Продолжение отчёта о поездке в национальный парк Марий Чодра. По пути мы побывали на Лысой горе в Воротынском районе, сходили на Зелёный ключ и Мушан-ер в Марий Эл, переночевали на берегу Илети. Ссылки на первые части будут в конце публикации. А пока перенесёмся в ранее утро 1 августа на берег Илети в районе автомобильного моста, где мы решаем, куда ехать дальше.
Одним из вариантов продолжения путешествия был визит на озеро Конан-ер, оно тоже на территории национального парка, а купленные накануне билеты давали нам право шариться по нему три дня. За утренним кофе я своими словами пересказал Диме легенду его происхождения, почерпанную на ресурсах тех же "Кочующих": некий казанский туз Батулла, в бог знает каком веке, чтобы поправить свои торговые дела, решил выдать красавицу-дочку Фатиму за старика-воеводу. Дева была тайно влюблена в молодого приказчика своего отца и выходить замуж, ясное дело, не хотела. И вот её повезли к жениху, но дорога дальняя, остановились на ночь в трактире на Кленовой горе, откуда ночью Фатима и сбежала, утопившись в ближайшем болоте (специально или нет - я не поняла). Утром болото внезапно ушло под землю (карстовый провал, ясное дело), и на этом месте образовалось красивое озеро, где теперь обитает русалка - она и по сей день заманивает путников и туристов своими красивым пением.
Дальше прямая речь.
"Лет 7-8 назад один знакомый турист из Казани рассказал мне следующую историю, которая на самом деле приключилась с ним на озере Конан-ер. Поехали они с семьёй (отец, мать и он с сестрой) с ночевкой на это озеро. Ночью уже засыпают в палатке, как вдруг с озера донеслось пение. На берегу кто-то на самом деле пел высоким оперным голосом, слов было не разобрать, но в песне чувствовалась такая щемящая печаль, что хотелось выйти и посмотреть: кто там поёт в ночной темноте? Они с отцом уже хотели вылезти с фонариками из палатки, как мать им говорит, чтобы они и не думали выходить, мол, от этого пения ей становится страшно. Ведь неизвестно, кто таким голосом может петь в ночном дремучем лесу. А неизвестный голос буквально манил к себе, словно звал - прийти и посмотреть на какое-то сказочное существо. Сон у туристов сразу пропал, действительно, стало жутко от неведомой колдовской мелодии. А голос становился всё выше и выше, и, наконец, словно уставши кого-то ждать, сорвался вниз – перешел в какой-то громкий звериный рёв, замолк, а следом раздался плеск воды, будто огромная рыбина ударила хвостом. После этого в лесу наступила тишина. Но вся семья до рассвета сидела, не шелохнувшись, в своей палатке. А как рассвело, они собрали все вещи и быстро ушли подальше от озера. Такая невероятная история произошла в наши дни…". Источник: капитан команды "Кочующие" Ахат Хафизов https://dzen.ru/a/ZXgDd7Yr4FSbQDPR
Также рассказываются байки о мальчишках, которые на ночь чертили вокруг палаток круги, через которое не могло пробиться некое существо в балахоне. В общем, жутко интересно, но… Душа у меня - заячья.
- Почти пять километров топать в одну сторону, - сварливо сказала я Диме. - И вдруг тебя русалки упрут? Может, не пойдём?
Дима внезапно согласился - он нагулялся по озёрам вчера, идти было лениво. К тому же, он хотел посмотреть "нехороший лес". Туда мы и направились.
У Булгакова была нехорошая квартира, а в Марий Эл есть нехороший лес. Место, где Юшут сливается с красавицей Илетью пользуется дурной славой - не удивительно. Когда под землю на ровном месте уходят вековые деревья, а порой и люди - ясное дело, что дело тут нечистое. Не иначе, злые марийские колдуны (юзо) тут свои дела мутят.
Странные ночные звуки, о которых рассказывают в местных легендах, тоже настроения не добавляют, хотя современные краеведы и их объясняют проделками карста. Также движение земли якобы сопровождается инфразвуком, который не распознаёт человеческое ухо, но от которого, тем не менее, становится не по себе и людям, и животным (тут я точно не знаю, за что купила - за то и продаю).
Юшут очень понравился - в этом месте это эдакая горная река под сводом лиственных деревьев - прозрачная, местами непривычного малахитового цвета, уже удивившего нас накануне на Зелёном ручье. Ещё тут выходят скальные породы: прежде здесь были каменоломни, где добывали стройматериал, чтобы латать Казанский тракт.
Путь к этой точке - от деревни Озерки. На полпути также полагается оставить автомобиль и топать на своих двоих, так как это тоже территория национального парка.
Как и с таинственным Конан-ером, с "нехорошим" лесом связана современная страшная легенда: в позднее советское время тут укрывался беглый заключённый, родом из местной деревни. В одном из карстовых провалов он вырыл себе землянку, но находиться в ней от ужаса по ночам не мог - пережидал темноту около деревни. Когда милиция пришла его "брать" - он, поседевший от страха, с радостью сдался властям.
Дима сообщил, что разочарован, потому что ничего мистического не почувствовал, и заявил, что надо бы вернуться сюда ночью. "Хрена лысого", - возразила я.
Кстати, неподалёку от карстового леса тут есть ещё одна точка для любителей пощекотать нервы - остатки старой Татарской мельницы на реке Арбайке. Легенд про неё две, обе связаны с мельником-убийцей и проделками водяного. Почитать можно тут https://stihi.ru/2016/01/09/6473.
Поездку к мельнице я тоже ловко саботировала - "Ой, да нихрена там от неё не осталось". Да, со мной бывает скучно.
На том путешествие решили закончить - дома ждали котофеи. На обеденный перекус заехали посмотреть новое место - смотровую площадку в посёлке Сюктерка, это уже Чувашия.
Сюктерка считается курортным посёлком, тут несколько турбаз, минеральные источники (не нашли, судя по карте - на территории санатория), шикарный песчаный пляж с видом на просторное Чебоксарское водохранилище. Берег - холмистый, живописный. Мне понравилось, Диме - нет. Он морщил нос от запаха цветущей реки. Подъехать к берегу оказалось нельзя, прогулялись пешком, а кофе сварили прямо на парковке в машине. Ещё несколько часов - и вот мы дома, собрав в городе все пробки в вечерний час пик.
Не могу сказать, что батарейки зарядились полностью, но после этого маленького путешествия я почувствовала себя лучше, а белых пятен на карте стало ещё немного меньше.