Найти тему

Девочка - бабушка. Об интроектах значимых фигур.

Фильм «Кука», режиссера Ярослава Чеважевского 2007 года, построен на смене ярких мизансцен, подчеркивающих красоту провинциальной, местами убогой жизни. Старый полуразрушенный дом дворничихи, покрытый шапкой пожухлых листьев, подан неповторимо прекрасным, не смотря на ветхое состояние умирания и очевидность невозможности возрождения былого состояния. Унылые подворотни, непрезентабельный магазин, заброшенность провинциальных закоулков – во всем этом передана печальная, но прекрасная глубина и спокойствие жизни как она есть.

кадр из фильма "Кука"
кадр из фильма "Кука"

Фильм интересен тем, как ярко, порой с избыточными акцентами, показано, как пластичен может оказаться ребенок в выборе эго-состояний в зависимости от обстоятельств, в которые он попадает. Как влияют состояния значимых взрослых, в обществе которых ребенок находился долгое время, на формирование его собственных состояний. Так, героиня фильма, шестилетняя девочка, называющая себя Кука, долгое время жила в спартанских условиях с одной только бабушкой и в результате впитала ее отношение к жизни как ведущее для себя.

кадр из фильма "Кука"
кадр из фильма "Кука"

Если взглянуть на фильм в целом, то можно отметить, что господствует у шестилетней Куки эго-состояние Родителя. Образ заботливой, расчетливой, хозяйственной бабушки проявлялся в девочке во многих ситуациях. Оставшись в одиночестве, Кука самостоятельно ведет быт, решает все насущные вопросы, она рассудительна, трезво мыслит и действует по обстоятельствам без паники, максимально собрано. У девочки доминирует рациональный подход к жизни, что позволяет ей избегать опасностей, справляться с решением возникающих проблем и не поддаваться эмоциям. Во многих ситуациях Кука страхуется, экономит деньги, не позволяет себе лишнего, дорогого и вкусного, старательно рассчитывает бюджет, откладывает средства на «черный день» – это позиция Родителя, лозунг которого «делаем как надо, как правильно, а то как бы чего не вышло» - хотя Кука одна и в реальности ее никто не контролирует – разве что только бабушкины интроекты.

кадр из фильма "Кука"
кадр из фильма "Кука"

В течении всего фильма мы можем наблюдать, как эти бабушкины интроекты ярко проявляются в поведении Куки. Такие как «копейка рубль бережет» - Кука считает деньги и экономит на всем, не покупает себе конфеты и пирожные, а только лишь любуется на них сквозь стекло витрины. При выборе куртки она также исходит не из требований моды или красоты, она оценивает одежду исключительно по ее стоимости и удобству. У Куки нет иллюзий, она не наивна, трезвый бабушкин подход проявился и в этом. Мы наблюдаем действие интроекта из разряда «доверяй, но проверяй», «никому нельзя верить, все равно обманут». Так, Кука спокойно восприняла возможный обман тети Лены (своей новой потенциальной мамы) – в понимании трезвомыслящей Куки незачем было даже мечтать о сказке с новой мамой. Она и не мечтала…

кадр из фильма "Кука"
кадр из фильма "Кука"

Шестилетняя девочка научилась «не строить замков из песка» - это послание режиссера красиво подано в фильме. Собственноручно построенный красивый домик из песка Кука рушит сама же со словами «все равно сломают» - и не чувствует сожаления. Так здравый подход к жизни, свойственный пожилой женщине, ярко проявляется в маленькой девочке. Эмоции Куки ограничены, психика защитила девочку от осознания ужаса, что тело бабушки несколько месяцев находится недалеко в разрушенной постройке… Она не переживает, не плачет, просто выживает так, как научила бабушка…

кадр из фильма "Кука"
кадр из фильма "Кука"

Хочется сказать, что в данном случае бабушкины интроекты сыграли позитивную роль – обеспечили девочке выживаемость в трудной ситуации и сберегли психику от лишних травм. Рациональный подход к жизни и возникшим трудностям при полном отсутствии иллюзий помог маленькой девочке на какое-то время выстроить свою жизнь с опорой только на себя.

В кульминации фильма Кука меняет эго-состояние и становится, наконец, самой собой, т.е. Ребенком. Она оставляет тотальный мониторинг происходящего и делегирует ответственность за организационные моменты взрослым. Кука не волнуется тому, что тетя Лена отошла и не возвращается. «Наверное, пошла позвонить» - Кука впервые не контролирует ситуацию, включился ребенок, который перекладывает решение взрослых вопросов на взрослых, как собственно и должно происходить в возрасте Куки. Смена эго-состояний от Родителя к Ребенку произошла в Куке потому, что фигура значимого взрослого – Заботливого Родителя, наконец-то появилась рядом. И у шестилетней девочки Куки пропала необходимость самой быть себе родителем…

Возможно в фильме многое преувеличено, но искусство на то и искусство, чтобы строиться на контрастах. Для меня было интересно отследить те моменты, когда шестилетняя девочка «отложила на время» свое естественное состояние Ребенка и передала свою жизнь в полное управление к исполнительному состоянию – Родителя, что по результату обеспечило ее выживаемость.

Благодарю за лайки, подписки и комментарии.

Если вам нужна консультация, пишите в личные сообщения kat46marina@yandex.ru.

Читайте также.

«Стоит ли прощать абьюзера за потерянные годы?»

«Жить с мужчиной за еду»

«Слушать тело, чтобы услышать»

Мои книги на ЛитРес

#Психология #фильм Кука #транзактный анализ #взрослый родитель ребенок #страхи #саморазвитие #самооценка