С помощью одних только звуков музыка позволяет слушателям сделать свою жизнь яркой и насыщенной. Она бывает различная, поскольку у всех людей свои интересы и вкусы. Только вот интеллигенция, то есть образованное и культурное общество, во все времена предпочитало классику... В чëм же тут дело? Это вы, мой дорогой читатель, и узнаете в данной статье.
Музыка и еë направления
Какую музыку вы предпочитаете слушать в свободное время? Какие у вас запросы? Безусловно, что ответы на эти вопросы будут разниться, ведь сколько людей, столько и мнений. Объясняется это тем, что если, предположим, группа людей будет слушать одно и то же музыкальное произведение или читать одну и ту же книгу, тогда в любом случае образуется несколько взглядов с самых разных сторон. Также данная информация многое говорит о нравах, чертах характера и мировоззрении каждого индивидуума. Поэтому не стоит забывать, что существуют общепринятые нормы, понятия, уставы, помогающие различать свет и тьму. Сразу же хочется процитировать легендарные строки Владимира Маяковского:
Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо?
Разумеется, и музыка бывает «хорошей» и «плохой»; в ней существуют различные грани и направления.
Классическая музыка; в чëм еë ценность?
Возможно ли слушать музыку не только для настроения, но и для развития, совмещая приятное с полезным? Да, конечно. Именно за это и отвечает классика. Но что же принято называть классической (академической) музыкой?
Данное понятие весьма обширно и многогранно: оно включает в себя образцы, созданные композиторами прошлого и настоящего, а вот объединяют их [образцы], в первую очередь, высочайшие требования к созданию: композитор или исполнитель проводит долгие годы обучения, анализ достижений предшественников и современников и т.д. Именно благодаря таким сложным законам, стандартам, рамкам академизма, данное направление и обрело столь глубокие замыслы и богатейшие содержания в своих творениях. Чтобы понимать и чувствовать классику, следует иметь в себе так называемый благой нрав. Как пределить, есть ли это качество, [благой нрав] внутри человека? Очень легко! Просто попробуйте дать ему послушать типичный образец академической музыки, хотя бы одно из произведений И.С.Баха. По реакции человека сразу станет очевидна картина его внутреннего мира и взгляда на окружающую среду. В случае отрицательного отклика, можно сделать вывод, что перед нами плохо развитая личность, причëм духовно и интеллектуально. Кстати, подобный эксперимент допустимо проводить не только с музыкой, но и с другими видами искусства, например, посещением музея, галереи или прочтением книги, входящей в золотой фонд мировой литературы. Думаю, что многие мои читатели начали узнавать себя в подобных ситуациях. Сразу говорю, что ничего негативного данная информация в себе не несëт. Отсутствие просвещëнности или еë низкий уровень — не приговор, а, скорее, показатель, призыв к тому, что пора начать себя совершенствовать. Абсолютно все выдающиеся личности, увековечившие свои имена в области науки и культуры, знали не понаслышке, что такое кропотливый труд на протяжении многих лет.
«Мне пришлось много трудиться. Тот, кто будет так же трудолюбив, добьётся такого же успеха».
©И.С.Бах
Возможно, многие сейчас хотят спросить: «Но ведь у всех великих деятелей искусств и науки был талант, даруемый Богом не каждому... Разве не в этом причина их успеха?»
Всë верно. Только вот не стоит путать талант и задатки. Задатки — качества, даруемые с рождения и в процессе рождения. Талант — совокупность труда и имеющихся ресурсов (сюда и относятся задатки), впоследствии чего образуются определëнные способности, а за ними и гениальность. Следовательно, представители классики (в любых областях искусства) достойны мирового признания, так как их достижениям и результатам предшествовал долгий и тернистый путь поиска знаний и навыков с последующим процессом осмысления.
Современная популярная музыка — «попса»
Как было указано в статье ранее, музыка бывает совершенно разной. И если мы в предыдущем разделе познакомились с направлением, образцы которого во многих течениях, сферах развивают слушателя, то теперь следует изучить и его [направления] антипода — «поп-музыку».
Стоит начать с того, что многие ошибочно считают «попсу», музыку, которая сегодня заполонила телеканала и соцсети, с естественным продолжением классического направления, еë эволюционным движением. То есть, мол, лет 200 назад были актуальны романсы М.И.Глинки и симфонии Л.В.Бетховена, а сейчас — всё, что мы видим в трендах. Только в реальности дела обстоят иначе...
Возможно, вы удивитесь, но поп-музыка была всегда. Из века в век общество всегда делилось на невежественных, малообразованных и культурных, интеллигентных людей, причëм первая группа превалировала и до сих пор превалирует противоположную. Отличительной особенностью деятельности интеллигенции является еë способность к консервации своих работ и достижений, осуществляемой благодаря высоким требованиям, оговоренных в начале статьи. Плоды невежества, в свою очередь, также имеют отличительную черту с противоположными характеристиками — очень быстрый рост популярности, который достигается путëм обращения к самым востребованным темам с низким художественным уровнем, исходя из интересов мнения большинства. И поскольку лишь меньшая часть людей на земном шаре ведома высшими идеалами, остальная часть склонна к невежеству. Поэтому чтобы завладеть признанием остальной (то есть непросвещëнной) части населения, не требуется иметь цель достичь чего-то реально ценного. Достаточно, к примеру, вместо создания оперы длиной в несколько действий со сложной драматургической схемой запросить у искуственного интеллекта 3-минутную песню с помощью виртуальных технологий. Работы немного, а славы хоть отбавляй... разумеется, что здесь присутствует подоплёка. И это действительно так! Не стоит забывать две золотые русские пословицы, которые знакомы всем с детства, но, как оказалось, не каждый умеет их применять:
1.Что посеешь, то и пожнëшь.
2.Без труда не выловишь и рыбку из пруда
Это означает, что добиться качественных результатов без усилий попросту невозможно. Таковы неизменные законы мироздания. Попробуйте теперь назвать хоть один образец развлекательной музыки XIX века! Не выходит? Дело в том, что все «тренды» тех времён уже давно канули в небытие. И учитывая опыт ушедших поколений, такая же участь должна постигнуть и наших современников в этой музыкальной области. Ведь история, знание которой крайне полезно для любого человека, имеет свойство кругообразного движения. Заметьте, все песни-шлягеры, которые звучали из «каждого утюга» каких-то 5–7 лет назад, уже лишились своей популярности. Зато «Детский альбом» П.И.Чайковского, написанный в 1878 году, не потерял актуальности и по сей день: его с большой любовью играют дети в музыкальных школах, а профессиональные пианисты не редко исполняют его на больших сценах.
Казалось бы, преимущество классики очевидно. Но многие до сих пор не желают пойти ей навстречу. В следующей части мы поговорим о том, как правильно слушать классику, получая от процесса неподдельное удовольствие.
Материал принëс пользу? Поделитесь им с друзьями!
Пишите идеи для новых статей в комментариях...
Подпишитесь на новые видео, статьи, аудиозаписи и анонсы концертов:
• Telegram
Материально поддержать автора и получить специальные бонусы вы можете здесь.