплохо освоенного русского на родной немецкий. Суть же повествования моего товарища состояла в том, что студенты обрушили на бедного Михельса весь запас своего негодования в отношении советской действительности. Отправляя юных немцев учиться в СССР, «старшие товарищи» напутствовали их рассказами о величии и небывалых достижениях страны, в которую они едут, а, оказавшись там, те увидели только пустые полки в магазинах.
Завершил свое сообщение он признанием в том, что вместо музея космонавтики совершил экскурсию по калужским магазинам, предложив то же самое сделать мне. Однако ехать в Калугу мне как-то расхотелось и вместо реализации этой идеи я предпочел сходить с Гердом в консерваторию на концерт, посвященный Густаву Малеру…
Прошло много лет, последние три десятилетия которых я занимался журналистикой, просветительской и издательской деятельностью, в том числе созданием и развитием online журнала «Новые Знания». И еще туризмом, который, к слову сказать, является одной из уставных задач нашей Ассоциации содействия распространению научных знаний «Новые Знания». Довольно много путешествовал. И о своем намерении побывать в Калуге, неожиданно вспомнил, приехав из Нью Йорка в Вашингтон, где находится Национальный музей воздухоплавания и астронавтики.
Этот музей, расположенный по соседству с Капитолием является одновременно научным центром по изучению истории этих уникальных отраслей и относится к так называемому Смитсоновскому институту. История вопроса такова. Британский химик Джеймс Смитсон, избранный в 1787 году членом Лондонского королевского общества, завещал передать 100 000 золотых соверенов правительству США для основания института его имени. Что и было сделано в 1846 году специальным законом Конгресса.
В этом музее 14 залов, большинство которых посвящено авиации: будучи учрежден в 1946 году, он первоначально и назывался Национальным музеем авиации.
Зал 113. Moving Beyond Earth - Движение за пределами земли. Выставка погружает за пределы Земли и перемещает посетителей на "орбиту", в эру космических полетов и станций, чтобы исследовать полеты человека в космос. С одной стороны галереи - виды на землю с космической станции, а с другой - экскурсия по Международной космической станции. Во время осмотра всех экспонатов этого зала на большом экране идут передачи и трансляции запуска ракет. Как устроен быт на космической станции: как спать в невесомости, заниматься зарядкой (без физических упражнений в невесомсоти мышцы атрофируются), космическая еда и конечно же туалет.
При том, что космос в экспозиции занимает по сравнению с авиацией значительно меньшую часть, Советская космонавтика представлена в музее многими артефактами. Представлен например скафандр НАШЕГО первого легендарного космонавта Юрия Гагарина! Правда, это тренировочный костюм, а не тот, в котором Гагарин полетел в космос. В середине 90-х на аукцион Сотбис попало множество подлинных вещей из мира советской космонавтики от "ряда российских частных лиц и организаций". Кое-что растащили при закрытии павильона "Космос" на ВДНХ, кое-что - из некоторых НИИ при бесхозности и безалаберности. Именно поэтому сейчас в Вашингтоне можно увидеть летное удостоверение и партбилет Гагарина, логарифмическую линейку Королева, дневники его зама - Мишина, а также записи инженера-космонавта Феоктистова.
В итоге в Калуге я оказался почти так же неожиданно, как когда то был вынужден не поехать. Ассоциация "Новые Знания" в области просветительского туризма наиболее тесно сотрудничает с компанией "Магазин путешествий". С последней мы прежде даже в составе группы выезжали через Брест в Польшу, Чехию и Венгрию, а сегодня активно отправляем туристов из Москвы в Смоленск и Тверь, в Иваново и во Владимир, в Тверь и на Валдай.
А однажды "Магазин путешествий" пригласил "Новые Знания" принять участие в двухдневной поездке для турагентств по маршруту Можайск-Обнинск-Калуга. Причем посещение главного «космического» города России, где жил и работал основоположник нашей космонавтики Константин Циолковский, было связано с тем, что там недавно открылся новый фантастический комплекс музея истории Космонавтики.
Рядом с музеем по соседству с мини-отелем, в котором останавливаются космонавты-памятник Юрию Гагарину. И это не просто дань памяти ему. Дело в том, что наряду с С.П.Королевым, Ю.А.Гагарин был основателем музея, в который мы направились. Организаторы поездки нас предупредили, что мы осмотрим только его новую, недавно открытую часть музея.
Он оказывает завораживающее воздействие уже с входной зоны, которая ведет не вверх, а вниз. Заходя в здание, вы попадаете на 3 этаж где вас встречает необычная скульптурная композиция "Вселенная Циолковского", изображающая ее героя на коньках и с зонтиком в руках. И это не выдумка ее создателей, а документальный образ. Известно, что Константин Эдуардович катался на коньках по замерзшей реке, используя зонтик и силу ветра для увеличения скорости.
Пространства музея поражают: три колоссальных этажа с панорамными лифтами, эскалаторами и пандусами вместо лестниц, с единой стеклянной стеной-потолком, которую изнутри опоясывает не имеющий аналогов бесшовный мультимедийный экран длиной более 80 метров..
Шаг за шагом перед нами открываются картины прошлого и перспективы будущего российской и мировой космонавтики. Вот подлинные спускаемые аппараты космического корабля "Союз-34", исследовательский комплекс "Юпитер-2" и самый большой в мире длиннофокусный фотоаппарат "Агат-1" для отслеживания техники и баз противника с орбиты.
Есть и мультимедийный зал «Интерактивная планета», представляющий собой «обратный планетарий». Изображение там проецируется не на потолок и стены, а на выпуклую поверхность полусферы в центре зала. Посетители при этом не сидят, как в обычном планетарии, а стоят – вдоль перил, преграждающих доступ к полусфере.
Последний обед в гостином дворе Калуги сопровождался исключительно "космическим" меню: авторской закуской "Парад планет" и фантастичным десертом "Планетарий"
Москва- Вашингтон- Калуга